«Не страшны нам злые силы
Мы живём семьёй единой.
А единство, дружба, братство –
Наше главное богатство!»
1. Введение
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение школьников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Закон об образовании", национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", ФГОС.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном образовании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей, выработка таких навыков межкультурной компетенции как: чувствительность к культурным различиям, уважение к уникальности культуры каждого народа, терпимость к необычному поведению, желание позитивно относиться ко всему неожиданному, готовность реагировать на изменения, гибкость в принятии альтернативных решений и отсутствие завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
Все это является мостиком к пониманию, урегулированию конфликтных ситуаций, а также основой для межнационального и межэтнического общения граждан Российской Федерации как внутри государства, так и за его пределами.
2. Актуальность
Поскольку наши воспитанники находятся в образовательном учреждении пять дней в неделю, необходимо эффективно и педагогически грамотно спланировать и организовать внеурочную деятельность с максимальной пользой для ребенка. Среди учащихся нашей школы есть дети, проживающие на маленьких станциях, где с каждым годом становится все труднее приобщаться к традиционной народной культуре; дети из семей с низким образовательным уровнем; часть ребят приходят в школу не организованные. Поэтому основную роль по выработке навыков межкультурной компетенции должна сыграть школа. И здесь задача взрослых (педагогов, родителей) – помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самовосприятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социально-экономических и экологических реальностей окружающего мира.
Мы считаем, что знания народных традиций,
зачастую тесно связанны с декоративно-
прикладным искусством и играют особую роль в
развитии у детей эмоционально- эстетического
отношения к национальной культуре, к пониманию
национальных культур других народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и
бытом человека. В той или иной форме ребенок
сталкивается с ними ежедневно, ощущая на себе
силу их воздействия.
Мы считаем, куклы интересны всегда и всем, они
сближают все возрасты и национальности.
Поэтому мы решилипознакомить детей с традициями,
бытом народов, как родного края, так и народов
ближайшего и отдаленного национального
окружения.
3. Цель проекта: формирование у детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание художественного образа куклы и народных традиций.
4. Задачи проекта:
- создать условия для знакомства учащихся с культурными традициями предков;
- изучить историю возникновения и видовое разнообразие народной куклы;
- подобрать материалы для изготовления кукол;
- разработать технологические карты по изготовлению куклы;
- изготовить куклы;
- оформить альбом «Русская тряпичная кукла»;
- составить иллюстрированный терминологический словарь«Русская тряпичная кукла»;
- провести выставки и мастер-классы по изготовлению «Русской тряпичной куклы»;
- провести мониторинг заинтересованности учащихся данным видом деятельности;
- разработать и реализовать программу «Русская тряпичная кукла».
5. Стратегия и механизм достижения поставленной цели:
- Применение современных методов (диагностика, консультирование, групповые занятия) для формирования самостоятельности.
- Подготовка информационно – методических материалов для детей, педагогов и родителей (технологические карты, альбом, словарь).
- Изготовление наглядного пособия (куклы).
- Подготовка и проведение мастер-класса.
- Организация выставки с работами педагогов и воспитанников, благотворительной ярмарки.
- Информирование детей, педагогов и родителей по средствам размещения материалов на школьном сайте, выступления на родительских собраниях, школьном педагогическом совете.
6. План мероприятий
Сроки реализации данного проекта: сентябрь 2012 – май 2014гг.
Участники: учащиеся 1-11 классов, педагоги, родители.
