“Кто знает всё, тот может всё.
Только бы узнать – и крылья будут!”
Леонардо да Винчи
Цели урока:
Обучающие:
- рассмотреть физические основы воздухоплавания и историю развития полетов;
- дать понятие подъемной силы воздушного шара;
- показать область использования воздушных шаров;
- формировать целостное восприятие научной картины мира;
- научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Сила Архимеда ”, “Давление газов”.
Развивающие:
- продолжить работу над развитием логического мышления, таких мыслительных операций, как анализ, синтез, классификация, конкретизация.
Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность, коммуникабельность;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Формы организации учебной деятельности: работа в группе, паре, коллективное обсуждение, проведение опытов и наблюдений.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированная.
Формируемые умения: сравнивать, анализировать, обобщать, применять полученные знания, умения, навыки.
Оборудование урока: проектор, презентация (Приложение 1), фильм “Братья Монгольфье” (Приложение 2), пакеты для мусора 60 л., по 4 трубочки для коктейля; по одной портновской булавке или иголке; связанные ниткой коктейльные свечки (разрезанные на три части, соединенные по 6 частей); скотч; ножницы, информационная справка “Летательные аппараты” (Приложение 3) на каждую парту; “Бортовой журнал” (Приложение 4) по числу учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент. (4 мин.)
Ребята, вы все, наверное, читали книгу Н.Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”? В книге есть эпизод с полётом воздушного шара. Послушайте его….
… Все жители Цветочного города приходили и смотрели на огромный шар, который был привязан к ореховому кусту.
– Шар легкий – говорили одни, – его свободно можно поднять одной рукой кверху.
– Легкий-то он легкий, но по-моему, он не полетит, – сказал малыш по имени Топик.
Коротышки задумались: “Шар легкий, а все-таки он тяжелый. Это верно. Как же он полетит?”
Незнайка: “Почему шар полетит?”
…На следующее утро стали готовиться в путь. Торопыжка первым залез в корзину, за ним – Незнайка.
– Вы чего забрались в корзину? – спросил Знайка.
– Вылезайте еще рано. Шар сначала надо заполнить теплым воздухом.
– А зачем теплым? – спросил Торопыжка.
Незнайка: “Зачем шар наполняют теплым воздухом?”
…Знайка велел коротышкам наполнить несколько мешков песком и положить в корзину.
– Что это они делают? – спрашивали друг друга зрители.
– Эй, зачем вам мешки с песком? – закричал Топик, который сидел на заборе.
Незнайка: “Зачем в корзину кладут мешки с песком?”
На все эти вопросы мы постараемся сегодня ответить!
Сегодня я предлагаю вам поработать, заполняя в процессе урока “Бортовой журнал” (Приложение 4), чтобы вы могли себя почувствовать настоящими капитанами корабля. Только корабль наш необычный – воздушный. Тема нашего урока: “Воздухоплавание”. Посмотрите на свой “Бортовой журнал” внимательно. На каждом этапе урока мы будем обращаться к нему.
Запишите дату и тему урока. А также вопросы Незнайки.
2. Проверка домашнего задания (8 мин.)
Учитель. Посмотрите пожалуйста на экран. Портрет какого ученого изображен здесь. (Архимед.) Сформулируйте закон Архимеда.
Учитель. Для успешного полета и ведения бортового журнала, необходимо проверить свои знания, поэтому перейдем к тесту “Проверь себя” (Слайд 4) ответы записывайте в “Бортовом журнале”
Самооценка.
3. Содержательная часть.
3.1. Новый исторический материал.
Учитель. Все мы любим цирковые представления, летом посещаем зоопарки, и не раз вы сами или ваши родители покупали вам воздушные шары, которые нужно крепко держать на нитке, потому что они так и рвутся вверх.
Какое условие необходимо, чтобы шар поднимался в воздух?
(Его нужно наполнить газом, имеющим плотность меньше, чем плотность воздуха.)
Правильно, это может быть, например, водород, гелий или нагретый воздух.
А теперь, давайте вместе с вами узнаем какова же история создания первого воздушного шара и полетов на нем. (Фильм “Братья Монгольфье” 6 мин 40 с.) (Приложение 2)
3.2. Физкультминутка.
