Цели:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви.
- Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, развивать навыки работы с документами.
- Воспитательная: содействовать формированию таких нравственных качеств, как верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные – самостоятельно выдвигать цели, формулировать тему урока, выделять необходимую информацию.
- Регулятивные – корректировать свои действия, сличая с эталоном, оценивать то, что усвоено.
- Личностные – умение выделять нравственный аспект поведения.
- Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оформление доски: Тема (Гуситское движение в Чехии), план урока (1. Ян Гус: его учение и деятельность, 2. Гуситские войны в Чехии, 3. Итоги и значение гуситского движения в Чехии), новые слова (церковный собор, гуситы, табориты, умеренные), даты (1415 – казнь Яна Гуса, 1419-1434 – Гуситские войны).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Мотивирующая часть
Слайд 1 – карта «Священная Римская империя 13 век)
В эпоху средневековья чехи называли свою страну Богемия, т.е. – страна, избранная Богом. Что же дало жителям этой маленькой страны, находящейся в составе Священной Римской империи, где главную роль играли немцы, считать Чехию избранной Богом? Правил в это время империей Карл IV, (Слайд 2 – портрет) чех по происхождению. Чехию он считал «благороднейшей частью империи». Карл IV, которого чехи звали «отец империи», был талантливым писателем, самым богатым коллекционером своего времени, основал первый университет в Европе, покровительствовал искусствам, при нём были построены Карлов мост через Влтаву, (Слайд 3) замок Карлштейн, (Слайд 4), собор святого Вита. (Слайд 5). Чехия переживала хозяйственный подъём, более 200 ремёсел было развито в стране, ежегодно здесь устраивались ярмарки, на которые съезжались тысячи купцов. Чехия была, как тогда некоторые выражались, «Жемчужиной в короне Священной Римской империи», самым процветающим государством. Можем ли мы предположить, что среди чехов были люди недовольные своим положением? Наверное, да. Так, кто и чем был недоволен среди чехов? (Слайд 6 – а) найдите данные о том, какие слои населения и чем были недовольны в Чехии? – б) против кого было направлено недовольство чешского населения?) Ответ на этот вопрос в тексте на странице 196, три последних абзаца (старый учебник) и страница 200-201 (новый учебник).
После прочтения, выслушиваем ответы и сверяем их правильность с таблицей на слайде (Слайд 7). Раз были люди, недовольные своим положением, значит, что мы можем предполагать об их действиях? (Ответ учащихся)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Как может быть сформулирована тема урока? (Слайд 8 – пустой)
Эпиграфом нашего урока будут слова Яна Гуса (Слайд 9 – «Великий христианин ищет правду, слушает правду, говорит правду, защищает правду до смерти»). Почему взяты слова Яна Гуса в качестве эпиграфа данного урока? Потому что именно этот человек пробудил чешский народ к борьбе. Как вы думаете, а какой будет цель нашего урока? (ответы учащихся). (Слайд 10 – пустой).
Работать будем по плану: (Слайд 11).
1. Ян Гус: его учение и деятельность
2. Гуситские войны в Чехии
3. Итоги и значение гуситского движения.
Оперировать будем такими терминами, как (Слайд 12
– гуситы, табориты, умеренные, имена – Ян
Гус, Ян Жижка), узнаем, какие события стоят за
датами (Слайд 13 – 6 июля 1415 года, 1419-1434, 1434 год)
2. Изучение нового материала
Переходим к первому вопросу нашего плана урока:
Ян Гус и его деятельность
В начале 15 века в небольшую церковь на одной из
улиц Праги приходили крестьяне, горожане, рыцари
послушать пламенные речи Яна Гуса (Слайд 14 –
портрет).
Сообщение о Яне Гусе
Ян Гус родился в местечке Гусинец в 1369 году, был
третьим сыном в небогатой семье. Родители смогли
скопить деньги на образование сыну, материально
помогли старшие братья и Ян смог поступить и
блестяще окончить Пражский университет. В 1396
году Ян Гус получил степень магистра искусств и
стал читать лекции. Вскоре он возглавил
философский факультет, став его деканом.
Чтобы распространить свои взгляды на реально
существующие проблемы в обществе, Ян Гус не
только проповедовал с кафедры, он приказал
расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с
назидательными сюжетами, сочинил несколько
песен, которые стали народными, провёл реформу
чешского языка, который стал более понятен
народу.
