Цель: повышение интереса к изучению химии и сознательному восприятию учебного материала.
Этап “Химия”
Задачи:
- обобщить и систематизировать полученные знания по химии;
- продемонстрировать тесные межпредметные связи;
- развитие интеллектуальных навыков, умения логически мыслить, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
Оборудование:
- карточки-билеты с заданиями для команд;
- необходимый набор лабораторного оборудования для проведения практической части;
- песочные часы на 5 минут (можно и 10).
Организация:
Команда от класса 5-6 человек приходят в кабинет, вытягивают карточку-билет с заданиями и 5 минут готовят ответы.
Жюри (учитель-предметник и старшеклассники) выслушивают ответы, при необходимости можно задать наводящие вопросы, следят за выполнением практического задания и подробным объяснением его. По окончании выступления команды жюри выставляет заработанные игроками баллы в “Маршрутный лист” команды. Ребята уходят на другие этапы эстафеты, а к нам приходит следующая команда.
Как только все команды проходят все этапы эстафеты объявляется общий сбор участников мероприятия в одном кабинете или актовом зале школы для подведения итогов игры. Жюри быстро суммируют баллы каждой команды и в торжественной обстановке называют победителей и призеров.
Задания данной игры рассчитаны на детей гуманитарных классов, где преподавание химии ограничено минимальным количеством часов.
Карточки-задания по химии
Задания для 7 класса:
1. Назовите известное вам лабораторное оборудование.
2. Игра в “Крестики-нолики”: найдите ряд веществ, которые хорошо растворяются в воде:
3.
Песок | Кислород | Соль |
Молоко | Уголь | Спирт |
Железо | Графит | Углекислый газ |
4. Проделайте опыт: зажгите свечку и накройте ее перевернутым стаканом. Что вы наблюдаете? Объясните увиденное.
5. Какие агрегатные состояния веществ вы знаете? В каком состоянии вещество:
- сохраняет форму и объём;
- сохраняет объём, но не сохраняет форму;
- не сохраняет ни форму, ни объем?
Задания для 8-ых классов
:I.
1. Игра в “Крестики и нолики”. Определить выигрышные пути в таблицах, если даны:
а) вещества, с которыми взаимодействует вода;
б) вещества, которые растворяются в воде;
а)
K | Cu | Na2O |
SO3 | Al2O3 | Ca |
Au | CaO | CO2 |
б)
Стекло | Песок | Уксус |
Древесина | Мел | Углекислый газ |
Резина | Железо | Поваренная соль |
2. Предложите не менее 5 способов получения карбоната кальция.
3. Из какого вещества получают кислород в лаборатории? Какими методами собирают кислород? Почему? Соберите прибор для получения кислорода.
4. Определите вещества А и В, которые участвуют в уравнениях:
S + A = SO2; SO2 + B = H2SO4; Mg + A = MgO; MgO + B = Mg(OH)2
II.
1. Игра в “Крестики и нолики”. Определите выигрышные пути в таблицах, если даны:
а) вещества, с которыми взаимодействует вода:
б) вещества, которые растворяются в воде:
а)
SO3 | CuO | Cu |
Fe2O3 | Ag | Na2O |
SO2 | CaO | K |
б)
Уксус | Древесина | Кислород |
Медь | Медный купорос | Поваренная соль |
Сахар | Песок | Серебро |
2. Предложите не менее 5 способов получения сульфата алюминия.
3. Какие вещества входят в состав воздуха? Соберите прибор и расскажите о получении водорода в лаборатории?
4. Определите вещества А, В, С и D в уравнениях реакций:
2Ba + A = 2B; B + C = Ba(OH)2; Ba(OH)2 + 2D = BaCl2 + 2C; B + 2D = BaCl2 + C.
Задания для 9-ых классов:
I.
1. Заполните пустые клетки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций:
2. Игра в “Крестики и нолики”: выигрышный путь составляют вещества c одинаковой степенью окисления серы:
SO3 | H2SO3 | Na2SO4 |
ZnSO4 | H2SO4 | S |
H2S | SO2 | MgSO4 |
3. А.К.Толстой писал: “Вслед за пахарем прилежным ходят жирные грачи”. Действительно, при вспашке за плугом ходят стаи птиц и склевывают червей. Можно ли этот чисто биологический процесс – поедание червей птицами – повлиять на химический состав почвы?
