Формирование УУД на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В жизни каждого человека наступает момент, когда он должен решить для себя, чем он будет заниматься всю свою жизнь, какую профессию выберет. Учителем начальной школы я стала благодаря своей маме. Мама родилась в 1946 году, время, когда закончилась война. Она очень хотела стать учителем. В те годы жилось очень тяжело. Её мечтам не суждено было сбыться. Настало время, когда передо мной встал выбор. Мама посоветовала мне поступить в Казанское педагогическое училище№1. С тех пор прошло много лет. Я работаю в школе 24 год. Каждый день, проведенный с детьми, приносит мне радость и удовлетворение. Хочу сказать своей маме, большое спасибо за то, что она помогла мне сделать правильный выбор в своей жизни!

Ребёнок приходит в школу, в первый класс. Ему открывается мир новых открытий, мир, в который он погружается и полностью доверяет нам, учителям начальной школы. Начальная школа играет самую главную роль в обучении и воспитании детей. Меняется поколение, жизнь людей в целом. Школа не стоит на месте, большие изменения происходят в обучении и воспитании наших детей. Каждый день, готовясь к урокам, стараюсь организовать свой урок таким образом, чтобы урок обязательно включал в себя УУД.

В чем заключается роль современной начальной школы? Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Сегодня УУД придается огромное значение. Каждый учитель знает, что такое УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Наша школа 6 год занимается по УМК “Гармония”. Детям очень нравятся нестандартные типы урока. На уроках окружающего мира мы любим с детьми путешествовать. Особенность таких уроков заключается в стремлении разнообразить жизнь школьника, вызвать интерес к познавательному общению, удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной мотивационной, эмоциональной и других сфер. В 4 классе большое внимание уделяется изучению нашей планеты Земля, звёздам, созвездиям, по каким признакам можно разделить звёзды на группы и т.д. Как я формирую УУД на примере урока окружающий мир, тема урока “Звёзды и звёздные узоры”.

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше путешествие на нашей космической ракете. На Луне побывали. А теперь куда мы отправимся? Попробуйте догадаться сами.

Загадка: Дальняя дорожка, усыпана горошком, никто его не соберёт:

Ни царь, ни царица
Ни красная девица. Что это?
(Дети дают ответ - звёздное небо)

Учитель: Правильно. Звёздное небо.

Сегодня мы отправляемся к далёким звёздам. Как вы думаете? Какова тема нашего урока? Каждый ребёнок формулирует тему урока по-своему. Дальше идёт вопрос. Чем же мы будем заниматься на уроке? (говорить о звёздах, о созвездиях, какие бывают звёзды и т.д.) Оценивать вы будете друг друга сами, количеством полученных на уроке звёздочек. Таким образом, дети сами планируют ход урока, оценивают свою работу. Задача учителя состоит в том, чтобы научить ребёнка правильно планировать свою работу на уроке, научиться составлять алгоритм работы на уроке, каков будет результат, чего он хочет. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Учитель: Мы будем с вами сегодня космонавтами и полетим к далёким звёздам. А вы знаете, кто первым полетел в космос? (ответы учащихся)

- Самый первый в космосе летел с огромной скоростью

Отважный русский парень (дети говорят хором Юрий Гагарин). Каждый ученик сам готовит свой рассказ о Юрии Гагарине. При выполнении задания пользуется своим источником для нахождения информации, а именно: художественная литература, исторические книги, интернет, журналы, газеты. Далее идет обсуждение: Каким был Юрий Гагарин, каждый ли человек может стать космонавтом, какие новшества произошли в мире, связанные с космосом. На примере Юрия Гагарина формируем нравственные качества характера у детей, а именно, чтобы каждый из них смог бы сделать для своей страны. В современной школе каждому ребёнку даётся возможность самому быть учителем, многим детям это нравится, они с большим удовольствием выполняют эту роль. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями, направленными на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Сюда же мы можем включить и формирование познавательных универсальных действий. Они включают в себя действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирования изучаемого содержания. Дети самостоятельно изучили автобиографию Юрия Гагарина. Прежде чем искать информацию о Юрии Гагарине ученики спланировали свою работу, распределили по подгруппам, где будут искать информацию, оказали друг другу поддержку и сотрудничали с учителем. Ребята рассказали о детстве первого космонавта, о том, как он готовился к полёту в космос, о его нахождении в космосе и о том, как он погиб. Ребята с большим удовольствием слушали друг друга, вели дискуссию.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структуирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К каждому ученику должен быть отдельный подход. Ведь каждый ребёнок-это личность. Каким станет ребёнок в будущем, зависит от нас, от учителей начальной школы. Есть дети слишком скромные, и наоборот чересчур активные. Наша задача научить детей не потеряться в этом мире, суметь за себя постоять, раскрыть свои таланты окружающим. При формировании у детей УУД я в первую очередь учитываю: состояние здоровья детей, успеваемость по основным предметам, уровень развития речи, умение слушать, навыки общения со сверстниками, умение решать учебные задачи и оценивать свои результаты. На уроках окружающего мира всегда стараюсь использовать презентации. Презентация помогает осуществлять смену видов деятельности и тем самым снимает эмоциональную и психологическую нагрузку на учащихся в учебном процессе. Дети часто сами составляют презентации, потом на уроках смотрим, анализируем. Каждый ребёнок-это артист. Детям нравится участие в ролевых играх. Роль гостя выполняют сами дети, по желанию. Тема нашего урока “Звёзды и звёздные узоры”. Во время урока появляется гость-звездочёт, который своим приходом, вовлекает детей в игру, ещё больше заинтересовывает детей к познанию окружающего мира. Знакомит учащихся с понятием “Звезда”, “Созвездия”. Используя карту созвездий, которая лежит на столе, учащиеся находят созвездие, которое показывает учитель. Работа выполняется в паре. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества.