О чём же проповедовал в церкви Ян Гус?
(Слайд 15)
Задание:
1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну
Гусу?
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять
чехами?
Представим, что мы слышим его голос … (сл. 16-17 – цитаты из проповедей: «отними у собак кость, они перестанут грызться, отними имущество у церкви и не найдёшь для неё попа, чехи в своём королевстве Чешском должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, духовенство портит народ своим богатством, так надо отнять у него это богатство! Священники только и думают о том, как увеличить свои богатства, для чего продают индульгенции, устраивают никому не нужные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ. Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора?»)
(Слайд 18)
Задание:
1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну
Гусу?
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять
чехами?
(Слайд 19)
Выводы: Ян Гус критиковал роскошь и
богатство, торговлю должностями, продажу
индульгенций, засилье немцев и нарушение
церковных обрядов. Ян Гус требовал отнять
богатства и земли у духовенства, подчинить
церковь чешскому королю, чехи должны быть
первыми в своём государстве)
Ян Гус был патриотом и горячо любил свою
родину. Призывал к борьбе против засилья
чужеземцев, осуждал феодальный гнёт, хотя и не
выступал против феодальных порядков. С течением
времени выступления Яна Гуса становились всё
смелее.
Духовенство и немецкие феодалы решили погубить чешского патриота. Архиепископ пражский отлучил Яна Гуса от церкви. Но число единомышленников Гуса продолжало расти. Тогда Римский папа вызвал его на съезд высшего духовенства церкви – церковный собор, который заседал на юге Германии в городе Констанце. (Карта в атласе). Германский император прислал Гусу охранную грамоту, в которой обещал ему полную безопасность. (Слайд 20 – Ян Гус в раздумье). Но в Констанце Гуса бросили в тюрьму, заковали в тяжёлые цепи. После долгого заключения состоялся собор. (Слайд 21 –иллюстрация с картины «Ян Гус на Констанцком соборе»). Сотни глаз пристально уставились на Яна Гуса. Они рассматривали его с головы до ног. Внешний вид оказался вполне приличным для узника только что приведённого из тюрьмы. Перед ними был не жалкий отщепенец, еле стоящий на ногах и согбенный бременем грехов, а обыкновенный человек. Их разочарование постепенно перешло в гнев. «Проклятый еретик, разве не строптив и не дерзок он, если держится так независимо! Его давно пора поджарить на костре!» – послышались выкрики.
В этот момент с кресла поднялся кардинал д’Айи. Держа текст генерального обвинения, старец стал читать: «Перед нами магистр Ян Гус, доктор свободных искусств и бакалавр богословия Карлова университета в Праге. Он обоснованно обвиняется в вероотступничестве. Своё еретичество Гус проявил тремя способами: во-первых, проповедью бредовых мыслей, во-вторых, неповиновением церковным властям, в-третьих, бунтом против церкви. Ян Гус, признаёшь ли ты себя виновным по всем трём пунктам?»
В наступившей тишине раздался спокойный голос: «Я хотел бы ответить на эти обвинения пункт за пунктом».
«Мы тебя вызвали на суд, а не на диспут! Отвечай, как положено: да или нет».
– Нет! Я не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа! Если я отрекусь от истины, то, как дерзну посмотреть в глаза народу. Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела! После паузы.… Прозрейте, люди! День настал! Восстаньте, чехи против судей! Проснитесь чехи, вы же люди, а не потеха чернецам!
Зал зашумел. Святые отцы стали осыпать магистра проклятиями. Какой приговор был вынесен Яну Гусу?
(Сл.22-23 – сожжение Яна Гуса).
– Почему церковники вынесли такой
приговор?
(Слайд 24)
– Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих
друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор,
принял решение на соборе быть? Какие черты
характера он проявил? Почему не отрёкся от своих
убеждений?
Какие качества личности Яна Гуса вам кажутся
наиболее привлекательными? (Ответ запишите в
тетрадь)
– Как вы относитесь к поступку Яна Гуса:
одобряете (возьмите в руки белую полоску бумаги),
осуждаете (синюю), равнодушны (зелёную).
