Групповое логопедическое занятие «Звуки [Б] и [Б']. Буква "Б"»

Разделы: Логопедия


Цель занятия:

  • познакомить со звуками [Б], [Б’] и буквой Б;
  • закреплять знания детей о гласных и согласных звуках, навыки звуко-буквенного анализа слов;
  • развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, зрительно-моторные координации;
  • формировать  навыки сотрудничества, доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы: куклы Бим и Бом, очки, звуковые схемы слов, лабиринт, предметные картинки, счетные палочки, веревочки, цветовые сигналы, карточки с изображением букв на «зашумленном» фоне.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1) Игра «Волшебные очки»

Детям предлагают надеть «волшебные очки», которые позволяют видеть только все самое хорошее, посмотреть друг на друга и сделать комплимент.

2) Речевая разминка: Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.

Дети отстукивают ритм указательными пальцами и произносят слова с разной силой голоса.

2. Основная часть

1) Сообщение темы занятия

Сюрпризный момент: клоуны Бим и Бом.

– Сегодня у нас в гостях клоуны Бом и Бим. Они хотят познакомить вас со своими  любимыми звуками и немного поиграть.
– Назовите первый звук имени Бом (Бим).

2) Характеристика звука Б (согласный не поется, твердый, звонкий – произносится с голосом, обозначается квадратиком синего цвета).
Знакомство с мягким звуком. Мягкость звука подчеркивается артикуляцией и ласкательной интонацией (обозначается квадратиком зеленого цвета).

3) Развитие фонематического восприятия и просодических компонентов речи.

Игра «Дразнилка»

– Бим и Бом смешат, веселят людей и хотят, чтобы вы тоже повеселились вместе с ними.
Произнесение слоговых рядов (Ба-бо-бу, бы-бу-ба и т.д.) с разной интонацией и ударением.

4) Звуковой анализ и синтез слов.

Игра «Поймай звуки»

– Клоуны предлагают вам поймать звуки и составить из них слова.

Б_О_М – какое слово получилось (БОМ), Б_И_М (БИМ).

Выкладывание слов с помощью цветовых сигналов.

–  Давайте сделаем новые таблички для гримерных комнат клоунов.

5) Развитие фонематического восприятия дифференциация звуков [Б], [Б’]

Игра “Слушай внимательно”

Наши друзья хотят проверить: внимательные вы или нет.  Возьмите в левую руку синий квадратик, а в правую – зеленый. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [Б], поднимите синий квадратик, если [Б’] – зеленый.

6) Произнесение слов со звуками [Б], [Б’]. Развитие зрительно-моторных координаций, внимания, памяти

Игра «Лабиринт»

– Помогите клоунам пройти лабиринт, собрать нужные предметы для выступления в цирке и прийти к своей болонке. Они будут выступать вместе. Когда найдете предмет, обязательно его назовите.

Игра «Чего не стало?»

Проводится после того, как дети назовут все слова.

7) Развитие фонематических представлений

Игра «Исправь ошибку»

– Послушайте, какие веселые предложения придумали Бим и Бом, исправьте их ошибки.

  • Жучка будку не доела, неохота надоело (булку).
  • Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это (билет).
  • На островок налетел ураган, на пальме остался последний баран (банан).

Физминутка

– Бим и Бом приглашают нас потанцевать с ними.

Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку.

8) Знакомство с буквой.

–  Посмотрите, на что похожа буква “Б”. (Варианты ответов детей).

Буква Б с большим брюшком в кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев.)

Обведение буквы по контуру, выкладывание из счетных палочек и веревочек. Восприятие буквы на зашумленном фоне.

– Буквы Б пошли гулять, налетел ветер, поднял ветер и осталась только одна буква Б, остальные потерялись. Найдите их и обведите синим карандашом.

9) Чтение слогов с буквой Б

Игра «Клоун жонглирует»

– Помогите клоунам собрать шарики для выступления. Найдите те, на которых написаны слоги и слова с буквой Б.

3. Итог занятия

– С какими звуками мы сегодня познакомились? (С какой буквой?)
– Если вам понравилось заниматься хлопните в ладоши два раза, если нет – один.

От имени Бима и Бома детям дарят воздушные шарики.

Используемая литература:

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. Свистелочка. – М.: Айрис-пресс, 2008 г.
2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов\ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.