Пояснительная записка.
“Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы)
приобрели первостепенное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала
задача экологического образования. Первостепенное значение при этом придается
экологическому образованию подрастающего поколения дошкольников.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее,
справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь
тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться
ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: “К тому, кто был глух к природе с
детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл
для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство
прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Природа – это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы
ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык,
беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства. Добрые чувства
уходят своими корнями в детство, а “человечность, доброта, ласка,
доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего
мира”.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, которые диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:
– связь растительных и животных организмов со средой обитания,
морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и
развития;
– многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых
организмов;
– человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и
нормальную жизнедеятельность;
– использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека,
загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Вторая позиция позволяет познакомить детей с группами живых организмов – сформировать первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также внести понимание единства и многообразия форм живой природы, дать представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.
Третья позиция берет начало, в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.
Четвертая позиция это элементы социальной экологии, позволяющие продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов (материалов) Ознакомление с этими явлениями позволяет вырабатывать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или
природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых
объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по
восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в
природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира –
комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование,
действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами
природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с
живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если
поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не
носят деструктивный характер;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен
информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее
получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность,
способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
– проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к
обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к
различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения
у детей, в данном случае, в области экологического воспитания
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Согласно программе, педагог планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция искусства, естествознания, развития речи. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность, то есть несколько дней или недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе. Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности.
Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов... А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, предполагает наличие деятельностно-процессуального подхода к реализации проектов.
– Что такое “экологический проект”?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру (Приложение 1).
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Специфика метода проектов.
Спецификой метода обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
– он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка
по взаимодействию с окружающим миром;
– является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию
ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских
потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
– это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен
детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Экологические проекты в ДОУ.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке
педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей
детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных
знаний на практике.
В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов
исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и
подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком
отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить
одновременно несколько направлений деятельности.
2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.
3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка
выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и
вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части
проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных
творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала,
информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.
Заключение.
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережения генофонда планеты. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования населения. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя детского сада: от его экологической и методической грамотности, понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников, от умений создавать условия для подобной работы, увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.
Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
В целях закрепления и систематизации знаний педагогов о методе проектов в нашем дошкольном учреждении был подготовлен и проведен педагогический совет “Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями”. Педагогами были разработаны и успешно проведены различные экологические проекты. На педагогическом совете, воспитатели презентовали реализованные проекты.
Приложение 1;
Приложение 2;
Приложение 3
Литература:
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. – № 9.
- Вестник УДО администрации МО “Город Сыктывкар”, 2005. – № 1.
- Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. – № 4.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
- Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
- Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3
- Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. – № 3.
- Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
- Рыжова Н. А. Экологический проект “Здравствуй, дерево”//Дошкольное образование, 2002. – № 3.
- Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. – № 3.
- Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.
- Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
- Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.
- Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
- Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
- Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128 с.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 120 с.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ” – 1998. – 320 с.