(Слайд 25) – Как соотносятся слова Яна Гуса с
тем, как он прожил свою жизнь? Как называют людей,
которые любят свою Родину и делают всё для её
благополучия?
(Слайд 26 – Выводы)
(Слайд 27 – памятник Яну Гусу в Праге).
Мы переходим к рассмотрению второго вопроса
нашей темы: Гуситские войны в
Чехии.1419-1434г.г. (Слайд 28)
Казнь Яна Гуса вызвала возмущение народа. Толпы
крестьян шли на гору Табор
(Слайд 29 – гора Табор) и слушали там сторонников
Яна Гуса. На горе Табор со временем возникло
поселение с таким же названием, его обнесли
мощными укреплениями. Все здесь называли себя
братьями и сёстрами. Не было ни споров, ни
воровства, ни азартных игр. 30 июля 1419
года проповедник Ян Желивский призвал народ к
мятежному выступлению. Жители Праги восстали
против существующих порядков. Они захватили
власть в городе. Были разгромлены многие
монастыри, убиты священники. Все, кто поднялся на
борьбу против церкви и немецкого засилья,
называли себя гуситами – последователями Яна
Гуса. Постепенно среди гуситов началось
разделение на таборитов и умеренных
(чашников).
– Кто они? Чем отличались? (Слайд 30)
– Какие слои населения входили в число
умеренных и таборитов? Какие цели они
преследовали? Ответы учащиеся дают, опираясь
на текст учебника – раздел третий
«Начало вооружённой борьбы». Ответы заносятся в
таблицу.
Немецкие феодалы и католическая церковь не
хотели терять своих богатств в Чехии. Поэтому
они решили задушить борьбу чешского народа. Папа
римский объявил крестовый поход против гуситов.
Войско крестоносцев, состоявшее в основном из
немецких феодалов, возглавил германский
император. Желая пограбить богатую страну, в
походе приняли участие рыцари и наёмники из
многих европейских государств.
(Слайд 31 – карта) – Какие населённые пункты
стали центрами гуситского движения? (Прага,
Жатец, Пльзень, Табор)
– На какие территории были осуществлены
походы гуситов? (Польша, Венгрия, Германия,
Австрия)
Гуситы восторжествовали над своими противниками
по всей Чехии. Причём, в течение 15 лет успешно
отбивали все атаки многонациональных
крестоносных армий. Папа и император
предприняли против гуситов 5 походов. Но они
закончились бесславно для крестоносцев.
– В чём же секрет победы гуситов над
крестоносцами?
Во главе гуситов стоял народный полководец Ян
Жижка (Слайд 31 – портрет Яна Жижки)
Сообщение ученика
Ян Жижка родился в обедневшей рыцарской семье.
Продал после смерти родителей их имущество и
молодость свою провёл пажом при короле Вацлаве IV.
В 1410 году участвовал в Грюнвальдской битве
против немецких крестоносцев, где лишился левого
глаза. Перед тем, как примкнуть к гуситам, он
организовал шайку разбойников, его арестовали,
но Ян Жижка вскоре был амнистирован королём и
принят к нему на службу. Примкнув к гуситам, Жижка
организовал войско из плохо вооружённых
крестьян, разработал для воинов устав, научил
делать укреплённый лагерь. При осаде замка Раби
потерял второй глаз. Но продолжал руководить
войском и участвовал во всех битвах, ведь он
прекрасно знал местность даже, не видя её. его
перевозили на повозке на виду всего войска. В 1424
году Ян Жижка умер, заразившись чумой при осаде
города Пржибислава.
(Слайд 33 – оружие гуситов, слайд 34 – войско
гуситов, слайд 35 – повозка гуситов, слайд 36 –
лагерь гуситов). Сейчас мы представим себе
встречу с теми, кто сражался вместе с Яном Жижкой.
Слушая их рассказы, отметьте для себя тот
приём ведения боя, который вас удивил
наиболее всего. (Первый приём – полоска белого
цвета, второй – синего и третий – зелёного).
