Цель– формировать пространственное мышление у учащихся, сформировать понимание проекционной природы чертежа.
Задачи:
- Образовательные:
- оценить уровень знаний о геометрических формах;
- определить уровень умений учащихся анализировать архитектурные объекты;
- повысить интерес к занятиям изобразительным искусством; познакомить с понятием макет.
- Развивающие:
- расширить знания учащихся об архитектуре;
- развивать интерес к решению практических задач;
- изображать архитектурные изображения на плоскости и в объеме;
- развивать умение понимать, чувствовать и воспринимать произведения искусства;
- закрепить навыки графического изображения;
- развивать логического и пространственное мышления, памяти, внимательности.
- Воспитательные:
- формировать художественный вкус учащихся;
- обогащать духовный мир учащихся;
- воспитывать интерес и уважение к памятникам архитектуры.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование:
- Для учителя: интерактивная доска (спрашивайте материал у автора статьи — прим.ред.), Презентация, компьютер, мультимедийный проектор.
- Для учащихся: тетрадь, ручка, лист А4, линейка, простой карандаш, ластик, канцелярский нож, доска.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций). Можно выдавать жетоны тем, кто выходил к интерактивной доске и отвечал на вопросы учителя в течении всего урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.
2. Актуализация знаний
Просмотр презентации для эмоционального настроя к теме урока (Презентация слайды 1-8)
Вопросы:
1. Является ли то, что вы сейчас увидели
искусством
Ответ: Да
2. Можно ли эти работы отнести к пространственным
видам искусств?
Ответ: Да
3. Какие виды искусств относятся к
пространственным?
Ответы: живопись, графика, скульптура,
архитектура, дизайн.
2. Что такое архитектура?
Ответы: это искусство проектировать и
строить здания.
3. Что такое дизайн?
Ответы: украшение, искусство создания
облика вещей и их формы.
Учитель: Термин «дизайн», в переводе с английского, означает «замысел», «проект», «чертеж», «рисунок». Архитектура и дизайн объединены понятием «конструктивные искусства», представляющие единство художественной и материальной культур. (Слайд 9)
Вопрос: Как вы понимаете это высказывание?
Ответ: Архитектура не должна быть типовым
зданием, она должна быть красивой и радовать
своим искусством.
Учитель: Сегодня мы продолжаем
знакомиться с графическим оформлением чертежа
для создания объемного макета и научиться
изображать различные элементы здания (слайд 10).
Учитель: Цель нашего урока научиться
читать и чертить чертежи для создания объемного
макета из плоского листа (слайд 11).
Первое упражнение, несмотря на его простоту,
вводит ребят впроцесс постепенного овладения
пространством. На первом уроке они находили
композиционное соответствие формата и первого
сооружения— домика (параллелепипеда), азатем
двух и трех таких домиков (параллелепипедов). Это
задание дает первое представление
опространственной композиции, оее восприятии
сразных точек зрения. Компоновка из трех
элементов уже позволит создать некий
силуэтный композиционный ритм расположения
величин впространстве.
Учитель: На прошлом занятия (слайд 12) мы рассмотрели, как можно из плоского листа выполнить объемное здание, учитывая его длину, ширину и высоту.
Вопрос: Вспомним, как выполнить чертеж для простого дома, в виде параллелепипеда.
1 страница интерактивной доски
Дан прямоугольник (фасад здания) и линия «горизонта». Дочертить построение до объема (изображение 1 а)
Работа учащихся у доски: Учащиеся, выделив красным цветом расстояние от линии горизонта до фасада здания, скопировав его, подставляют к верхней стороне прямоугольника (фасада), дочерчивают крышу в виде прямоугольника равную по высоте расстоянию от линии горизонта до нижнего края фасада (изображение 1 б)
3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
3.1 Вводное слово.
Учитель: Чтобы изобразить здания, нужно уметь анализировать форму объекта.
Вопрос: Что значит проанализировать форму
объекта?
Ответ: Мысленноразделить объект на
составляющие его
геометрические тела.
2 страница интерактивной доски
3.2 Работа учащихся по одному друг за другом у доски (изображение 2а)
Вопрос: Из каких крупных геометрических тел состоит конструкция этого здания?
Ответ: Из параллелепипедов и пирамид.
