"Азбука больших и малых дел семьи". 3–4-й классы

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель — знакомство с основными функциями семьи, уточнение и расширение представлений о распределении обязанностей между членами семьи.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация.

Ход занятия

Актуализация знаний

(Слайд 1)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия – “Азбука больших и малых дел семьи”. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?

Ответы детей.

Педагог: На прошлых занятиях мы с вами узнали, что обозначает понятие семья, познакомились с семейными ценностями. (Слайд 2) А как вы думаете, когда появилась первая семья?

Ответы детей.

(Слайд 3)

Педагог: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в давних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, что объединяют отца, мать и детей (как мы понимаем это сейчас), хоть женщины, по-видимому, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. Скорее всего, семьи появились тогда, когда мужчина в одиночку мог обеспечивать свою семью добычей. А для чего нужен был семейный состав для древнего человека?

Ответы детей.

Педагог: "Семья" хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного оружия. Семейный состав жизни был нужен больше человеку, чем другим живым существам. Это потому, что самое беспомощное существо на земле - человеческий ребенок. Большинство насекомых и других представителей низших форм жизни могут передвигаться и питаться, как только рождаются. Но детеныш высших форм жизни - человека или животного - должны быть выкормлены и защищены.

Какие обязанности были у отца и матери в таких семьях?

Ответы детей.

(Слайд 4)

Педагог: Отец обычно приносил еду для матери и защищал малыша от врагов. Роль матери была более важна, поскольку она выкармливала детеныша молоком. А в современном мире человек мог бы прожить один? И для чего нужна семья?

Ответы детей.

Проблемное изучение нового материала

Педагог: Семья – не просто союз двух влюблённых и появление детей. Семья - это переход на качественно новый уровень жизни. Счастливая семья – это новое пространство, в котором вы вместе развиваетесь и взаимодействуете.

Семья не может быть здоровой без детей, ведь именно они являются продолжением жизни. А дети не могут быть здоровыми психически и правильно расти без семьи. Так каковы же функции семьи в современном мире? Давайте разберем их поподробнее.

Просмотр фрагмента мультфильма “Непослушный медвежонок”. (После зимней спячки из берлоги выходит малыш-медвежонок. Медведь был настолько мал, что пока сам просто не умел справляться, поэтому постоянно нуждался в маме. Не было у него ни умений, ни знаний…) (Слайд 5)

Педагог: О какой функции семьи можно говорить в этом случае?

Ответы детей.

(Слайд 6)

Педагог: Правильно, ребята, о воспитательной функции.

Она состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.

(Слайд 7)

Как хорошо, когда порядок в доме.
Нет ни пылинки, все вокруг блестит.
И вещи все разложены по полкам.
И мебель на своих местах стоит.
Но эта чистота живет не долго.
И если не поддерживать ее,
Дом быстро превращается в помойку.
В нем гостем быть и то не так легко.

А теперь о какой функции семьи говорится, ребята?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, ребята, это хозяйственно - бытовая функция. Она заключается не только в поддержании порядка в доме, но и в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья.

Просмотр фрагмента сказки “Золушка”. (С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. То и дело слышалось:

– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!

– Давай, бездельница, подмети пол!

– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!

От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя.)

(Слайд 8)

Педагог: О какой функции семьи, очень нужной для человека здесь не может быть и речи?

Ответы детей.

(Слайд 9)

Педагог: Конечно, об эмоциональной функции семьи — удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Просмотр фрагмента мультфильма “Зима в Простоквашино”. (На Новый год папа с Федором решили поехать в Простоквашино проведать Шарика с Матроскиным. Там все и встретили Новый Год - даже мама на лыжах приехала!) (Слайд 10)

Педагог: Ну а в этом фрагменте для чего нужна семья?

Ответы детей.

(Слайд 11)

Педагог: Досуговая функция - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. А если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это проявление какой функции семьи?

Ответы детей.

(Слайд 12)

Педагог: Правильно, ребята, - это защитная функция семьи. А в чем заключается экономическая функция семьи, как вы думаете?

Ответы детей.

(Слайд 13)

Педагог: К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.

Просмотр и обсуждение мультфильма “Семейный марафон”.