№ п/п |
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Подготовительный этап |
|||
1 | Сентябрь-октябрь 2012г. |
Изучение истории возникновения куклы и видовое разнообразие народной куклы. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
2 | Ноябрь 2012г. |
Подбор материалов для изготовления кукол. | ФедотоваЛ.А., Митрохова О.А.. |
4 | Ноябрь-декабрь 2012г. |
Разработка технологических карт по изготовлению русской тряпичной куклы | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
Основной этап |
|||
5 | Январь-апрель 2013 г. | Составление иллюстрированного терминологического словаря «Русская тряпичная кукла» (Приложение 1). | Митрохова О.А., Федотова Л.А.. |
6 | Январь-март 2013г. | Изготовление кукол. | Митрохова О.А., Федотова Л.А.. |
7 | Апрель 2013г. | Оформление альбома «Русская тряпичная кукла». | Митрохова О.А., Федотова Л.А.. |
8 | Май 2013г. | Проведение мастер-класса, выставки (Приложение 2). | Митрохова О.А., Федотова Л.А.. |
9 | Май 2013г. | Проведение анкетирования учащихся №1. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
10 | Январь-июнь 2013г. | Разработка программы «Русскаятряпичная кукла» (Приложение 3). | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
Заключительный этап |
|||
11 | 2013-2014 уч.год | Реализация программы «Русская тряпичная кукла». | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
12 | Май 2014г. | Проведение выставки работ учащихся. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
13 | Май 2014г. | Проведение благотворительной ярмарки. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
14 | Июнь 2014г. | Посещение школы-интерната для детей-сирот с подарками (1 июня). | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
15 | Июнь 2014г. | Проведение анкетирования учащихся №2. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
16 | Май-июнь 2014 г. | Анализ проделанной работы. Размещение информации на сайте. Выступление на родительских собраниях, школьном педагогическом совете. | Федотова Л.А., Митрохова О.А.. |
7. Ожидаемые результаты
- Изучена история возникновения и видовое разнообразие народной куклы.
- Подобраны материалы для изготовления кукол.
- Разработаны технологические карты по изготовлению куклы.
- Изготовлены куклы.
- Оформлен альбом «Русская тряпичная кукла».
- Составлен иллюстрированный терминологический словарь «Русская тряпичная кукла».
- Проведены выставки и мастер-классы по изготовлению «Русской тряпичной куклы».
- Повышен интерес учащихся к данному виду деятельности.
- Разработана и реализована программа «Русская тряпичная кукла».
Наиболее важным результатом занятий должно стать осознание себя и окружающих каждым учащимся как уникальной личностью, имеющей право на свободный выбор, на ошибку, на уважение и понимание национальных культурных традиций предков, а также наличие при коллективном сотворчестве благоприятной среды для самоутверждения, самосовершенствования.
Занятие конкретным делом, творчеством должно помочь учащимся чувствовать себя увереннее в жизни, укрепить сотрудничество «ребенок – семья – школа».
8. Экономическое обоснование проекта
№ п/п |
Наименование | Количество | Цена (руб.) | Стоимость (руб.) |
1 | Фоторамки А3 | 8 шт. | 200 | 1600 |
2 | Фотобумага | 1(уп) | 200 | 200 |
3 | Ткань: льняная | 2 (м) | 200 | 400 |
4 | Ткань: х/б (ситец, бязь) | 6 (м) | 120 | 240 |
5 | Синтепон | 2 (м) | 100 | 600 |
6 | Атласная лента, кружево | 12 (м) | 10 | 120 |
7 | Колокольчик | 1шт. | 50 | 50 |
ИТОГО | 3210 |
9. Перспектива
- Создание программы «Куклы народов ближнего зарубежья».
- Оформление альбома «Куклы народов ближнего зарубежья».
- Пополнение иллюстрированного терминологического словаря.
- Создание авторской куклы.
10. Заключение
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Совместная деятельность участников проекта по созданию кукол, будет интересна, познавательна и практически значима. В процессе работы над куклой дети научатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Занятия конкретным творческим делом вызывает у детей интерес к истории, традициям, культуре разных народов, проживающих на территории России. Реализация проекта будет способствовать более успешной социализации, поликультурному образованию воспитанников школы-интерната.
11. Библиография
Список литературы:
1. Астраханцева С. В. Методические основы
преподавания декоративного творчества: учебно –
методическое пособие. – Ростов н / Д: Феникс, 2006. –
347 с.: ил.
2. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное
творчество. 5-9 класс: Традиционные народные
куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.
3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла.
Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н.
Дайн. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
4. Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы»
Издательство «Ладога-100», 200.
5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции.
Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. – СПб,
Паритет, 2003. – 240 с.
Интернет-ресурсы:
6. Народная кукла http://vedjena.gallery.ru
7. Русские обрядовые куклы http://club.osinka.ru
8. Ручная Работа http://handmade.idvz.ru
9. Славянская доктрина http://mirtesen.ru
10. Кукла http://happypoups.narod.ru/chtivo.html
11. Музей кукол http://tipilp.susu.ac.ru/index/node_id=515