Образовательные стандарты
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.
УМК:
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8-го класса / Л. Л. Босова. - 2-е изд. Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2013 - 220 с. - ISBN 978-5-9963-0610-7.
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 кл. / Л. Босова. - М. : Бином. Лаб. знаний, 2013 - 95 с. - ISBN 978-5-9963-0640-4.
Интернет-ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%EA%EB%E0%E4%ED%EE%E5_%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%ED%EE%E5_%EE%E1%E5%F1%EF%E5%F7%E5%ED%E8%E5
- http://nad-vasiluk.narod.ru/po.htm
Цель: cоздание теста по изучаемой теме и расчет стоимости лицензионного программного обеспечения.
Задачи:
- Личностные: формирование понимания правовых норм использования программного обеспечения.
- Метапредметные: способствование пониманию назначения прикладного программного обеспечения.
- Предметные: применение знаний работы приложений общего назначения.
Планируемые результаты обучения
- Предметные – представление о возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности;
- Метапредметные – понимание назначения прикладного программного обеспечения персонального компьютера;
- Личностные – понимание правовых норм использования программного обеспечения; ответственное отношение к используемому программному обеспечению.
Задание: создать тест по теме "Прикладное программное обеспечение“, оформить его и рассчитать стоимость лицензионного прикладного программного обеспечения для 8 ПК в компьютерном классе.
Проблема: определить в каких программах можно выполнить задание не нарушая авторских прав?
Тип урока: урок актуализации и формирования новых знаний.
Конструирование урока в системе развивающего обучения.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I этап мотивации к учебной деятельности | |
– Мы знаем, что все компьютерные программы делятся на системное и прикладное программное обеспечение. | |
– Как Вы думаете, какое программное обеспечение мы будем использовать, чтобы напечатать текст, красочно оформить его, сделать расчет? | – 1. Это прикладное ПО. – 2. Можно использовать программу текстовый редактор WORD, где есть возможность красиво оформить текст и использовать вычислительные таблицы. |
– Мы будем использовать одну программу
или несколько? Объясните, почему? |
– 3. Можно использовать несколько программ. |
– Где мы можем найти информацию об этих программах? | – В учебнике, в Internet. |
– Давайте самостоятельно познакомимся с темой «Прикладное программное обеспечение», выпишите ключевые определения. (Мои Документы – 8 класс– Прикладное программное обеспечение.ppt – Информационный модуль). | |
II этап актуализации и постановки проблемы | |
– Вы познакомились с правовыми нормами использования программного обеспечения. Назовите их. | – Свободное программное обеспечение, коммерческие программы, условно бесплатные и свободно распространяемые |
– У нас в школе всё программное обеспечение лицензионное, как вы думаете почему наша школа (государственное учреждение) не использует «пиратские» программы? | 1. – Потому что государственное
учреждение не имеет права нарушать авторские
права. 2. – «Пиратские» программы могут не совсем правильно работать и нарушить работу компьютера, за это никто не будет нести ответственность. |
– Вы познакомились с программами общего назначения. Почему они так называются? | – Программы общего назначения изучают в школе, поэтому ученики могут напечатать текст, сделать презентацию, выполнить вычисления, отправить или получить письмо, записать звуковой файл. |
(на экране задание) – Какие программы можно использовать для выполнения этих заданий. |
– Word, PowerPoint, Excel |
III этап построения проекта выхода из затруднения | |
– Давайте проговорим о том, как выполнить задание, не нарушая авторских прав. | – В школе выполняя практическую работу, мы не нарушим авторские права. Если дома, нет лицензионного ПО, то можно воспользоваться условно-бесплатным программным обеспечением, и затем купить его или работать в операционной системе Linux. |
– А теперь проговорим порядок выполнения практической работы. | – 1. Открыть программу Word,
придумать вопросы и напечатать их, сохранить – 2. Открыть программу PowerPoint, на каждый слайд скопировать по вопросу и красиво оформить текст, сохранить. – 3. Открыть программу Excel, сделать два заголовка: название программы и цена (посмотреть в Интернете), в строчках записать название программ Word, PowerPoint, Excel и их цену. В ячейку под ценой поставить курсор и нажать на кнопку ?, появится цена ПО для одного компьютера, в формулу добавить знак умножить и цифру 8, появится цена для 8 компьютеров. |
– Кто дома устанавливал программы Word, PowerPoint, Excel? Какая у них особенность? | – Программы Word, PowerPoint, Excel – это приложения одного пакета, который называется Office. |
IV этап получения новых знаний | |
– Посчитайте, сколько стоит пакет Microsoft
Office и Microsoft Windows. – Закончить практическую работу вы можете дома. Обратите внимание на то, что при выполнении 3 задания цены могут быть разные – 8 копий одного программного продукта могут стоить дешевле. Узнайте и проанализируйте все цены, найдите оптимальное значение цен. |
Выполняют задание. (Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Практический модуль). |
V этап включения нового знания в систему знаний | |
– Вопросы, на которые вам предстоит
ответить, могут показаться сложными. Можно
экспериментальным путем проверить ответы (Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Контрольный модуль). |
Отвечают на вопросы. (Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Контрольный модуль). |
VI этап рефлексии | |
Выразите, пожалуйста, свое отношение к
уроку, продолжите фразу в тетради: Я узнал … Мне было интересно … |
Заполняют карточки. |
VII. Домашнее задание. | |
§2.3 РТ №104-107, закончить практическую часть. |
Информационный, практический и контрольный
модули составлены в редакторе компьютерных
презентаций.
Контрольный модуль составлен так, что
восьмиклассник не сможет сразу ответить на все
вопросы, ему понадобится эксперимент. Это такие
вопросы, как:
1) В MS Power Point при нажатии на клавишу Enter в
ситуации, когда курсор выделяет слайд,
произойдет…
2) При копировании числа из MS Excel в MS Word
сохраняется …
3) В группу элементов управления Панель
инструментов «Рисование» входят элементы для …
У учащихся есть опыт использования этих
программ в предыдущих классах. Чтобы правильно
ответить на эти вопросы, восьмиклассником
придется провести собственное исследование.
Презентация позволит изучить и закрепить
материал самостоятельно, например, в форме
дистанционного обучения для учащихся,
пропустивших урок.
Запуск презентации:
1. Параметры безопасности:
Для Microsoft PowerPoint 2003
Сервис – Макрос – Безопасность – Уровень
безопасности – Низкая.
Запуск презентации.
Для Microsoft PowerPoint 2007, 2010, 2013
Запуск презентации.
Включить содержимое для этого сеанса.
2. Чтобы посмотреть результат, надо нажать на кнопку , появится количество правильных ответов, и, если их не 8, то будет предоставлена возможность проанализировать учащимся их ошибки и начать тест заново.
3. При завершении работы презентации отказаться от сохранения результатов тестирования.