Актуальность проекта
Духовно-нравственное воспитание учащихся – первостепенная задача современной образовательной системы, важный компонент социального заказа для образования. Системе образования отводится ключевая роль в духовно-нравственном развитии общества. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. В первую очередь, конечно, ценностные качества личности формируются в семье. Но наиболее системно и последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школедолжна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
В настоящее время краеведению отводится значительная роль в решении духовно-нравственного воспитания.
Необходимость внедрения проекта связана с социальным заказом общества, которому нужны культурные, образованные люди, любящие свою Родину.
Изучение традиций своего народа – важные составляющие культуры современного человека.
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с культурой своей малой родины. С детства люди впитывают традиции своего народа. Чтобы человек стал настоящей личностью, необходимо с юных лет прививать ему любовь к культуре своего народа. Нужно бережно хранить доставшееся нам наследие.
В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи своих предков, так как каждому человеку необходимо знать историю, культуру своей страны. Но нельзя знать историю страны, не зная истории и культуры своей малой родины. Как известно, нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик Д.С. Лихачёв ввёл такое понятие, как экология «культуры», которое означает и сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и сохранять их.
Проект реализуется в рамках программ: «Диалектизмы. Обряды и обрядовый фольклор»; «Литературное краеведение».
В своей практике я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
- отсутствие доступной информации по литературному краеведению своего края;
- отсутствие у учащихся знаний по литературному краеведению;
- отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
- слабое умение представить окружающим полученные знания.
Цель проекта:
- изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края;
- знакомство с литературным наследием (достопримечательностями и людьми, прославившими родной край в стихах, рассказах, очерках);
- знакомство с литературной картой Омской области.
Задачи:
- обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии Седельниковского района и Омской области.
- развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края.
- совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно-исследовательской деятельности.
- научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
- развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Проблема проекта: способствует ли изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного края воспитанию духовно-нравственной личности?
Участники проекта: учащиеся 5-9 класса, МКОУ «Седельниковская СОШ №1», учитель русского языка и литературы, родители учеников, специалисты Центральной районной библиотеки, специалисты Центра русской традиционной культуры, специалисты Седельниковского музея истории.
Время реализации проекта: сентябрь 2012 – май 2017
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Ведущая деятельность: проектная.
Форма продуктов проектной деятельности: детские проекты (презентации, видеофильмы, мини-спектакли, альбомы, исследовательские работы).
Информационно-техническое оснащение: центральная детскаяи школьная библиотеки, интернет-ресурсы, музей, оборудование для съёмок: видеокамера, фотоаппарат.
Ожидаемые результаты:
- Для учеников:
- личностные:
- приобретение детьми знаний о своем родном крае, воспитание чувства любви к своей малой родине, к её духовному наследию;
- приобретение учащимися общечеловеческих ценностей;
- эмоциональное благополучие учащихся;
- отсутствие асоциального поведения у учащихся;
- метапредметные: умение вести проектную работу (способность разработать, защитить, внедрить проект).
- Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
- Для родителей
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
- самореализация.
Принципы реализации проекта:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип развития – отражает четкую ориентацию на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
- Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
- Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
- Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы и методы реализации проекта: групповая форма работы.
Ведущий метод: проектный.
