Цель: определить качества, необходимые для настоящей крепкой дружбы; учиться ценить дружбу.
Задачи:
1. Понимать значение слова “Дружба”. Составить самые главные законы дружбы.
2. Учить анализировать поступки свои и поступки своих товарищей.
3. Вести себя достойно в любой ситуации.
4. Стремиться быть хорошим другом.
5. Уметь размышлять, анализировать, делать выводы.
6. Уметь осмысленно слушать.
7. Развивать умение работать в группе, в паре, выслушивать мнение одноклассников
и отстаивать свою точку зрения.
Оформление на доске:
1. Список пословиц:
Слово жжёт хуже огня.
Друга ищи, а найдёшь – береги!
Не делай другому того, что себе не желаешь.
Друзья познаются в беде.
Легче друга потерять, чем найти.
Дружба дружбе – рознь, а другую хоть брось.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Вдруг не станешь друг. (Надпись закрыта, открывается по ходу урока.)
2. Дерево ДРУЖБЫ (рисунок).
3. Плакат: Ребята, давайте жить дружно! (Надпись закрыта, открывается по ходу урока.)
4. На доске прикреплён рисунок поезда с пятью вагонами. Каждый вагон нарисован на отдельном листе. Все листы перевёрнуты. Надписи на вагонах: 1-й вагон – БЕСКОРЫСТИЕ. ЩЕДРОСТЬ. ДОБРОТА. 2-й вагон – ВЕРНОСТЬ. ПРЕДАННОСТЬ. ПОНИМАНИЕ. 3-й вагон – ОТЗЫВЧИВОСТЬ. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. 4-й вагон– ДРУЖЕЛЮБИЕ. ПРОЩЕНИЕ. 5-й вагон – НАДЁЖНОСТЬ. ДОВЕРИЕ. ВЗАИМОПОМОЩЬ.
5. Запись на доске:
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она, как воздух , нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба на планете,
Пускай, как солнце, светит нам она. (Надпись закрыта, открывается по ходу урока.)
Предварительно класс разделён на 5 групп.
План занятия:
1. Определение темы урока. 3 мин.
2. Определение цели урока. Актуализация знаний учащихся. 3 мин.
3. Обсуждение учащимися предложенных ситуаций. 10 мин.
4. Выступление всех групп. 15мин.
5. Подведение итога. 1мин.
6. Рефлексия. Разучивание стишка. 5мин.
7. Игра “Дружеское рукопожатие”. 5мин.
8. Прощание. 3мин.
Итого: 45мин.
Ход занятия
1. Определение темы урока. 3мин.
Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
– И пока мы не отгадаем что за слово здесь зашифровано, мы не узнаем
как называется наш поезд, а значит не сможем отправиться в далёкое
путешествие. Наш поезд называется: поезд ДРУЖБЫ и на нём мы сможем попутешествовать по стране ДРУЖБЫ. |
Учащиеся отгадывают слово. (Дружба.) Переворачивают первый рисунок : на нём-локомотив с названием “ДРУЖБА”. |
2.
Определение цели урока. Актуализация знаний учащихся. 3 мин.
Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
– Какое прекрасное слово “дружба”. Произносишь его и
сразу вспоминаешь своего друга. Поднимите руки, у кого есть друзья. Я
рада за вас.
– А как можно провести время с другом? – Ведь с хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде. А один герой мультфильма очень хотел жить дружно и всех призывал к этому. Как его зовут и что он говорил? – Дружно это как? А как узнать с кем мне будет хорошо? А кто какой друг? Каким должен быть настоящий друг? – Вот сегодня мы об этом и поговорим. Мы будем составлять главные законы дружбы. |
Ответы детей. – С другом можно поиграть в снежки, почитать новую книгу или посекретничать о чём-то своём. Открывается запись на доске .Чтение детьми записи на доске:
Все: Кот Леопольд. Ребята, давайте жить дружно! (открывается девиз на доске) Ответы детей. |
3. Обсуждение учащимися предложенных ситуаций. 10 мин.
Каждая группа получает свою ситуацию.
Работа идёт по плану:
1. Чтение ситуации.
2. Подбор пословицы к тексту данной ситуации. (Открыты на доске.)
3. Напиши свои пожелания, советы герою ситуации, чтобы он смог стать настоящим
другом.
4. Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации.
5. Выступление группы. (3 мин.)
4. Выступление всех групп. 15 мин.
Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
1 ситуация. А чтобы лучше понять каким быть , мы сейчас обсудим поведение героев, посмотрим правильно ли они поступили.