Учитель: Ребята, давайте дадим нашим глазам немного отдохнуть проведём физкультминутку.
– Закройте глаза кончиками пальцев рук, и посидите в таком положении.
– Поморгайте глазами около 20 раз.
– Сосредоточьте свое внимание на удаленной точке, после чего медленно переведите взгляд на кончик носа.
– Поднимите руки вверх и потянитесь.
Молодцы!
3. 3. Задание учащимся. (2 мин.)
Учитель. Работая в паре друг с другом, используя ИНФОРМАЦИОННУЮ СПРАВКУ (Приложение 3) и материал учебника на стр. 126-127 составить схему, отражающую виды летательных аппаратов. (Слайды 6–14 Аэростаты – Шарльеры.)
3.4. Контроль деятельности учащихся, рефлексия. (3 мин.):
1. Демонстрация верных видов схем, составленных учениками
2. Демонстрация слайда с итоговым вариантом схемы. (Слайд 15) <Рисунок 1>
4. Закрепление изученного через изготовление монгольфьера и расчеты его подъемной силы.
4.1. Решение задачи. (5 мин.) (Слайд 16)
Монгольфьер объемом 60 л наполнен теплым воздухом. Вычислите его подъемную силу, если плотность атмосферы равна 0,414 кг/м3 , а плотность теплого воздуха 0,09кг/м3 . (Масса оболочки, свечей и каркаса может быть определена экспериментально заранее. А может быть рассчитана по данным на упаковке.)
Продолжим работу в бортовом журнале. (Слайд 17)
Дано: | Решение: |
V = 60л = 0,06м3 ρ1 = 0,090кг/м3 ρ2 = 0,414кг/м3 F-? |
В данном случае подъемная сила будет разностью
архимедовой силы и веса оболочки шара Р1 = gm1 = ρ1 ∙Vg – вес теплого воздуха в объеме шара Р2 = gm2 = ρ2 ∙Vg – вес воздуха в объеме шара (архимедова сила) Fпод = Fа – (Fт оболочки + Fт газа внутри + Fт груза) F = Р2 – Р1 , или F = (ρвозд – ρгаза) gVшара – подъемная сила шара F = (0,414кг/м3 – 0,090кг/м3) ∙ 10Н/кг ∙ 0,06м3 = 19,4Н Ответ: 64,8Н |
Учитель. А теперь проверьте экспериментально, может ли такой шар лететь
4.2. Практическая работа. (12 мин.)
Инструктаж по ТБ.
1. Ознакомьтесь с правилами ТБ в бортовом журнале и в ходе работы соблюдайте их.
2. Используя оборудование и инструкцию по сборке (Приложение 6), попробуйте сконструировать монгольфьер .
Итак, приступим! Желаю удачи!
5. Закрепление.
Вернемся к вопросам Незнайки. Попробуем на них ответить.
- Почему шар полетит?
5. Домашнее задание. (2 мин.)
1. Прочитать §52, упр. 27 (2).
2. Рассчитать подъемную силу пакета с горячим воздухом объемом 30 и 90 л (масса указана на упаковке).
Творческое задание.
1) Подготовить для обсуждения легенду об Икаре и Дидале.
2) Решить кроссворд (Приложение 5)
6. Рефлексия.
Благодарю вас за активное участие. Мне было очень приятно с вами сегодня работать. И хотела бы вас попросить выразить свое отношение к нашему занятию. Если вам понравилось оно поднимите пожалуйста смайлик красного цвета, если не понравилось поднимите смайлик синего цвета. Спасибо! Всего доброго!
Используемые источники и литература:
- Статья “Использование деятельностного подхода на уроках физики”. (Из опыта работы). Автор: Цвигун Оксана Михайловна, учитель физики ГБОУ лицея №101 Выборгского района Санкт-Петербурга.
- Материалы свободной энциклопедии Википедия.
- Видеофрагмент Братья Монгольфье (ссыла: video.mail.ru/mail/atonalex/2332/8152.html)
- Статья “ Мусор поднебесный” журнал “Популярная механика” № 12 за 2010 год.
- Учебник А.В. Перышкин. Физика 7 класс. “Просвещение”, 2010 г.