Прикладное программное обеспечение

Разделы: Информатика


Образовательные стандарты

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компонен­ты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Про­граммное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Пред­ставление о программировании.

УМК:

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8-го класса / Л. Л. Босова. - 2-е изд. Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2013 - 220 с. - ISBN 978-5-9963-0610-7.
  2. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 8 кл. / Л. Босова. - М. : Бином. Лаб. знаний, 2013 - 95 с. - ISBN 978-5-9963-0640-4.

Интернет-ресурсы:

Цель: cоздание теста по изучаемой теме и расчет стоимости лицензионного программного обеспечения.

Задачи:

  • Личностные: формирование понимания правовых норм использования программного обеспечения.
  • Метапредметные:  способствование пониманию назначения прикладного программного обеспечения.
  • Предметные: применение  знаний работы приложений общего назначения.  

Планируемые результаты обучения

  • Предметные  –  представление  о  возможностях использования компьютеров в других сферах деятельности;
  • Метапредметные  –  понимание  назначения  прикладного программного обеспечения персонального компьютера;
  • Личностные  –  понимание  правовых  норм  использования программного  обеспечения;  ответственное  отношение  к используемому программному обеспечению.

Задание: создать тест по теме "Прикладное программное обеспечение“, оформить его и рассчитать стоимость лицензионного прикладного программного обеспечения для 8 ПК в компьютерном классе.

Проблема: определить в каких программах можно выполнить задание не нарушая авторских прав?

Тип урока: урок актуализации и формирования новых знаний.

Конструирование урока в системе развивающего обучения.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап мотивации к учебной деятельности
–  Мы знаем, что все компьютерные программы делятся на системное и прикладное программное обеспечение.  
– Как Вы думаете, какое программное обеспечение мы будем использовать, чтобы напечатать текст, красочно оформить его, сделать расчет? – 1. Это прикладное ПО.
– 2. Можно использовать программу текстовый редактор WORD, где есть возможность красиво оформить текст и использовать вычислительные таблицы.
– Мы будем использовать одну программу или несколько?
Объясните, почему?
– 3. Можно использовать несколько программ.
– Где мы можем найти информацию об этих программах? – В учебнике, в Internet.
– Давайте самостоятельно познакомимся с  темой «Прикладное программное обеспечение», выпишите ключевые определения. (Мои Документы – 8 класс– Прикладное программное обеспечение.ppt – Информационный модуль).  
II этап актуализации и постановки проблемы
– Вы познакомились с правовыми нормами использования программного обеспечения. Назовите их. – Свободное программное обеспечение, коммерческие программы, условно бесплатные и свободно распространяемые
– У нас в школе всё программное обеспечение лицензионное, как вы думаете почему наша школа (государственное учреждение) не использует «пиратские» программы? 1. – Потому что государственное учреждение не имеет права нарушать авторские права.
2. – «Пиратские» программы  могут не совсем правильно работать и нарушить работу компьютера, за это никто не будет нести ответственность.
– Вы познакомились с программами общего назначения. Почему они так называются? –  Программы общего назначения изучают в школе, поэтому ученики могут напечатать текст, сделать презентацию, выполнить вычисления, отправить или получить письмо, записать звуковой файл.
(на экране задание)
– Какие программы можно использовать для выполнения этих заданий.
– Word, PowerPoint, Excel
III этап построения проекта выхода из затруднения
– Давайте проговорим о том, как выполнить задание, не нарушая авторских прав. – В школе выполняя практическую работу, мы не нарушим авторские права. Если дома, нет лицензионного ПО, то можно воспользоваться условно-бесплатным программным обеспечением, и затем купить его или работать в операционной системе Linux.
– А теперь  проговорим порядок выполнения практической работы. – 1. Открыть программу  Word, придумать вопросы и напечатать их, сохранить
– 2. Открыть программу PowerPoint, на каждый слайд скопировать по вопросу и красиво оформить текст, сохранить.
– 3. Открыть программу Excel, сделать два заголовка: название программы и цена (посмотреть в Интернете), в строчках записать название программ Word, PowerPoint, Excel и их цену. В ячейку под ценой поставить курсор и нажать на кнопку ?, появится цена ПО для одного компьютера, в формулу добавить знак умножить и цифру 8, появится цена для 8 компьютеров.
– Кто дома устанавливал программы Word, PowerPoint, Excel? Какая у них особенность? – Программы Word, PowerPoint, Excel – это приложения одного пакета, который называется Office.  
IV этап получения новых знаний
– Посчитайте, сколько стоит пакет Microsoft Office и Microsoft Windows.

– Закончить практическую работу вы можете дома. Обратите внимание на то, что при выполнении 3 задания цены могут быть разные – 8 копий одного программного продукта могут стоить дешевле. Узнайте и проанализируйте все цены, найдите оптимальное значение цен.

Выполняют задание.
(Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Практический модуль).
V этап включения нового знания в систему знаний
– Вопросы, на которые вам предстоит ответить, могут показаться сложными. Можно экспериментальным путем проверить ответы
(Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Контрольный модуль).           
Отвечают на вопросы.
(Мои Документы – 8 класс – Прикладное программное обеспечение.ppt – Контрольный модуль).           
VI этап рефлексии
Выразите, пожалуйста, свое отношение к уроку, продолжите фразу в тетради:
Я узнал …
Мне было интересно …
Заполняют карточки.
VII. Домашнее задание.
§2.3 РТ №104-107, закончить практическую часть.  

Информационный, практический и контрольный модули составлены в редакторе компьютерных презентаций.
Контрольный модуль составлен так, что восьмиклассник не сможет сразу ответить на все вопросы, ему понадобится эксперимент. Это такие вопросы, как:

1) В MS Power Point при нажатии на клавишу Enter в ситуации, когда курсор выделяет слайд, произойдет…
2) При копировании числа из MS Excel в MS Word сохраняется …
3) В группу элементов управления Панель инструментов «Рисование» входят элементы для …

У учащихся есть опыт использования этих программ в предыдущих классах. Чтобы правильно ответить на эти вопросы, восьмиклассником придется провести собственное исследование.
Презентация позволит изучить и закрепить материал самостоятельно, например, в форме дистанционного обучения для учащихся, пропустивших урок.

Запуск презентации:

1. Параметры безопасности:
Для Microsoft PowerPoint 2003
Сервис – Макрос – Безопасность – Уровень безопасности – Низкая.
Запуск презентации.

Для Microsoft PowerPoint 2007, 2010, 2013
Запуск презентации.
Включить содержимое для этого сеанса.

2. Чтобы посмотреть результат, надо нажать на кнопку  , появится количество правильных ответов, и, если их не 8, то будет предоставлена возможность  проанализировать учащимся их ошибки и начать тест заново.

3. При завершении работы презентации отказаться от сохранения результатов тестирования.

Приложение 1