(Слайд 14)

Вопросы для обсуждения:

  1. Кто является настоящим чемпионом?
  2. В чем заключаются обязанности мужа в этой семье?
  3. В чем заключаются обязанности жены в этой семье?
  4. Какие выводы можно сделать?

Ответы детей.

Педагог: А вот еще одна ситуация. (Слайд 15) Давайте мы сейчас с вами попробуем разыграть сценку. Мама, папа и старшая дочь ужинают. Далее папа и старшая дочь встают из-за стола и собираются выйти из столовой. Возникает вопрос “Кто будет мыть посуду?”. (Слайд 16) Задача отца и дочери состоит в том, чтобы убедить остальных в том, что не они должны это делать, у них на данный момент есть более важные дела.

Вопросы для обсуждения:

  1. Прокомментируйте увиденную сцену.
  2. Кто прав в этой сценке?
  3. Действительно ли домашние дела – это женские обязанности?
  4. Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких?
  5. Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе (два варианта: отец или дочь).
  6. Какой из вариантов правильный?
  7. Как избежать такой проблемной ситуации?

(Слайд 17)

Ответы детей.

Педагог: Необходимо распределить обязанности. Это поможет избежать конфликта на бытовой почве и сэкономит время. Наверняка каждый может привести пример, когда неразрешенный вопрос в этой области приводил к разладу. (Слайд 18)

Можно просто поделить обязанности на такие группы (от лица одного из членов семьи):

1) точно мои;

2) общие;

3) точно не мои.

Например:

- муж выбивает ковры или отвозит их на машине в химчистку - только его обязанность;

- жена готовит еду - только её обязанность;

- временами то муж, то жена, то вместе занимаются закупкой продуктов - общая обязанность. Тогда в семье никогда не будет конфликтов по поводу грязных ковров или голодных деток!

Закрепление изученного материала

Педагог: Ну а сейчас мы с вами поиграем. Я предлагаю разделиться вам на две команды и провести небольшую викторину. Но сначала мы сделаем небольшую физминутку для глаз.

Физминутка для глаз (Слайд 19).

Вопросы викторины (Слайды 20-28):

1. Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

  • род
  • сословие
  • семья
  • элита

2. За внешнюю жизнь семьи (за отношение общества к семье, за ее достаток) отвечает

  • бабушка
  • дедушка
  • папа
  • мама
  • ребенок

3. За внутреннюю жизнь семьи (атмосферу в семье, за сохранение семьи) отвечает

  • бабушка
  • дедушка
  • папа
  • мама
  • ребенок

3. Ум и чувства женщины

  • в 6 раз сильнее мужчины
  • в 6 раз слабее мужчины
  • такие же, как у мужчины

4. Распределите мужские и женские обязанности:

  • ответственность;
  • умение вести домашние дела;
  • стойкость характера;
  • целеустремленность;
  • умиротворение, доброта, чуткость;
  • верить в авторитет второй половинки;
  • создавать радость, оптимизм в семье;
  • бесстрашие.

5. Бабушка постарела и не может больше жить в деревне, она переезжает к своим детям и они за ней ухаживают. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?

  • воспитательная
  • хозяйственно-бытовая
  • экономическая
  • досуговая
  • эмоциональная

6. Семья в отличии от других малых групп характеризуется

  • высокой политической активностью
  • общностью быта
  • общими увлечениями
  • профессиональным роста

7. Продолжи пословицы

  • В прилежном доме густо, а в ленивом доме …
  • В недружной семье добра не …
  • В семье согласно, так идет дело …
  • Родители трудолюбивы — и дети не …
  • Семье, где помогают друг другу, беды не ...

8. Назовите самую семейную геометрическую фигуру

  • круг
  • квадрат
  • треугольник

Ответы детей.

Рефлексия

(Слайд 29)

Педагог: Молодцы, ребята! Вы прекрасно сегодня поработали на занятии.

Но вам предстоит выполнить еще одно небольшое задание. Закончите, пожалуйста, следующие фразы:

  • Я познакомился с ...
  • Это занятие помогло мне понять, что…
  • Хотелось бы ...
  • Я попробую ...

Ответы детей.

(Слайд 30)

Педагог: Спасибо вам, ребята, за работу на занятии, а закончить его я бы хотела стихотворением

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

(Слайд 31)

Звучит песня Инь-Ян “Песня о семье”.