Народная тряпичная кукла как средство поликультурного образования учащихся

Разделы: Внеклассная работа


«Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство –
Наше главное богатство

1. Введение

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение школьников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Закон об образовании", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", ФГОС.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей, выработка таких навыков межкультурной компетенции как: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

Все это является мостиком к пониманию, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.

2. Актуальность

Поскольку наши воспитанники находятся в образовательном учреждении пять дней в неделю, необходимо эффективно и педагогически грамотно спланировать и организовать внеурочную деятельность с максимальной пользой для ребенка. Среди учащихся нашей школы есть дети, проживающие на маленьких станциях, где с каждым годом становится все труднее приобщаться к традиционной народной культуре; дети из семей с низким образовательным уровнем; часть ребят приходят в школу не организованные. Поэтому основную роль по выработке навыков межкультурной компетенции должна сыграть школа. И здесь задача взрослых (педагогов, родителей) – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самовосприятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социально-экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Мы считаем, что знания народных традиций, зачастую тесно связанны с декоративно- прикладным искусством и играют особую роль в развитии у детей эмоционально- эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ощущая на себе силу их воздействия.

Мы считаем, куклы интересны всегда и всем, они сближают все возрасты и национальности.
Поэтому мы решилипознакомить детей с традициями, бытом народов, как родного края, так и народов ближайшего и отдаленного национального окружения.

3. Цель проекта: формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.

4. Задачи проекта:

  • создать условия для знакомства учащихся с культурными традициями предков;
  • изучить историю возникновения и видовое разнообразие народной куклы;
  • подобрать материалы для изготовления кукол;
  • разработать технологические карты по изготовлению куклы;
  • изготовить куклы;
  • оформить альбом «Русская тряпичная кукла»;
  • составить иллюстрированный терминологический словарь«Русская тряпичная кукла»;
  • провести выставки и мастер-классы по изготовлению «Русской тряпичной куклы»;
  • провести мониторинг заинтересованности учащихся данным видом деятельности;
  • разработать и реализовать программу «Русская тряпичная кукла».

5. Стратегия и механизм достижения поставленной цели:

  • Применение современных методов (диагностика, консультирование, групповые занятия) для формирования самостоятельности.
  • Подготовка информационно – методических материалов для детей, педагогов и родителей (технологические карты, альбом, словарь).
  • Изготовление наглядного пособия (куклы).
  • Подготовка и проведение мастер-класса.
  • Организация выставки с работами педагогов и воспитанников, благотворительной ярмарки.
  • Информирование детей, педагогов и родителей по средствам размещения материалов на школьном сайте, выступления на родительских собраниях, школьном педагогическом совете.

6. План мероприятий

Сроки реализации данного проекта: сентябрь 2012 – май 2014гг.

Участники: учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители.

№ п/п

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Подготовительный этап

1 Сентябрь-октябрь
2012г.
Изучение истории возникновения куклы и видовое разнообразие народной куклы. Федотова Л.А., Митрохова О.А..
2 Ноябрь
2012г.
Подбор материалов для изготовления кукол. ФедотоваЛ.А., Митрохова О.А..
4 Ноябрь-декабрь
2012г.
Разработка технологических карт по изготовлению русской тряпичной куклы Федотова Л.А., Митрохова О.А..

Основной этап

5 Январь-апрель 2013 г. Составление иллюстрированного терминологического словаря «Русская тряпичная кукла» (Приложение 1). Митрохова О.А.,
Федотова Л.А..
6 Январь-март 2013г. Изготовление кукол. Митрохова О.А.,
Федотова Л.А..
7 Апрель 2013г. Оформление альбома «Русская тряпичная кукла». Митрохова О.А., Федотова Л.А..
8 Май 2013г. Проведение мастер-класса, выставки (Приложение 2). Митрохова О.А., Федотова Л.А..
9 Май 2013г. Проведение анкетирования учащихся №1. Федотова Л.А., Митрохова О.А..
10 Январь-июнь 2013г. Разработка программы «Русскаятряпичная кукла» (Приложение 3). Федотова Л.А., Митрохова О.А..

Заключительный этап

11 2013-2014 уч.год Реализация программы «Русская тряпичная кукла». Федотова Л.А.,
Митрохова О.А..
12 Май 2014г. Проведение выставки работ учащихся. Федотова Л.А., Митрохова О.А..
13 Май 2014г. Проведение благотворительной ярмарки. Федотова Л.А., Митрохова О.А..
14 Июнь 2014г. Посещение школы-интерната для детей-сирот с подарками (1 июня). Федотова Л.А., Митрохова О.А..
15 Июнь 2014г. Проведение анкетирования учащихся №2. Федотова Л.А., Митрохова О.А..
16 Май-июнь 2014 г. Анализ проделанной работы. Размещение информации на сайте. Выступление на родительских собраниях, школьном педагогическом совете. Федотова Л.А., Митрохова О.А..

7. Ожидаемые результаты

  • Изучена история возникновения и видовое разнообразие народной куклы.
  • Подобраны материалы для изготовления кукол.
  • Разработаны технологические карты по изготовлению куклы.
  • Изготовлены куклы.
  • Оформлен альбом «Русская тряпичная кукла».
  • Составлен иллюстрированный терминологический словарь «Русская тряпичная кукла».
  • Проведены выставки и мастер-классы по изготовлению «Русской тряпичной куклы».
  • Повышен интерес учащихся к данному виду деятельности.
  • Разработана и реализована программа «Русская тряпичная кукла».

Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя и окружающих каждым учащимся как уникальной личностью, имеющей право на свободный выбор, на ошибку, на уважение и понимание национальных культурных традиций предков, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самосовершенствования.

Занятие конкретным делом, творчеством должно помочь учащимся чувствовать себя увереннее в жизни, укрепить сотрудничество «ребенок – семья – школа».

8. Экономическое обоснование проекта


п/п
Наименование Количество Цена (руб.) Стоимость (руб.)
1 Фоторамки А3 8 шт. 200 1600
2 Фотобумага 1(уп) 200 200
3 Ткань: льняная 2 (м) 200 400
4 Ткань: х/б (ситец, бязь) 6 (м) 120 240
5 Синтепон 2 (м) 100 600
6 Атласная лента, кружево 12 (м) 10 120
7 Колокольчик 1шт. 50 50
ИТОГО 3210

9. Перспектива

  • Создание программы «Куклы народов ближнего зарубежья».
  • Оформление альбома «Куклы народов ближнего зарубежья».
  • Пополнение иллюстрированного терминологического словаря.
  • Создание авторской куклы.

10. Заключение

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Совместная деятельность участников проекта по созданию кукол, будет интересна, познавательна и практически значима. В процессе работы над куклой дети научатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Занятия конкретным творческим делом вызывает у детей интерес к истории, традициям, культуре разных народов, проживающих на территории России. Реализация проекта будет способствовать более успешной социализации, поликультурному образованию воспитанников школы-интерната.

11. Библиография

Список литературы:

1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил.
2. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 класс: Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
4. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.
5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – СПб, Паритет, 2003. – 240 с.

Интернет-ресурсы:

6. Народная кукла http://vedjena.gallery.ru
7. Русские обрядовые куклы http://club.osinka.ru
8. Ручная Работа http://handmade.idvz.ru
9. Славянская доктрина http://mirtesen.ru
10. Кукла http://happypoups.narod.ru/chtivo.html
11. Музей кукол http://tipilp.susu.ac.ru/index/node_id=515