1. Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
Шёл я однажды зимой по лесу.
Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
2. Придумай и запиши по три разных предложения с каждым из этих слов.
Море, дождь, солнце.
3. Прочитай предложения. Выбери из них те, которые соответствуют теме “Наши домашние животные”. Можно ли считать выбранные предложения текстом? Придумай начало и запиши выбранные предложения, раскрывая скобки.
Под окном растёт кудрявая (Р,р) ябина.
Наша любимица (Р,р)ябинка дает много молока.
Тяжелый груз перевозит (В,в)есёлый.
Вьётся в поле (В,в)есёлый ветерок.
Мой (Д,д)ружок – отличник.
Сторожит хозяйство верный (Д,д)ружок.
Мы любим наших животных.
4. Подбери и запиши определения.
Лес - густой, _______________________.
Сосны – прямые, ____________________.
Осины – робкие, ____________________.
Берёзы – нежные, ____________________.
5. Прочитай текст. Выпиши “лесные” слова, дополни ряд своими словами.
Лес прекрасен в любое время года. Он живёт своей, особой, жизнью. Здесь сказочно и таинственно. Но что мы знаем о жизни леса? На самом деле очень немного. А вот лесники могут рассказать нам очень интересные вещи. Им известно много “лесных” слов. Каждое из них рисует в нашем воображении неповторимые картины. Так, при слове “глухомань” нам представляются сырые чащи, грибной аромат, загадочная тишина и сумрак. О многом способны поведать нам такие лесные слова, как опушка, поляна, дубрава, бор, роща и другие.
“Лесные” слова: ____________________________________________________________
6. Придумай и опиши необычное дерево, которого не существует в природе.
Например: дерево, на котором растут все известные фрукты (абрикосы, яблоки, груши, сливы и т.д.) или дерево-дракон, застилающее свет для других деревьев (всего леса).
7. Прочитай стихотворение. Выпиши “морские” слова, дополни ряд своими словами.
Морская звезда.
Вдоль берега морского
Я шёл неведомо куда.
Вдруг вижу:
Рядом с полосой прибоя
Лежит блестящая звезда.
Взял я её осторожно,
Опустил в морскую гладь,
И тут случилось чудо:
Моя находка стала оживать.
“Морские” слова: _____________________________
8. Представь, что ты солнечный лучик, проникший в морское царство. Опиши свои впечатления.
9. Прочитай текст. Выпиши “снежные” слова, дополни ряд своими словами.
Высоко в небе зимой плавают перистые облака, которые состоят из множества мелких ледяных кристалликов. Они растут, превращаются в снежинки и целыми стаями устремляются вниз. Идёт снег. Но падать он может по-разному. Если подует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам, слепляются на лету и превращаются в “хлопья”. Подует северный ветер – на землю посыпятся твёрдые белые шарики, похожие на крупу. В народе такой снег называют “крупкой”. Подует сильный ветер – заструится снег по земле “позёмкой”, весело и задорно. Задует ещё сильнее – начнётся метель. Иногда ветер так расхулиганится, что может разыграться снежная буря – “буран”. А самый первый, чистый, нетронутый никем снег называют “порошей”.
“Снежные” слова: ___________________________________________.
10. Придумай и запиши небольшой рассказ о приключениях маленькой снежинки.
11. Запиши, какой цвет и какой запах могут иметь…
День - ____________________________________.
Ночь - ____________________________________.
Утро - ____________________________________.
Ветер - ____________________________________.
Вьюга - ___________________________________.
Дождь - ___________________________________.
Река - _____________________________________.
12. Выпиши глаголы, употреблённые в переносном значении.
Зима проснулась рано,
С первою синичкой.
Нечёсаным буранам
Заплела косички.
Расписала акварелью
Каждое окошко.
И сосулек из капели
Нам свила немножко.
Подмела в лесу позёмкой –
Она ль не мастерица,
И связала иней тонкий
На морозных спицах.
13. Прочитай текст. Мысленно разделили его на смысловые части. Запиши ту часть, в которой говорится о “снежных” обезьянах.
