Развитие критического мышления в чтении и письме

Разделы: Русский язык


Желание к самообразованию, любопытство, стремление отойти от привычного, понимание необходимости заинтересовать детей, чтобы глаза горели, толкают учителя на поиск новых методов, приемов организации учебной деятельности.

Программа "Развитие критического мышления через чтение и письмо" не оставит равнодушным ни одного учителя.

Я начала эксперимент после того как ощутила себя в роли ученика в классе, пережила урок с использованием технологий РКМЧП ( на курсах) от постановки целей до рефлексии результатов. Учителя по-разному воспринимают новое. Кто-то говорит, что это все уже давно известно, другие скептически полагают, что в условиях нашей традиционной классно-урочной системы вряд ли получится реализовать все идеи программы. Возникает вопрос: что такое критическое мышление?

Авторы технологии РКМЧП, американские педагоги К Мередит, Дж. Стил, Ч.Темпл, опирались на идеи философов, психологов и педагогов всего мира.

Под критическим мышлением понимается "открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт". В основе РКМЧП – базовая модель, состоящая из трех этапов:

  • стадия вызова
  • смысловая стадия
  • стадия рефлексии

На первой стадии происходит обмен информацией, собственная информация подвергается сомнению. Каждый ученик формулирует свои цели вне зависимости от целей учителя и остальных учеников: ставит вопрос, на который он хочет получить ответ. На этой же стадии, чтобы мотивировать учащихся к дальнейшей работе, педагог составляет список "известной информации", рассказ-предположение по ключевым словам, кластер, набор верных и неверных утверждений. т.д. Итак почва готова, чтобы сеять семена и собрать урожай.

На второй смысловой стадии ученики знакомятся с новой информацией, ищут ответы на свои вопросы, поставленные на стадии вызова, корректируют свои цели с учетом поступающего к ним нового информационного материала.

Информационный материал – это текст, придуманный самим учителем. Текст не должен быть знаком учащимся и заранее делится на части. Объем текста должен быть не очень большим и подбирается с учетом возрастных особенностей, целей, проблем, интересов. Вопросы формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности. Еще нужно учитывать индивидуальные особенности – кто-то охватывает весь текст, а кто-то половину. Используя текст, ученики начинают "апробирование целевого маршрута", позволяющий раскрыть творческий потенциал.

Чтобы сохранить интерес к изучаемой теме и способствовать продвижению учащихся от знания "старого" к знанию "новому", используются условные знаки для маркировки текста по ходу чтения. В роли условных знаков могут выступать "плюсы", "минусы" , "галочки", "смайлики", улыбающиеся, удивленные, грустные и т.п.

Приемы, используемые на второй стадии, помогают учащимся найти информацию, необходимую для достижения поставленной цели, выделить главную мысль в тексте, работать с таблицами, способствуют умению работать с разными вопросами, умению сравнивать, умению слушать и слышать других, участвовать в дискуссии, взаимодействовать.

Третья стадия – это стадия рефлексии, на которой учащиеся обращаются к первоначальным записям, дополняют их, используя изученный материал.

На этой стадии обучающиеся, размышляя над новой информацией и соотнеся ее со своим личным опытом, выходят на более глубокое понимание изученного, ставят новые цели.

Таким образом решается одна из основных задач современного урока– устранение отчужденности школьника; становится возможным преобразование обучающимися полученной на уроке информации в личностное знание.

Цели:

  • повторить изученное ранее по теме «ПРИЧАСТИЕ», углубить знания, совершенствовать умение находить причастия в тексте, использовать и выделять в устной и письменной речи (интонационно и знаками препинания);
  • развивать критическое мышление учащихся: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний, пользоваться различными способами интегрирования информации, умение решать проблемы, вырабатывать собственное мнение, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим, аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • воспитывать способность участвовать в совместном принятии решения, выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, умение сотрудничать и работать в группе.

Оборудование и наглядность: слайдовая презентация к теме урока; раздаточный материал – текст, где встречаются причастия; краски, кисточки, альбомные листы; таблички с названиями групп: «Художники», «Поэты», «Общительные».

ХОД УРОКА

I. ВЫЗОВ

Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает: «Что хочу узнать?» (5-7 мин.)

1. Оргмомент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Для работы на уроке необходимо разделиться на группы: «Художники», «Поэты», «Общительные».

2. Прогнозирование темы урока

Учитель. Для определения темы урока мы посмотрим на слайды и попробуем догадаться о чем будем говорить сегодня на уроке?
– Что изображено на рисунке?
– Что можно сказать об этих словосочетаниях?
– Что общего? (Во всех словосочетаниях есть причастия).
– Какова тема урока? (Причастие).

3. Целеполагание

– Как вы думаете, какие цели нам нужно поставить перед собой на сегодняшнем уроке?
– На сегодняшнем уроке мы будем собирать материалы о причастии..

4. Составление кластера. На доске.

Кластер – графический систематизатор, схема.

– Что мы знаем о причастии? (Учитывая ответы детей, записываю ключевые слова на доске в первую колонку таблицы).
– Что хотели бы узнать? (Записываю во вторую колонку)

II. РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

Активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. (5-7 мин.)

1.Анализ текста. Текст читают и отмечают смайликами, чертят схему, выделяя тему и смысловые проблемы.

Причастие – часть речи, обозначающая признак предмета, создаваемый действием самого предмета (читающий мальчик), или действием над этим предметом (прочитанный текст). Иными словами причастие обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.

Причастие – это часть речи, имеющая признаки глагола и прилагательного, выполняющая в предложении определенную синтаксическую роль (определение или сказуемое).

Дети, изучающие правило (несов.вид, наст. время – признаки глагола; множ.число, именительный падеж – признаки прилагательного).
Изучающие дети – сами совершают действие – это действительное причастие.
Текст, изучаемый вами, требует особого внимания.
Изучаемый текст испытывает на себе ваши действия – это страдательное причастие.
Причастия, имеющие суффиксы: -ущ-(ющ), -ащ-(ящ), -вш- ,-ш- – это действительные причастия.
Причастия, имеющие суффиксы: -ем-(ом), -им-, -нн-, -енн-, -т- – это страдательные причастия.

Текст, который вы прочитали, был продуман мной, и в этом предложении причастие является сказуемым. Какими членами являются причастия в других предложениях?
(приблизительная схема-слайд).

2. Соотнесение с кластером

– Что мы знали и помнили?
– Что нового узнали? Дописать на доске во вторую колонку.

III. РЕФЛЕКСИЯ

Систематизация информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, творческое применение полученных знаний. 15 минут

1. Работа в группах.

Группа «Художники»: нарисовать причастие и объяснить, почему вы так его себе представляете.

Группа «Поэты»: составить синквейн о причастии.

Алгоритм написания синквейна

1 строчка. 1 существительное (тема).
2 строчка. 2 причастия.
3 строчка. 1 предложение, содержащее основную мысль текста.

Группа «Общительные»: составить небольшой текст, связанный с работой на уроке, используя в каждом предложении причастие.

2. Рефлексия

– На какие вопросы мы с вами ответили на уроке?
– Что показалось особенно интересным?
– Остались ли «белые пятна»?