Занятие по теме "Зимний пейзаж с тенями"

Разделы: МХК и ИЗО


Ход занятия

Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся Используемые методы. Результаты этапа
1 Оргмомент

Перед занятием

В начале занятия (2 мин.)

Подготовка кабинета к рисованию: расстановка мольбертов и стульев, закрепление бумаги форматом 30х40

Приветствие учащихся.

“Сегодня у нас сложная работа, но если вы будете внимательно слушать и выполнять работу вместе со мной – то у вас всё получится”.

Сообщение о необходимости выполнения требований техники безопасности на занятии

Подготовка баночек с водой, палитры, краски, кисти (щетина № 2, 6)

Приветствие педагога.

Полная готовность группы и оборудования к занятию.

Быстрое включение учащихся в деловой режим

2 Повторение

(5 мин.)

Проверка знаний, усвоенных на предыдущих занятиях:

Опрос учащихся

1. Что означает слово “Живопись”

2. На доске написаны названия жанров живописи:

  1. Портрет
  2. Пейзаж
  3. Натюрморт
  4. Марина

Даётся определение “… - это изображение живой и неживой природы”

Под какой цифрой написан ответ?

Отвечают на вопросы педагога с места.

- Писать живо, как живое

Учащиеся выбирают правильный ответ, называя соответствующую цифру - 2

Методы: устная проверка теоретических знаний

Результаты: актуализация ранее изученных знаний

3 Новая тема. Целеполагание и мотивация (10 мин.) Для того, чтобы природа получилась как живая, существует несколько приёмов. С одним из них мы познакомимся сегодня и начнём с ответа на вопрос: что такое свет и как его нарисовать? Предполагаемые ответы детей:

- это день,

- нарисовать солнышко,

- нарисовать светлое небо.

Метод: анализ произведений искусства, с целью подведения учеников к цели и задачам занятия.

Результат: эмоциональный отклик на произведения живописи

Результаты: возникновение у детей потребности включения в практическую деятельность

Давайте обратимся за ответом к известным художникам.

Перед вами живописные пейзажи. Нравятся они вам? Авторы этих картин художники Шишкин и Юон с большой любовью относились к родной природе и рассказывали о ней с помощью кисти.

Рисунок 1

Рисунок 2

На этих работах мы не видим источника света - солнца, луны, но ощущение света всё равно чувствуется. Как добился этого художник?

Правильно, распределение светотени на изображаемых предметах даёт возможность судить об их форме, а расположение падающих теней помогает передать пространство в рисунке, и иногда падающие тени имеют важное композиционное значение. Но есть такие картины, где нет активного источника света, падающих теней, а всё написано как живое. Мастер, передающий такое освещение – великий художник Куинджи.

“Безлунной ночью в темноте видны только черные силуэты домов и деревьев и не различимы их объёмность и положение в пространстве”

Валаам

Рисунок 3

Север

Рисунок 4

Украинская ночь

Рисунок 5

Дождь

Рисунок 6

Ответ детей: нарисовал тени
4 Практическая работа (15 мин.) Итак, чтобы передать свет в рисунке, нужно нарисовать…

Сейчас мы будем рисовать пейзаж с тенями и начнём работу с рисования ночного неба. Движения кистью должны быть по горизонтали начиная с верхней части листа. Важно следить за количеством воды на кисточке (для рисования гуашью воды должно быть как можно меньше).

Затем рисуем снег на горизонтальной плоскости.

А какого цвета снег?

Не совсем так.

Цвет снега зависит от окружающего пространства и освещения, поэтому какие краски мы смешаем?

Ответ детей: тени.

Учащиеся оформляют верхнюю часть листа синим цветом.

Ответ детей: белый.

Ответ детей: белый, синий и жёлтый.

Учащиеся оформляют нижнюю часть листа, используя найденный цвет, укладывая мазки горизонтально

Методы: показ, рассказ, практическая работа.

Результаты: выполнение задания.

  Перемена Готовит наглядность для второй части занятия Меняют воду, просмотр репродукций по теме  
  Определение Чтобы появилась тень, необходимо изобразить предметы, от которых она падает. Так как мы рисуем пейзаж, то элементами нашего пейзажа будут деревья. Не забывайте о перспективе – чем дальше дерево, тем оно на рисунке будет меньше и выше.

Сейчас у нас всё готово для рисования теней.

Даю определение:

Тени от освещённых предметов, которые отбрасываются на другие поверхности, называют падающими тенями

Для рисования теней существуют определённые правила, но сначала несколько упражнений для того, чтобы ваши глаза научились видеть тени и вы поняли их важность:

1. Что нарисовано?

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

2. А вы уверены, что здесь одно изображение и если нет, то какие?

Рисунок 11

Рисунок 12

Молодцы!

А на что будет похожа на нашем рисунке тень от дерева?

Итак, послушайте правило наложения падающих теней:

Очертания падающей тени определяются формой образующего её предмета, а также характеристикой рельефа той поверхности, на которую она ложится. Падающая тень ограничена лучами света, которые направлены по касательным к отбрасывающему её предмету.

Рисунок 13

Итак, приступаем к работе - накладываем тень согласно схеме.

Рисуют деревья, располагая их свободно на горизонтальной плоскости.

Ответы детей…

Ответы детей… на дерево.

Накладывают тень, сверяя свой рисунок со схемой.

Методы: показ, рассказ, упражнения на развитие восприятия черных изображений как теней, практическая работа.

Результаты: усвоение знаний законов построения теней и умение применить полученные знания на практике.

Результат: правильное восприятие пространственных явлений.

5 Закрепление рефлексия (3 мин.) 1. Если видишь на картине…

2. Игра “Найди тень”

3. Какие тени называются падающими?

…подсказывают слово.

Подбирают падающую тень, соответствующую форме предмета.

Ответ детей: тени от освещённых предметов, которые отбрасываются на другие поверхности, называют падающими тенями.

Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Результаты: получение обучающимися информации о реальных результатах учения.

6 Итог Перед вами картина, мы над ней хорошо потрудились, она вам нравится?

Используя законы и правила рисования, можно добиться потрясающих результатов. Мы использовали только один, а каков результат!

Ответы детей Результаты: открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке

Приложение 1 (таблица автора)

Презентация