Многие думают, что все обезьяны любят тепло и живут в странах с жарким климатом. Да, большинство обезьян “неженки” и очень плохо переносят зимние холода. Но в Японии, на самом большом острове Хонсю, обитают так называемые “снежные” обезьяны, которые считаются самыми северными обезьянами в мире. Живут “снежные” обезьяны в заповеднике Игодукани. Это место самых удивительных контрастов: из-подо льда вытекает кипящая вода и кипят гейзеры. Тело обитающих здесь макак покрыто густой шерстью. От этого они кажутся более упитанными и мощными, чем на самом деле.
14. Переставь части текста, чтобы описание стало последовательным. Озаглавь рассказ. Запиши.
Кормим мы нашу певунью капустой, морковкой и семенами разных растений. Спит птичка нахохлившись и втянув головку.
С первыми лучами солнца канарейка начинает петь. Её звонкий голос радует нас до самого вечера.
Вот уже почти год у нас дома живёт певчая птичка канарейка. На спинке и головке у нее перышки желтого цвета, бока и хвостик – белые. Глазки у птички, как угольки, черные и блестящие.
15. Передай (письменно) содержание текста в трех предложениях.
Когда люди не умели писать. Кое-где такие народы существуют в наше время. Как же они обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы-символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают что-либо. В прошлые века люди часто слышали колокольный звон. Он мог быть сигналом радостных событий или сигналом тревоги.
Еще немного о разных сигналах. Канадские индейцы разводили костры, дым которых привлекал внимание. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. А у австралийских аборигенов есть даже специальное слово, понимаемое как “читать дым”. Многие индейские племена для передачи информации использовали специально завязанные узелки. В Африке известия переносились от одного поселения к другому дробью большого барабана тамтама.
Вот, оказывается, как можно передавать информацию без слов.
16. Дай развернутый ответ на вопрос: как? Предложи свой вариант решения проблемы.
Как развести сад на Луне?
Как сосчитать звезды?
Как сделать машину для приготовления уроков?
Как научить собаку разговаривать?
Как сделать так, чтобы всегда были каникулы?
Как переплыть океан?
17. Допиши продолжение истории от 3-го лица.
Меня зовут Миша. Я учусь в третьем классе. У меня дома живут черепаха и белый мышонок. Иногда я беру их с собой в школу: сажаю черепаху Жужу и мышонка Гришу в портфель. Черепаха глаза закроет и спи среди учебников. А Гриша непоседа. Однажды он меня подвел. Как-то выскочил он из-под парты…
18. Дай распространенный ответ на вопрос: хороши или плохо?
Например.
Осень. Это хорошо или плохо? Хорошо: созревают все овощи и фрукты. Плохо: очень часто идут дожди, в такую погоду долго не погуляешь.
Книга. Это хорошо или плохо?
Солнце. Это хорошо или плохо?
Мороженое. Это хорошо или плохо?
Огонь. Это хорошо или плохо?
Конфеты. Это хорошо или плохо?
Телевизор. Это хорошо или плохо?
Ножницы. Это хорошо или плохо?
Снег. Это хорошо или плохо?
19. Подбери глагол с противоположным значением.
Смелый побеждает, а трус __________.
Ласточка день начинает, а соловей ____________.
По одежке встречают, по уму ___________.
Легко друга потерять, а трудно ___________.
Чем зря кричать, лучше ___________.
20. Представь, что ты оказался на необитаемом острове. Напиши, как и из чего ты…
Сделаешь себе жилище …
Изготовишь одежду …
Сделаешь посуду …
Добудешь огонь …
Найдёшь и приготовишь что-нибудь себе на обед …
Сделаешь лодку или плот …
Изготовишь обувь …
Подашь сигнал о помощи …
21. Запиши текст, включив в него описание снежинок.
Маша проснулась рано утром, выглянула в окно – и ахнула! Весь двор был белым-белым. Нарядные деревья приветливо качали ветками. В воздухе в чудесном танце кружились снежинки. Солнечный свет играл на снегу разноцветными бликами. Природа радовалась и ликовала: наконец-то пришла зима!