Работа учащихся у доски: Работая инструментом «прямоугольник» и «треугольник», анализируем форму здания (ученики обводят геометрические тела, призмы и пирамиды) (изображение 2 б)
Сдвинув изображение в сторону, остается чертеж фасада здания (изображение 2 в)
Чтобы репродукция не мешала работать, можно ее уменьшить.
Учитель: Здание находится далеко от зрителя. Рисунок фасада здания выглядит изображенным на одной линии.
Вопрос: Правильно ли изображен объект в
пространстве?
Ответ: Нет. Элементы, находящиеся к нам
ближе, на плоскости изображаются ниже.
Работа учащихся у доски: Элементы,
находящиеся к нам ближе, опускаем в низ. (изображение
2 г)
Полученный чертеж можно сгруппировать.
Работа учащихся у доски: закрепляют полученные знания по созданию чертежа для объемного макета.
Учитель: Пока ребята дочерчивают чертеж до объема, все остальные выполняют чертеж простого типового здания (прямоугольник) на формате А4, ширина не меньше 130 мм, высота произвольная для работы по новой теме.
4. Изучение новой темы
4.1 Вводное слово.
Учитель: Чтобы наш дом выглядел
красивым, оформим его входную группу, которая
состоит из дверей и лесенки (слайды 13-16)
Работая на доске электронным маркером как мышью,
можно быстро и наглядно показать тот или иной
прием работы сразу всему классу (например,
выполнить анализ композиции картины, выстроив
композиционную схему прямо по репродукции).
Учитель инструментом «маркер» обводит переднюю стенку лестниц на слайде 16. Лесенки они могут быть с одной стороны и с двух сторон к входу.
5. Первичная проверка усвоения и закрепление знаний
5.1 3 страница интерактивной доски
Учащиеся выполняют торец лесенки на формате.
(Форма произвольная), расположив их на не большое
расстояние от дома (изображение. 3 а)
У доски по одному выходят учащиеся и выполняют
уже знакомую операцию на чертеже. Отметим
отрезком красным цветом расстояние от дома до
фасадной стенки лесенок (изображение 3 б)
Копируем расстояние, подставляем отрезок к
каждой ступеньке вверх. Таким образом
выдерживаем расстояние от фасада дома до
торцевой стенки лестничных пролетов (изображение
3 в)
Учитель: Кроме лесенок в входную группу входит и портал (вход)
Просмотр презентации с арками при входе.(слайды 17-20)
5.2. 4 страница интерактивной доски
Учитель: Проанализируем арочное оформление входа в собор (изображение 4 а)
Работа учащихся у доски: анализируя строение арки, учащиеся обводят вход прямоугольниками и треугольниками (изображение 4 б)
5.3. 5 страница интерактивной доски
Для построения портала (входа) необходимо задать размер входной группы. На лестничной площадке задается размер глубины портала.
Работая с учителем, учащиеся проверяют себя, исправляют допущенные ошибки.
5.4 6 страница интерактивной доски
Учитель: Проанализировав любое архитектурное строение, можно выполнить объемный макет, если правильно выбрать технику исполнения (просмотр изображения 6)
изображение 6
6. Контроль и проверка знаний
Самостоятельная практическая работа по завершению объемного макета. В начале практической работы учитель дает рекомендации по работе и напоминает о том, что учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности, вместе с учениками повторяют основные правила. В процессе практической работы учитель дает советы и рекомендации учащимся, хвалит, вдохновляя на работу.
7. Подведение итогов урока
В конце урока проводится выставка работ. Учащимся сообщаются оценки за работу на уроке.
Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (слайд 22)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
8. Информация о домашнем задании (слайд 21)
1. Выбрать памятник архитектуры.
2. Изучить особенности строения фасада.
3. Стилизовать графическое изображение фасада.
(Начертить чертеж)
Материал для подготовки к уроку:
1. Стасюк Н. Г. Киселева Т. Ю. Орлова И. Г.,
Основы архитектурной композиции, Москва, 2004
2. Калмыкова Н. В. Максимова И. А.,
Макетирование, М., издательство «Архитектура –
С», 2004
3. Гуров Г. Е. Питерских А. С., Дизайн и
аритектура в жизни человека, методическое
пособие, М., «Просвещение»2010
Список источников
1 архитектура http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&clid=1923033&lr=44
2 объемное изображение открытки
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8&clid=1923033&lr=44