Цель — знакомство с основными функциями семьи, уточнение и расширение представлений о распределении обязанностей между членами семьи.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация.
Ход занятия
Актуализация знаний
(Слайд 1)
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего занятия – “Азбука больших и малых дел семьи”. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить?
Ответы детей.
Педагог: На прошлых занятиях мы с вами узнали, что обозначает понятие семья, познакомились с семейными ценностями. (Слайд 2) А как вы думаете, когда появилась первая семья?
Ответы детей.
(Слайд 3)
Педагог: Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в давних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Но эти группы не были семьями, что объединяют отца, мать и детей (как мы понимаем это сейчас), хоть женщины, по-видимому, заботились, прежде всего, о своих собственных детях. Скорее всего, семьи появились тогда, когда мужчина в одиночку мог обеспечивать свою семью добычей. А для чего нужен был семейный состав для древнего человека?
Ответы детей.
Педагог: "Семья" хранила огонь и защищала себя от диких зверей с помощью примитивного оружия. Семейный состав жизни был нужен больше человеку, чем другим живым существам. Это потому, что самое беспомощное существо на земле - человеческий ребенок. Большинство насекомых и других представителей низших форм жизни могут передвигаться и питаться, как только рождаются. Но детеныш высших форм жизни - человека или животного - должны быть выкормлены и защищены.
Какие обязанности были у отца и матери в таких семьях?
Ответы детей.
(Слайд 4)
Педагог: Отец обычно приносил еду для матери и защищал малыша от врагов. Роль матери была более важна, поскольку она выкармливала детеныша молоком. А в современном мире человек мог бы прожить один? И для чего нужна семья?
Ответы детей.
Проблемное изучение нового материала
Педагог: Семья – не просто союз двух влюблённых и появление детей. Семья - это переход на качественно новый уровень жизни. Счастливая семья – это новое пространство, в котором вы вместе развиваетесь и взаимодействуете.
Семья не может быть здоровой без детей, ведь именно они являются продолжением жизни. А дети не могут быть здоровыми психически и правильно расти без семьи. Так каковы же функции семьи в современном мире? Давайте разберем их поподробнее.
Просмотр фрагмента мультфильма “Непослушный медвежонок”. (После зимней спячки из берлоги выходит малыш-медвежонок. Медведь был настолько мал, что пока сам просто не умел справляться, поэтому постоянно нуждался в маме. Не было у него ни умений, ни знаний…) (Слайд 5)
Педагог: О какой функции семьи можно говорить в этом случае?
Ответы детей.
(Слайд 6)
Педагог: Правильно, ребята, о воспитательной функции.
Она состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
(Слайд 7)
Как хорошо, когда порядок в доме.
Нет ни пылинки, все вокруг блестит.
И вещи все разложены по полкам.
И мебель на своих местах стоит.
Но эта чистота живет не долго.
И если не поддерживать ее,
Дом быстро превращается в помойку.
В нем гостем быть и то не так легко.
А теперь о какой функции семьи говорится, ребята?
Ответы детей.
Педагог: Молодцы, ребята, это хозяйственно - бытовая функция. Она заключается не только в поддержании порядка в доме, но и в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья.
Просмотр фрагмента сказки “Золушка”. (С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли. Вскоре все, даже отец, стали называть ее Золушкой, да и она сама позабыла свое имя.)
(Слайд 8)
Педагог: О какой функции семьи, очень нужной для человека здесь не может быть и речи?
Ответы детей.
(Слайд 9)
Педагог: Конечно, об эмоциональной функции семьи — удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Просмотр фрагмента мультфильма “Зима в Простоквашино”. (На Новый год папа с Федором решили поехать в Простоквашино проведать Шарика с Матроскиным. Там все и встретили Новый Год - даже мама на лыжах приехала!) (Слайд 10)
Педагог: Ну а в этом фрагменте для чего нужна семья?
Ответы детей.
(Слайд 11)
Педагог: Досуговая функция - удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. А если ребенка обидел хулиган на улице, отец идет и разбирается, либо с этим хулиганом, либо с его родителями. Это проявление какой функции семьи?
Ответы детей.
(Слайд 12)
Педагог: Правильно, ребята, - это защитная функция семьи. А в чем заключается экономическая функция семьи, как вы думаете?
Ответы детей.
(Слайд 13)
Педагог: К экономической функции относится обеспечение материальных условий жизни семьи, обеспечение своих родных средствами к существованию. Ведется бюджет, а также организуются и планируются покупки и приобретения товаров в дом.