22. Прочитай два текста. К какому стилю они относятся? Запиши текст художественного стиля.
Лес
Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Земля покрыта разноцветным ковром из багровых, ярко-желтых и оранжевых листьев. Красивы деревья в золотом праздничном наряде. Но уже не слышно веселого посвиста птичьих голосов.
Почему вода в море соленая?
Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море.
23. Подбери и запиши оригинальные сравнения к данным словам. Составь и запиши по одному предложению, включив в него сравнение.
Рассвет
Звезды
Река
Небо
Солнце
Огни
Поле
24. Придумай и запиши комплименты своим одноклассникам.
Например:
Вася – интересный собеседник.
Лена – добрый человек.
25. Составь и запиши семь вопросов, которые можно задать другу (подруге), чтобы лучше его (ее) узнать.
Например: Что ты любишь читать?
26. Прочитай стихотворение. Выпиши слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.
Веселая мышка на свете жила.
Она симпатичною мышкой была.
Следила мышка за фигурой -
Занималась по утрам физкультурой.
Однажды утром — вот напасть,
Кошка решила на мышку напасть.
Но мышка не растерялась -
Быстро с силами собралась,
Достала нужный инструмент
И с кошкой справилась в момент.
Меткие удары летели куда попало,
Ох, той кошке и попало!
27. Сочини и запиши небольшой рассказ, используя данные устойчивые выражения: ставить палки в колеса, принимать близко к сердцу, считать ворон, бежать во весь дух, терять голову.
28. Найди ошибки и запиши правильно. Придумай продолжение истории, употребив 3-4 известных тебе фразеологизма.
Однажды, средь белого дня, я попала впростак. Возвращалась я со школы домой бегом, и пить захотела как резаная. Решила забежать к подружке и спросить у нее вопрос. Забегаю в подъезд очертя голову, а там света нет. Страшно, аж мороз по коже продирает. Я чуть не лопнула со страху! И тут вдруг как музыка перед ушами заиграет...
29. Все дети рано или поздно становятся взрослыми. А каждый взрослый чем-нибудь да занят. Чем ты будешь заниматься, когда вырастешь? Кем ты будешь? Напиши мини-сочинение “Кем я буду, когда стану взрослым”.
30. Дай обдуманный и развернутый ответ на вопрос после текста. (Напиши небольшое сочинение-рассуждение).
1. Кате исполнилось десять лет. На свой день рождения она пригласила лучших друзей — Наташу и Сережу. Гости пришли с подарками. Сережа принес Кате настольную игру “Хоккей”.
- Спасибо, - сказала Катя. - Правда, я не очень люблю эту игру...
Наташа подарила сказки Шарля Перро.
- Спасибо, Наташа, - сказала Катя. - Книжка хорошая. И ничего страшного, что она не новая. Видно, ее все твои родственники перечитали...
Пригласила Катя гостей к столу. Смотрит, а Наташа и Серёжа скучные сидят. Она им и торт отрезала, и музыку включила, а они не веселятся. Интересно, почему?
2. Два друга, Игорь и Миша, зимним днем возвращались домой из школы. Игорь поскользнулся и упал. Миша засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?”. Товарищ обиделся и ушел. Интересно, почему?
3. Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие от холода, третьи под колесами машин и поездов. Идут дожди, дуют ветра, метут метели, а нашим братьям меньшим даже негде спрятаться. Бредут они, смотрят на прохожих, которые торопятся по своим делам, но никто не обращает на них внимания. Как вы думаете, откуда берутся бездомные животные?
4. Сережа гулял во дворе. Прямо перед ним на землю из окна второго этажа выпал плюшевый мишка. В окне никого не было. Сережа поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно о такой мечтал. Сережа смотрел на мишку и долго о чем-то думал. Наконец он принял решение. Как ты думаешь, какое? Как бы ты поступил на месте Сережи?