Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить основу для дальнейшего активного обучения.
Перед дошкольным и начальным образованием в обеспечении преемственности и непрерывности в организации образовательной, учебно-методической, воспитательной работы стоят следующие задачи:
- создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
- обеспечение условий для реализации плавного, бесстресового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
Работа по преемственности (педагогов ГДОУ № 90 и ГБОУСОШ № 443 Фрунзенского района Санкт-Петербурга) даёт возможность нашим детям приобрести стартовую площадку для успешного школьного обучения.
Основная цель взаимодействия ГДОУ № 90 и ГБОУСОШ № 443 - обеспечение взаимосвязи и преемственности в воспитании и обучении детей в подготовительной к школе группах и первом классе школы.
Содержание преемственности отражены в договоре о сотрудничестве ГДОУ № 90 и ГБОУСОШ № 443. Вначале учебного года совместно с педагогами детского сада мы составляем план совместной работы по преемственности.
Система взаимодействия психологов детского сада и школы включает: совместное проведение диагностики и коррекции развития детей, мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Организация работы по преемственности осуществляется по следующим направлениям:
- методическая работа с педагогами;
- работа с родителями;
- работа с детьми.
Методическая работа осуществляется через проведение совместных для педагогов школы и детского сада:
-семинаров (“Формирование портрета выпускника дошкольного учреждения”, “Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы”, “Роль сюжетно-ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности”, “Совместная деятельность ГДОУ № 90 и ГБОУСОШ № 443 как условие успешной реализации требований ФГТ и ФГОС в вопросах воспитания и обучения”);
- круглого стола (“Формирование ключевых компетенций воспитанников ГДОУ для успешного обучения в школе”, “Изучение программ и новых педагогических технологий для дошкольников и младших школьников”, “Проблемы адаптации к школе выпускников ГДОУ”);
- открытых показов образовательной деятельности в ДОУ и школе (занятие по реализации проекта опытно-экспериментальной работы “Живая вода”, занятие “Путешествие по русским народным сказкам” в 1 классе);
- заседаний МО (“Общие понимания и требования готовности ребёнка к школе”, “Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста”).
Работа с родителями осуществляется через:
- совместные родительские собрания с педагогами ГДОУ и ГБОУ, где рассматриваются проблемы подготовки ребёнка к школе, выбора школы и будущих программ обучения детей (“На пороге школы”, “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья -школа”);
- информационные стенды, сайты детского сада и школы “Первые шаги ребёнка к школе”. “Как научить ребёнка думать”, “Практические рекомендации по подготовке руки ребёнка к письму”);
- индивидуальные консультации с педагогами школы;
- день открытых дверей в школе.
Работа с детьми заключается:
- в проведении экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу, праздников “Золотая осень”, “В гостях у деда Мороза”, “До свидания детский сад”;
- в посещение школьного музея “Время традиций”;
- в знакомстве и взаимодействие дошкольников с учителями, учениками начальной школы;
- в участие игровых программ (“Игра по станциям “Путешествие в школу”), спортивных состязаниях “Весёлые старты”;
- в проведение выставки рисунков (“Что нам осень подарила”, “Космические приключения”, “Спорт глазами детей”).
Совместная деятельность психологов детского сада и школы обеспечивает успешную адаптацию детей к обучению в первом классе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 72% выпускников ГДОУ № 90 высокий уровень адаптации к школе, у 28% средний уровень адаптации.
Мы считаем, что сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.