Ход занятия
№ | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Используемые методы. Результаты этапа |
1 | Оргмомент Перед занятием В начале занятия (2 мин.) |
Подготовка кабинета к рисованию:
расстановка мольбертов и стульев, закрепление
бумаги форматом 30х40 Приветствие учащихся. “Сегодня у нас сложная работа, но если вы будете внимательно слушать и выполнять работу вместе со мной – то у вас всё получится”. Сообщение о необходимости выполнения требований техники безопасности на занятии |
Подготовка баночек с водой,
палитры, краски, кисти (щетина № 2, 6) Приветствие педагога. |
Полная готовность группы и
оборудования к занятию. Быстрое включение учащихся в деловой режим |
2 | Повторение (5 мин.) |
Проверка знаний, усвоенных на
предыдущих занятиях: Опрос учащихся 1. Что означает слово “Живопись” 2. На доске написаны названия жанров живописи:
Даётся определение “… - это изображение живой и неживой природы” Под какой цифрой написан ответ? |
Отвечают на вопросы педагога с
места. - Писать живо, как живое Учащиеся выбирают правильный ответ, называя соответствующую цифру - 2 |
Методы: устная проверка
теоретических знаний Результаты: актуализация ранее изученных знаний |
3 | Новая тема. Целеполагание и мотивация (10 мин.) | Для того, чтобы природа получилась как живая, существует несколько приёмов. С одним из них мы познакомимся сегодня и начнём с ответа на вопрос: что такое свет и как его нарисовать? | Предполагаемые ответы детей: - это день, - нарисовать солнышко, - нарисовать светлое небо. |
Метод: анализ
произведений искусства, с целью подведения
учеников к цели и задачам занятия. Результат: эмоциональный отклик на произведения живописи Результаты: возникновение у детей потребности включения в практическую деятельность |
Давайте обратимся за ответом к
известным художникам. Перед вами живописные пейзажи. Нравятся они вам? Авторы этих картин художники Шишкин и Юон с большой любовью относились к родной природе и рассказывали о ней с помощью кисти. Рисунок 1 Рисунок 2 На этих работах мы не видим источника света - солнца, луны, но ощущение света всё равно чувствуется. Как добился этого художник? Правильно, распределение светотени на изображаемых предметах даёт возможность судить об их форме, а расположение падающих теней помогает передать пространство в рисунке, и иногда падающие тени имеют важное композиционное значение. Но есть такие картины, где нет активного источника света, падающих теней, а всё написано как живое. Мастер, передающий такое освещение – великий художник Куинджи. “Безлунной ночью в темноте видны только черные силуэты домов и деревьев и не различимы их объёмность и положение в пространстве” Валаам Рисунок 3 Север Рисунок 4 Украинская ночь Рисунок 5 Дождь Рисунок 6 |
Ответ детей: нарисовал тени | |||
4 | Практическая работа (15 мин.) | Итак, чтобы передать свет в
рисунке, нужно нарисовать… Сейчас мы будем рисовать пейзаж с тенями и начнём работу с рисования ночного неба. Движения кистью должны быть по горизонтали начиная с верхней части листа. Важно следить за количеством воды на кисточке (для рисования гуашью воды должно быть как можно меньше). Затем рисуем снег на горизонтальной плоскости. А какого цвета снег? Не совсем так. Цвет снега зависит от окружающего пространства и освещения, поэтому какие краски мы смешаем? |
Ответ детей: тени. Учащиеся оформляют верхнюю часть листа синим цветом. Ответ детей: белый. Ответ детей: белый, синий и жёлтый. Учащиеся оформляют нижнюю часть листа, используя найденный цвет, укладывая мазки горизонтально |
Методы: показ, рассказ,
практическая работа. Результаты: выполнение задания. |
Перемена | Готовит наглядность для второй части занятия | Меняют воду, просмотр репродукций по теме | ||
Определение | Чтобы появилась тень, необходимо
изобразить предметы, от которых она падает. Так
как мы рисуем пейзаж, то элементами нашего
пейзажа будут деревья. Не забывайте о перспективе
– чем дальше дерево, тем оно на рисунке будет
меньше и выше. Сейчас у нас всё готово для рисования теней. Даю определение: Тени от освещённых предметов, которые отбрасываются на другие поверхности, называют падающими тенями Для рисования теней существуют определённые правила, но сначала несколько упражнений для того, чтобы ваши глаза научились видеть тени и вы поняли их важность: 1. Что нарисовано? Рисунок 7 Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 2. А вы уверены, что здесь одно изображение и если нет, то какие? Рисунок 11 Рисунок 12 Молодцы! А на что будет похожа на нашем рисунке тень от дерева? Итак, послушайте правило наложения падающих теней: Очертания падающей тени определяются формой образующего её предмета, а также характеристикой рельефа той поверхности, на которую она ложится. Падающая тень ограничена лучами света, которые направлены по касательным к отбрасывающему её предмету. Рисунок 13 Итак, приступаем к работе - накладываем тень согласно схеме. |
Рисуют деревья, располагая их
свободно на горизонтальной плоскости. Ответы детей… Ответы детей… на дерево. Накладывают тень, сверяя свой рисунок со схемой. |
Методы: показ, рассказ,
упражнения на развитие восприятия черных
изображений как теней, практическая работа. Результаты: усвоение знаний законов построения теней и умение применить полученные знания на практике. Результат: правильное восприятие пространственных явлений. |
|
5 | Закрепление рефлексия (3 мин.) | 1. Если видишь на картине… 2. Игра “Найди тень” 3. Какие тени называются падающими? |
…подсказывают слово. Подбирают падающую тень, соответствующую форме предмета. Ответ детей: тени от освещённых предметов, которые отбрасываются на другие поверхности, называют падающими тенями. |
Методы: рефлексия
учебно-познавательной деятельности. Результаты: получение обучающимися информации о реальных результатах учения. |
6 | Итог | Перед вами картина, мы над ней
хорошо потрудились, она вам нравится? Используя законы и правила рисования, можно добиться потрясающих результатов. Мы использовали только один, а каков результат! |
Ответы детей | Результаты: открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке |
Приложение 1 (таблица автора)