4. Налейте в две пробирки раствор соляной кислоты. Опустите в одну гранулу цинка, во вторую – кусочек меди. Сравните скорости этих реакций и объясните причину этого различия.
II.
1. Заполните пустые клетки формулами веществ, расставляя необходимые коэффициенты, чтобы получить уравнения реакций:
2. Игра в “Крестики и нолики”: выигрышный путь составляют вещества c ионной связью:
H2S | CH4 | KBr |
HCl | NaCl | H2O |
CaCl2 | NO2 | MgF2 |
3. Если телята слизывают побелку со стен, недостаток какого элемента (или какого вещества) в питании можно предположить. Зачем живым организмам необходим этот элемент (или вещество)?
4. Перед вами прибор для получения газов. Соберите его и из предоставленных вам веществ получите углекислый газ. Напишите уравнение реакции.
Задания для 10 класса:
1. Игра в “Крестики и нолики”. Выигрышный путь составляют вещества, попавшие в воздух в результате хозяйственной деятельности человека и вызывающие загрязнения воздуха:
Оксид углерода (IV) | Оксид углерода (II) | Водород |
Оксид серы (IV) | Аммиак | Оксиды азота |
Углеводороды | Благородные газы | Озон |
2. Почему при заквашивании капусты с большим количеством соли она иногда значительно хуже сохраняется, чем при добавлении очень малых количеств соли – ведь соль является консервантом?
3. В 1629 году голландский ученый Ван Гельмонд в высушенную землю посадил побег ивы, предварительно взвесив и побег и землю. Пять лет побег поливали лишь дождевой водой. Через пять лет побег превратился в дерево, прибавив в весе 164 фунта. Земли убавилось только полтора фунта. Ученый сделал вывод: растение питалось только водой. Прав ли был ученый? За счет каких процессов и веществ могло произойти увеличение массы растения?
4. Опыт: 1. Синтез сложного эфира и изучение его свойств.
Из имеющихся в вашем распоряжении веществ получите сложный эфир.
Смесь аккуратно нагреть.
- По каким признакам можно судить, что образовался сложный эфир?
- Составьте уравнение химической реакции
Задания для 11 класса:
1. Игра в “Крестики и нолики”. Выигрышный путь составляют электронные формулы атомов химических элементов расположенных рядом в таблице Периодической системы Д.И.Менделеева:
1S2 2S1 | 1S2 | 1S2 2S2p2 |
1S2 2S2 2p5 | 1S2 2S2 | 1S2 2S22p4 |
1S2 2S2 2p6 | 1S2 2S2 2p3 | 1S2 2S22p2 |
2. Определите вещества А, В, С и D в уравнениях реакций:
2Ba + A = 2B
Ba(OH)2 + 2D = 2BaCl2 + 2C
B + C = Ba(OH)2
B + 2D = BaCl2 + C
3. Чтобы шампуни были прозрачными, в них добавляют осветляющие вещества:
C4H9OH – бутанол,
HO-C2H5 -O-C2H5-OH – диэтиленгликоль,
СH3-CH-CH3 - изопропанол,
ОН
СH3-CH-CH2-ОН - пропиленгликоль
ОН
Можно ли сказать, что свойством осветлять шампуни обладают вещества определенного класса? Если ДА, то что это за класс веществ?
4. Из имеющихся реактивов получите голубой осадок гидроксида меди(II). Разделите его на три пробирки.
В первую добавьте раствор гидроксида калия до растворения осадка.
Во вторую – раствор серной кислотой до растворения осадка.
В третью добавьте раствор аммиака до полного перехода гидроксида меди(II) в растворимое комплексное соединение ярко-синего цвета.
Составьте уравнения реакций и сделайте вывод о характере и свойствах гидроксида меди.
Литература
- Брейгер Л.М. “Нестандартные уроки. Химия.”, изд. “Учитель”, 2002 г.
- Оржековский П.А., Давыдов В.Н., Титов Н.А. “Нестандартные уроки по химии”, Москва, АРКТИ, 1999 г.
- Пичугина Г.В. “Повторяем химию на примерах из повседневной жизни”, Москва, АРКТИ, 1999 г.
- Тыльдсепп А.А., Корк В.А. “Мы изучаем химию”, “Просвещение”, 1998 г.
- Штремплер Г.И. “Химия на досуге. Домашняя химическая лаборатория”, Просвещение, 1996 г.