Цель урока:
- продолжить формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые предметы по вопросам и лексическим значениям; Расширить представление о профессиях;
- совершенствовать умение работать с текстом, определять его тему, отбирать языковой материал;
- продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, развивать внимание, память, мышление, речь.
Оборудование: Раздаточные карточки с заданиями.
Ход урока
1 Организационный момент.
Сообщение темы урока. Постановка целей.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Предлагаю вам я тему
Так скорей, друзья, за дело.
Хоть немного знаем все мы:
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит, иль поёт,
Мы сейчас поговорим,
И свой урок им посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она!
Кто знает, что такое профессия?
– Какие профессии вы знаете?
– В словаре русского языка С. И. Ожегова дано такое толкование: “Профессия –
основное занятие человека, его трудовая деятельность”.
– Обратите внимание на слово “трудовая”, а что же такое труд?
– Правильно, ребята. Труд это работа, занятие, дело. Всё что требуется усилий,
стараний, заботы.
Об истории возникновения профессий.
– Как же возникли профессии?
– Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного
племени занимались разными делами. Какими?
– Мужчины изготавливали орудия для охоты-копья, луки, стрелы. С хорошим оружием
охота и рыбалка была успешной, и охотники приносили крупную дичь диких козлов,
оленей, кабанов, значит, профессии охотника и рыбака уже были.
– А чем занимались женщины?
– Они растили детей, собирали плоды, обрабатывали звериные шкуры и шили из них
одежду, занимались земледелием.
– Мы видим, что уже в те времена люди распределяли между собой разные дела. А
потом появились и новые профессии.
– Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным,
чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть
новые тайны русского языка.
2. Минутка чистописания.
Па, по, пе, пи.
3. Словарная работа.
Разгадать кроссворд
Отгадав слова и поставив ключевое слово, определите словарное слово.
- Скажи, кто так вкусно
готовит щи капустные,
Пахучие котлеты
Салаты, винегреты. (Повар.) - Кто в дни болезней
Лечит нас от всех болезней? (Врач.) - В доме десять этажей
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем. (Строитель.) - ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку,
Крутит, вертит так и сяк
Но не съест ее никак! (Водитель.) - Мы учим детишек:
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать. (Учитель.) - С книжкой кто в руке – читатель.
Книги пишет кто? (Писатель.) - Зарю поет селу петух –
коров на луг ведет (пастух). - Хозяин книг и книжный лекарь.
Кто же он? (Библиотекарь.) - В небе синем самолет,
Управляет им …. (пилот).
Ключевое слово – профессия.
Запись слова на доске и работа со словарным словом.
Запись предложения.
Оля любит свою профессию.
4. Работа с одушевленными неодушевленными существительными.
Работа в парах по карточкам.
1-йвариант: Выписывает одушевленные существительные.
2-й вариант: неодушевленные.
Коньки, книга, медведь, пенал, девочка, собака, дом , врач, мяч, жираф.
Ворона, стакан, повар, сорока, тетрадь, белка.
– Название каких профессий вам встретились в словах?
– В какой столбик вы их записали? почему?
5. Физкультминутка.
6. – Я буду называть предметы, если имя существительное одушевлённое – поднимите руки вверх, если неодушевлённое – не поднимаете.
7. Работа с текстом в парах:
- Составить текст.
- Рассказать о профессии из данного текста.
- Выписать неодушевленные существительные.
Примчались пожарные машины.
Люди победили пожар.
Была сильная гроза.
Пожарные спасли лес от огня.
В лесу вспыхнул пожар.
8. Работа по учебнику стр. 117 – упр. 221.
9. Игра “Подскажи профессию”.
– А теперь я предлагаю вам игру “Подскажи профессию”. А чтобы отгадать, вам нужно правильно подобрать рифму:
1. Печь гудит, как самовар,
Сталь в ней варит… (сталевар).
– Что делает сталевар?
2. Мне поставила вчера
Два укола…(медсестра).
– Что делает медсестра?
3. В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он …(артист).
– Что делает артист?
– На какой вопрос отвечают вами отгаданные слова?
10. Итог урока.
– Мы назвали много профессий. Скажите, а у вас есть работа? (Учёба.) А кем бы
хотели стать вы?
– Очень важно, чтобы каждый из вас выбрал себе дело по душе. Счастлив тот
человек, который занимается любимым делом .
11. Рефлексия.
– Чему вы научились на уроке?
– Найдите правильное определение:
А) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевлённые
– на вопрос кто?
Б) Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые
– на вопрос что?