Учитель: В древности люди мысленно соединили звёзды линиями и дали им названия, в зависимости от рисунка, который получился. (Например, Большой пёс, Лебедь, Малая медведица и мн.др. Их всего 80.). Игра “Найди созвездие”.

(На партах лежат маленькие карты созвездий.) (Дети работают в парах) Каждая пара должна найти своё созвездие.

При работе в паре дети учатся сотрудничать, умению слушать друг друга, взаимопомощи. Каков результат, проведённого мною урока? Что получилось, а что нет. Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формирую при выполнении тестовых заданий.

1. Спутником Земли является:

А) Солнце

Б) Луна

В) Марс

2. Дни, когда не видно Луны, называют:

А) полнолуние

Б) многолуние

В) новолуние

3.Солнце – это:

А) звезда

Б) планета

В) метеорит

4.Кто изучает звёзды:

А) Астроном

Б) Счетовод

В) Лунатик

5.Группу звёзд называют:

А) метеоры

Б) кометы

Дети проверяют правильность своих рассуждений, выводов. Хорошо использовать задание (“Зажжём на небе ещё 16 звёзд и дадим им свои имена...”), которое нацеливает учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом. В моём классе 16 человек. Каждый мой ученик-это звёздочка, которая для меня всегда сияет. В конце урока при помощи смайликов учащиеся демонстрируют своё отношение к уроку. Для себя делаю определённые выводы, по ходу проведения и организации урока. Посчитав количество звёздочек, полученных от учителя во время урока, дети самостоятельно оценивают свои знания, учатся оценивать правильность выполнения своих действий.

С целью формирования регулятивного универсального учебного действия -  действия контроля, даются задания с ошибкой. Дети должны сами найти ошибку.

- Прочитаем загадку “Не сочтёшь их в час ночной, днём не видно ни одной”. Кто нашёл ошибку в загадке? Солнце – это звезда, а её мы видим днём. Успешность обучения, в начальной школе, во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то каждый ученик научится контролировать свою учебную деятельность, то ему будет несложно учиться  на других этапах. При составлении урока, на что я уделяю внимание?

1. Достижения ребенка сравниваю с его вчерашними достижениями.

2. Заинтересовываю детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждаем  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учу детей работать в группах, проводить вместе исследования, как можно прийти к единому решению в работе в группах, развиваю умения анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.

4. Большое внимание уделяю самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Не формулирую сама тему и цели урока, а добиваюсь постановки темы и целей урока от учащихся.

6.Заинтересовываю детей в нахождении нового, путём работы с разными источниками информации.

7. Учу детей разным способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей.

8. Учу делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Использую проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учу оценивать и свою работу.

10. Учу детей ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учу разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Организую формы деятельности, таким образом, чтобы дети могли бы  усвоить, нужные знания и ценностный ряд.

13. Общаемся с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Вместе решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания.

15. Учу детей планировать свою работу и свой досуг.

Современные дети привыкли к тому, что их всегда опекают родители, учителя. Часто мы взрослые решаем за них возникающие проблемы. Наша задача научить детей самостоятельности, умению планировать и анализировать свои поступки, свои достижения. Стремиться быть всегда на высоте добиваться определённых результатов. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне, поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Приложение.