Просмотр и обсуждение мультфильма “Семейный марафон”.
(Слайд 14)
Вопросы для обсуждения:
- Кто является настоящим чемпионом?
- В чем заключаются обязанности мужа в этой семье?
- В чем заключаются обязанности жены в этой семье?
- Какие выводы можно сделать?
Ответы детей.
Педагог: А вот еще одна ситуация. (Слайд 15) Давайте мы сейчас с вами попробуем разыграть сценку. Мама, папа и старшая дочь ужинают. Далее папа и старшая дочь встают из-за стола и собираются выйти из столовой. Возникает вопрос “Кто будет мыть посуду?”. (Слайд 16) Задача отца и дочери состоит в том, чтобы убедить остальных в том, что не они должны это делать, у них на данный момент есть более важные дела.
Вопросы для обсуждения:
- Прокомментируйте увиденную сцену.
- Кто прав в этой сценке?
- Действительно ли домашние дела – это женские обязанности?
- Нужно ли привлекать детей к участию в домашних делах? Каких?
- Предположите, как могла эта сцена завершиться иначе (два варианта: отец или дочь).
- Какой из вариантов правильный?
- Как избежать такой проблемной ситуации?
(Слайд 17)
Ответы детей.
Педагог: Необходимо распределить обязанности. Это поможет избежать конфликта на бытовой почве и сэкономит время. Наверняка каждый может привести пример, когда неразрешенный вопрос в этой области приводил к разладу. (Слайд 18)
Можно просто поделить обязанности на такие группы (от лица одного из членов семьи):
1) точно мои;
2) общие;
3) точно не мои.
Например:
- муж выбивает ковры или отвозит их на машине в химчистку - только его обязанность;
- жена готовит еду - только её обязанность;
- временами то муж, то жена, то вместе занимаются закупкой продуктов - общая обязанность. Тогда в семье никогда не будет конфликтов по поводу грязных ковров или голодных деток!
Закрепление изученного материала
Педагог: Ну а сейчас мы с вами поиграем. Я предлагаю разделиться вам на две команды и провести небольшую викторину. Но сначала мы сделаем небольшую физминутку для глаз.
Физминутка для глаз (Слайд 19).
Вопросы викторины (Слайды 20-28):
1. Основанная на браке или на кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это
- род
- сословие
- семья
- элита
2. За внешнюю жизнь семьи (за отношение общества к семье, за ее достаток) отвечает
- бабушка
- дедушка
- папа
- мама
- ребенок
3. За внутреннюю жизнь семьи (атмосферу в семье, за сохранение семьи) отвечает
- бабушка
- дедушка
- папа
- мама
- ребенок
3. Ум и чувства женщины
- в 6 раз сильнее мужчины
- в 6 раз слабее мужчины
- такие же, как у мужчины
4. Распределите мужские и женские обязанности:
- ответственность;
- умение вести домашние дела;
- стойкость характера;
- целеустремленность;
- умиротворение, доброта, чуткость;
- верить в авторитет второй половинки;
- создавать радость, оптимизм в семье;
- бесстрашие.
5. Бабушка постарела и не может больше жить в деревне, она переезжает к своим детям и они за ней ухаживают. Какая из функций семьи проявляется в этой ситуации?
- воспитательная
- хозяйственно-бытовая
- экономическая
- досуговая
- эмоциональная
6. Семья в отличии от других малых групп характеризуется
- высокой политической активностью
- общностью быта
- общими увлечениями
- профессиональным роста
7. Продолжи пословицы
- В прилежном доме густо, а в ленивом доме …
- В недружной семье добра не …
- В семье согласно, так идет дело …
- Родители трудолюбивы — и дети не …
- Семье, где помогают друг другу, беды не ...
8. Назовите самую семейную геометрическую фигуру
- круг
- квадрат
- треугольник
Ответы детей.
Рефлексия
(Слайд 29)
Педагог: Молодцы, ребята! Вы прекрасно сегодня поработали на занятии.
Но вам предстоит выполнить еще одно небольшое задание. Закончите, пожалуйста, следующие фразы:
- Я познакомился с ...
- Это занятие помогло мне понять, что…
- Хотелось бы ...
- Я попробую ...
Ответы детей.
(Слайд 30)
Педагог: Спасибо вам, ребята, за работу на занятии, а закончить его я бы хотела стихотворением
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
(Слайд 31)
Звучит песня Инь-Ян “Песня о семье”.