Сообщения учеников:
Моё имя – Коранда. Я сражался в отряде,
которым руководил Ян Жижка. Хочу вам сказать, что
Ян Жижка открыл новые, невиданные раньше
приёмы боя. Однажды две тысячи рыцарей
преградили нашему отряду путь. Жижка приказал
семь возов с оружием и продовольствием соединить
в единую цепь, а между возами поставить пушки. На
глазах у ничего не понявших рыцарей одномоментно
возникла крепость на колёсах. Крестьяне с
деревенскими цепами стояли на крышах повозок и
молотили по головам рыцарей. Воины с пиками
залегли между колёсами и снизу кололи боевых
коней рыцарей. Рыцари падали с коней, теряли свою
силу и уверенность. Потрясённые враги отступили.
Я – Роржбек. Я тоже воевал в отряде Яна Жижки.
Однажды Жижка поставил возы так, что враги
должны были идти в атаку по болоту. Он предложил
женщинам разложить среди камыша платки, шарфы,
покрывала. Болотистая местность вынудила
рыцарей сойти с коней. Спотыкаясь о кочки, и
цепляясь шпорами за расстеленные на земле ткани,
рыцари валились наземь и барахтались в болотной
жиже. Победа была на стороне нас, таборитов.
Меня зовут – Вацлав. Я тоже из отряда Яна
Жижки. Как сейчас помню этот бой. Пред сражением
мы заняли позицию на невысокой горе. Жижка
приказал десятки возов наполнить камнями. И в
момент, когда наши враги приблизились к горе,
Жижка приказал, чтобы мы все разом подтолкнули
возы с камнями. Возы, набирая скорость, летели с
горы. Что тут началось! Рыцари падали под ударами
телег и камней. Стоны, вопли, крики заполонили
округу. Полная победа гуситов была обеспечена
находчивостью нашего полководца Яна Жижки.
Вывод: благодаря новым приёмам боя,
необычным видам оружия, умелым действиям Яна
Жижки, гуситы одержали пять побед.
Разуверившись в успехе крестовых походов, папа
и император вступили в переговоры с
«умеренными». И когда папа согласился
признать новые церковные порядки в Чехии,
умеренные решили, что их требования практически
осуществились. После этого « умеренные»
образовали большое войско для борьбы с
таборитами. Напали на них и путём хитрых
манёвров, в 1434 г. у деревни Липаны разгромили
таборитов. (Слайд 37).
Каковы же итоги и значение гуситского движения? – мы переходим к заключительному вопросу нашей темы.
В 1434 году табориты потерпели поражение. Можно ли сказать, что табориты сражались напрасно? Ответ запишите в тетрадь, закончив предложение: (Слайд 39) Гуситы сражались …, потому что …
Итоги и значение гуситского движения (Слайд 38) – страница 202-203 (старый учебник), страница 207 (новый учебник) – самостоятельное чтение. После прочтения ответ на вопрос: каковы итоги и значение гуситского движения?
1. У части населения утвердилась гуситская
церковь.
2. Церковь потеряла часть земель и богатств.
3. Отмечается временное ослабление феодального
гнёта.
4. Из чешских городов было изгнано чешское
население.
5. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от
общеевропейского развития.
6. В ходе борьбы с католичеством были сознательно
уничтожены сокровища церковного искусства.
(Слайд 40)
Вывод: Гуситское народное движение закончилось поражением, но оно имело положительные последствия.
3. Закрепление
Тест (Слайд 41)
1. Столица Священной Римской империи в середине 14 века
а) Прага,
б) Рим,
в) Неаполь.
2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги?
а) священнослужители,
б) немецкие купцы и мастера,
в) крестьяне.
3. За что Ян Гус обличал духовенство?
а) торговля индульгенциями и должностями,
б) взимание денег за обряды,
в) богослужение велось не на родном языке, в) верно всё
4. Когда Ян Гус был сожжён на костре?
а) 1414 год,
б) 1415 год,
в) 1425 год.
5. Кто такой патриот?
а) человек, любящий свою Родину, делающий всё возможное для её благополучия,
б) человек, борющийся с церковью,
в) человек, не отказывающийся от своих идей.
Домашнее задание (Слайд 42)
Параграф 25, написать эссе «Роль Яна Гуса в гуситском движении»
Рефлексия (Слайд 43)
– Доволен ли ты своей работой?
Ученики демонстрируют полоски. А (зелёного цвета), Б (белого цвета), В (синего цвета)
А) Доволен
Б) Не особенно доволен
В) Не доволен.