– Понравился ли вам, ребята, друг нашего героя? Почему? Каким он себя проявил? Вы хотели бы иметь такого друга? – Выбери пословицу, отражающую суть нашего стихотворения. |
Ответы детей. Учащиеся выбирают соответствующую пословицу из предложенных на доске. Дружба дружбе – рознь, а другую хоть брось. Прикрепляем на дерево ДРУЖБЫ пожелания: (составляются детьми) Делай добро просто так. Не требуй взамен чего-либо от друга. Не жадничай. Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации. Дети предлагают свои качества, а затем сверяют с надписью на вагончике. Переворачиваем вагончик, надпись: БЕСКОРЫСТИЕ. ЩЕДРОСТЬ. ДОБРОТА. |
2 ситуация: Однажды Саша принёс в школу электрону игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!” – Давай! – согласился Саша. Подошли другие ребята, но Максим заслонил от них игру. – Я – Сашин друг!– гордо сказал он. – Я один буду с ним играть. На другой день Денис принёс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим. – Я твой друг ! – опять произнёс он. –Будем вместе играть. Но тут подошёл Саша. – И меня примите, – сказал он.
|
Выбираем пословицу, отражающую суть нашего
стихотворения: Новых друзей наживай, а старых не теряй. Отвечают учащиеся. На дерево ДРУЖБЫ прикрепляем выражения: (Составляют дети.)
Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации. Дети предлагают свои качества, а затем сверяют с надписью на вагончике. Переворачиваем вагончик, надпись: ВЕРНОСТЬ. ПРЕДАННОСТЬ. ПОНИМАНИЕ. |
3 ситуация: – Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например: я выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своём велосипеде. Глаза вытаращил, ноги -в разные стороны. Как каракатица! Ну, как тут не засмеяться! И я начинал громко смеяться и кричать: “Юрка – каракатица! Юрка – каракатица!” – Как вы думаете, что было дальше? |
Отвечают учащиеся. Выбор пословицы:
На дерево ДРУЖБЫ прикрепляем выражения: Не смейся над другими. Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации. Дети предлагают свои качества, а затем сверяют с надписью на вагончике. Переворачиваем вагончик, надпись: ОТЗЫВЧИВОСТЬ. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ. |
4 ситуация:
– Почему друзья ссорятся и мирятся? |
Отвечают учащиеся. Выбор пословицы: Легче друга потерять, чем найти. На дерево ДРУЖБЫ прикрепляем выражения: Научись прощать! Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации. Дети предлагают свои качества, а затем сверяют с надписью на вагончике. Переворачиваем вагончик, надпись: ДРУЖЕЛЮБИЕ. ПРОЩЕНИЕ. ВЗАИМОПОМОЩЬ. |
5 ситуация:
– Почему так случилось? Можно ли назвать это дружбой? Почему друзья ссорятся и мирятся? 5. Подведение итога. – Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей. Будем помогать друг другу в трудную минуту, будем добрыми и отзывчивыми, будем выбирать хороших и верных друзей. Давайте никогда не будем ссориться. 6. Рефлексия. (с опорой на дерево дружбы и надписи на вагончиках) – Какие правила дружбы вы запомнили? Какие качества нам помогут
сохранить настоящего друга? Разучивание стишка. – Мы будем начинать свой день со стишка, который поможет нам вместе с нашими друзьями быть в хорошем настроении весь день.
|
Отвечают учащиеся. Выбор пословицы: Вдруг не станешь друг. На дерево ДРУЖБЫ прикрепляем выражения: Умей хранить тайны. Определение качеств, необходимых настоящему другу в данной ситуации. Дети предлагают свои качества, а затем сверяют с надписью на вагончике. Переворачиваем вагончик, надпись: НАДЁЖНОСТЬ. ДОВЕРИЕ. 1 мин. Учащиеся говорят правила ДРУЖБЫ друг другу. 3 мин. Один из детей читает стихотворение:
2 мин. Дети делятся на пары и сопровождают стишок движением кистей рук (хлопок): вместе и поочерёдно то правой, то левой.
|
7. Игра “Дружеское рукопожатие”. 5 мин.
Правила игры:
Два человека стоят рядом с завязанными глазами. Им предлагается сделать 3 шага вперёд, повернуться спиной друг к другу, а затем отойти на 5 шагов в разные стороны, повернуться вокруг себя, сделать 5 шагов навстречу друг другу и обменяться рукопожатием.
8. Прощание. 3 мин.
Деятельность учителя: | Деятельность ученика: |
– Спасибо. Праздник окончен. | Дети встают в круг и говорят друг другу слова кота Леопольда: “Ребята, давайте жить дружно!”.Звучит песня “Настоящий друг”. Дети подпевают. |
Использованная литература:
- Мозаика Детского Отдыха. Внеклассные мероприятия .2класс. Статья “Давайте жить дружно!” Москва. “ВАКО”.2005 г. (Использована частично.)
- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль. Академия развития. 2003 г.
- Большая часть материала – авторская.