Этапы работы:
1. Диагностический | сентябрь 2012 – октябрь 2012 | 1) Разработка диагностического
инструментария для изучения образовательных
потребностей участников проекта (Приложение
1). 2) Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту (Приложение 2). |
2. Организационный | Ноябрь 2012 – декабрь 2012 | Изучение Федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования, утверждённого
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание учащихся» |
3. Практический | январь 2013 – декабрь 2017 | Реализация основных мероприятий |
4. Итогово-аналитический | январь 2017 – май 2017 | 1) Анализ и обобщение результатов
проекта; 2) Рекомендации по использованию позитивных результатов в педагогической практике |
План работы в рамках детско-родительского творческого проекта
Направление |
Содержание работы |
Ответственные |
|
1 | Фольклор Седельниковского района. | Работа с информаторами. Запись пословиц, поговорок, пестушек, потешек, частушек. Запись материала, авторами которого являются дети (дразнилки, прозвища, поддевки, небылицы, перевёртыши, считалки, скороговорки, загадки). На основе собранного материала разработка творческих проектов. | Классные руководители (5 класс).Учитель русского языка и литературы.(Яук Н..В.). Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители. |
2 | Диалекты. Зимние календарные обряды и обрядовый фольклор. |
Учебные проекты. Работа над составлением словаря диалектных слов Седельниковского района. Знакомство с зимними календарными обрядами (колядование, масленица). Работа с информаторами. | Классные руководители (6 класс). Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры. Детский актив. Родители. |
3 | Весенне-летняя обрядность и обрядовый фольклор. | Учебные проекты. Работа с информаторами. Весенне-летняя обрядность (Сороки, Благовещенье, Вербное воскресенье, Пасха Христова). Семицко-Троицкие обряды. Осенняя обрядность. Песни, игры, связанные с этими праздниками. Разыгрывание обрядов. Оформление материала. | Классные руководители (7 класс). Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.).Специалисты русской традиционной культуры.Детский актив. Родители. |
4 | Поэзия и проза Седельниковского района. | Встречи с поэтами и писателями, проживающими в Седельниковском районе. Изучение литературного наследия в библиотеке, музее. Учебные проекты. | Классные руководители (8 класс). Библиотекари. Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.). Детский актив. Родители. |
5 | Литературная карта Омской области. | Изучение творческого наследия писателей Омского Прииртышья. Экскурсия в библиотеку города Тары, экскурсия в музей Ф. М. Достоевского. Учебные проекты. | Учитель русского языка и литературы (Яук Н.В.). Классные руководители (9-е классы). Детский актив. Специалисты районной и школьной библиотеки. Родители. |
Этапы реализации ученических проектов
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
Деятельность |
|
Учитель |
Учащийся |
1-й этап: погружение в проект | |
Формулирует: | Осуществляют: |
Проблемную ситуацию | Присваивают проблемную ситуацию |
Проблему | Присваивают проблему |
Цель и задачи | Принимает цели и задачи |
2-й этап: организация деятельности | |
Предлагает: | Осуществляют: |
Организовать группы | Разбиение на группы |
Распределить роли (обязанности) | Распределение ролей |
Спланировать деятельность по решению задач проекта | Планирование работы |
Возможные формы презентации | Выбирают формы презентации |
3-й этап: осуществление деятельности | |
Не участвует, но: | Работают самостоятельно: |
Консультирует по запросу | В соответствии с ролью (обязанностью) |
Контролирует ненавязчиво | Консультируются по необходимости |
Даёт новые знания по запросу | «Добывают» недостающие знания |
Репетирует презентацию | Подготавливают презентацию |
4-й этап: презентация | |
Принимает отчёт: | Демонстрируют: |
Обобщает результаты | Понимание цели и задачи |
Подводит итоги обучения | Умение планировать и осуществлять работу |
Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение | Найденный способ решения проблемы |
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат | Рефлексию деятельности и результата |
Дают взаимооценку деятельности и её результативности1 |
Правила и принципы работы над проектами:
– Ответственность за конечный результат несут
все члены команды, выполняющие проектное
задание.
– Все должны проявлять активность и вносить свой
вклад в общее дело.
– Все члены команды должны получать
удовольствие от общения друг с другом.
– Каждый должен получать удовольствие от
чувства уверенности в себе.
Финансовое обеспечение: спонсорские
родительские средства.
_____________________________________________________________________________
1 Этапы разработки ученического проекта взяты из лекции «Обновление содержания и методики обучения русскому языку и литературе при переходе на ФГОС», – Омск 2012 (курсы повышения квалификации).
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования,
утверждённый приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.
№1897
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного
проекта. – М., 2003
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный
случай интегративной технологии обучения
Директор школы. 1995. № 6.
4. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. (Сост.
Ф.Ф. Болонев, М.Н., Мельников. – Новосибирск, 1981)
5. Круглов Ю.П. Русские свадебные песни, –
М.,1978
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор
Сибири. – М. , 1978
7. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей (под ред.
В.К. Соколова, – М. , 1982)
8. Народная культура Сибири: научные поиски
молодых исследователей. – Омск: издательство Ом
ГПУ, 2001.
9. Материал, записанный со слов старожилов,
проживающих в деревнях Седельниковского района
и села Седельникова.
10. Сборник статей «Научно-исследовательская
деятельность ученика и учителя» – Омск: ООИПРО,
2004.