Цели.
Познакомить учащихся с
башней Сююмбике, используя исторические и
математические сведения. Закрепить навыки
решения задач с помощью пропорции, вычислять
длину окружности и площадь круга.
Опорные знания: решение задач и уравнений с использованием основного свойства пропорции, масштаб.
Методы.
- Обучения : Сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческих заданий.
- Преподавания : Информационно-сообщающий, побуждающий.
- Учения : Исполнительный, частично-поисковый.
Оборудование: панно “Башня Сююмбике” (элементы рисунка и башни Сююмбике), рисунки национальных костюмов, цветные карандаши, записи татарских и русских песен, компьютер, проектор. Презентация.
Тип урока: интегрированный урок совершенствования знаний, умений и навыков с применением элементов искусства.
Вид урока: урок-беседа с игровыми элементами, с постановкой творческих заданий.
Литература.
1) Математика 6 класс; Виленкин и др.
2) Занимательная арифметика.
3) Дидактические материалы по математике 6 класс.
4) По берегам Идели. Татарский народ.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Как ваше настроение? Давайте, чтобы у нас было отличное настроение,
улыбнемся друг другу. Садитесь. Все ли сегодня присутствуют?
Скажите мне, пожалуйста, что вы проходили, чем занимались на прошлых уроках? Вот и сегодня у нас с вами урок по теме “Отношения и пропорции” и мы повторим, обобщим, приведем в систему знания, полученные вами по темам: “Пропорция”, “Масштаб”, “Длина окружности и площадь круга”.
Перед вами стоит задача показать свои знания и умения по решению задач и уравнений по данным темам. А для этого нам придется отправиться на несколько веков назад.
2. Совершенствование знаний, умений и навыков.
- Ребята, в какой республике мы живем? (В Республике Татарстан) (Слайд 2). Презентация
- Назовите столицу нашей Республики (г. Казань) (Слайд 3)
Мы отпраздновали 1000-летие Казани и давайте наш урок посвятим этому событию.
В давние-давние времена казанским ханством правила прекрасная Сююмбике. Как гласит легенда, Иван Грозный, покоренный ее красотой, предложил ей свое сердце. Но Сююмбике поставила условие, чтобы он за 7 дней построил самую высокую башню. И вот работа закипела. Ну и мы не будем сидеть сложа руки, а поможем строительству.
А) Устный счет.
На доске висит рисунок, на котором нарисовано небо и зеленый холм. Я буду задавать примеры, а вы устно находить ответ. На столе у меня 7 конвертов, на которых написаны ответы к примерам. Решив пример, вы открываете соответствующий конверт и достаете элемент башни. Эту часть вы прикрепляете на рисунок и так до тех пор пока не будет построена башня.
Задания.
1) 0,55х10=(5,5)
2) 4,9:0,7=(7)
3) 92 =(81)
4) 0,5х20=(10)
5)64:0,8=(80)
6)42=(16)
7) 0,13х100=(13) (Слайд 4)
Б) Логическая цепочка.
Найдите по какому правилу получается каждое последующее число и назовите последнее:
5,5; 7; 8,5; 10; 11,5; 13; 15,5; ? (Слайд 5)
В этом веке была построена башня Сююмбике.
3. Решение задач.
- А на сколько наша башня была высока, мы узнаем, решив следующую задачу.
“Высота 6 метровой новогодней елки в Париже относится к высоте Пизанской башни равной 54,6 м так как высота 6,5 м новогодней елки в Казани к высоте башни Сююмбике. Найдите высоту башни Сююмбике, округлив ответ до целых. (59 м) (Слайд 6)
- Ребята, Пизанская башня и башня Сююмбике уникальны тем, что они медленно наклоняются. Их так и называют падающими башнями. (Слайд 7)
- Перед тем как продолжить дальше, выполним упражнения для улучшения внимания.
4. Пальчиковый тренинг. Большим пальцем руки поочередно массируем пальцы рук, начиная с указательного до мизинца, и обратно. Упражнение выполняется для двух рук одновременно.
5. Пропорция и ее свойство встречается еще в одной теме. Это тема “Масштаб”. Откройте учебник и ответьте на вопрос: Что такое масштаб?
На каком уроке вы встречались с этой темой? Какие виды масштабов вы изучили на уроках географии? (Численный, именной, линейный)
Давайте теперь узнаем в каком масштабе выполнена наша картина.
6. Работа у доски.
Сейчас у нас в гостях сказочные герои. Я прошу 4 человека выйти к доске и ответить на письма этих героев. На местах вы создаете группы по 4 человека и также отвечаете на письмо своего героя. (Приложение 1)
Работа в парах
- Я уже говорила, что Сююмбике была не писаной красавицей. Но наша республика многонациональна. Выполнив следующее задание, вы увидите, как одевались в давние времена девушки. У вас на партах есть рисунки национальной одежды русской и татарской девушек. Вы будете работать парами. На карточках у вас написаны примеры, ответы к которым найдете на рисунке. Каждый ответ примера соответствует определенному цвету. Вы должны решить примеры и раскрасить одежду. (рисунок 1) (рисунок 2)
А теперь сравните, что у вас должно было получиться. Сдайте мне, пожалуйста свои работы.
- Ребята! Вы видите, какие красивые наряды носили наши прабабушки. Поэтому не забывайте нашу историю. Ведь не зря говорят, что у того народа, кто не помнит своего прошлого, нет своего будущего.
7. Задание на дом: Творческая работа по теме “Масштаб”.
8. Итог урока.
- Чем мы занимались на уроке сегодня?
- Вы узнали что-нибудь новое?
- Выберите из предложенных здесь оценок ту, на которую вы оценили бы свою сегодняшнюю работу.
Приложение 3 (Презентация)
Приложение 4 (Грамота)