Цели:
Образовательные
- Создать условия для формирования знаний о работниках медицинских учреждений
- Расширить представления учащихся о работниках медицинских учреждений
- Закрепить и обобщить материал о функциях врачей-специалистов
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитательные:
- Всемерно способствовать реальной адаптации учащихся в социуме.
Задачи:
- Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о работниках медицинских учреждений.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к работникам медицинских учреждений.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point/
- Презентация к уроку
Ход урока
I. Организация начала урока
Цель: психологический настрой обучающихся, создание рабочей обстановки.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Прозвенел, друзья, звонок
Начинается урок.
Отдохнуть вы все успели?
А теперь вперед – за дело.
Проблемная ситуация
- Ребята, осенью у нас проходила диспансеризация, какие врачи вас смотрели?
- К каким врачам вами дали направления?
Мы сегодня узнаем, к какому врачу обратиться при том или ином заболевании.
II Сообщение темы и цели урока.
- Над каким разделом мы сейчас работаем? (слайд 1)
Прочитайте тему нашего урока (слайд 2)
Работники медицинских учреждений.
Что мы должны узнать на уроке? (слайд 3)
- Функции основных врачей-специалистов
Чему будем учиться на уроке (слайд 4)
- Ориентироваться в выборе врача
- Культурно обращаться с вопросом, просьбой.
III. Изучение нового материала.
Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие по медицинским кабинетам. Врачи-специалисты проведут с вами беседы. Ведь задача медицины не только лечить, но и предупредить болезнь. Прочитайте девиз нашего урока: (Слайд 5)
Болезнь легче предупредить, чем лечить.
- Как вы понимаете эти слова?
- Необходимо 2 раза в год посещать кабинет стоматолога, один раз в год – гинеколога, ежегодно проходить обследование.
Итак, начинаем: (слайд 6-8)
Старший медицинский персонал – врачи.
- Обследуют больных, ставят диагноз.
Диагноз – заключение о болезни.
Средний медицинский персонал - медицинская сестра, брат /медсестра, медбрат/
Выполняют назначения врача:
- делают анализы,
- ставят инъекции,
- выдают лекарства.
Инъекция – укол.
Младший медицинский персонал: санитары.
- Следят за чистотой помещения, постели, больных.
Прочие работники: регистратор, гардеробщик.
К какому врачу вы идёте,
Когда животик заболит?
Температура вдруг подскочит...
Он вам поможет – это точно
От всякой боли исцелит.
Педиатр. (Слайд 9)
детский врач, который лечит детей до 18 лет. Занимается детскими болезнями, их лечением и предупреждением.
Терапевт (слайд 10)
должен решить множество вопросов:
что с больным, где и как его лечить, трудоспособен он или нет, возможны ли осложнения, не опасна ли болезнь.
Если заболит живот? Поднимется температура? К какому врачу обратитесь?
Хирург (слайд 11)
В больнице к хирургу поступают больные, лечение которых затруднено. Задача врача – оперативное вмешательство, то есть – операция.
Если приступ аппендицита, какой врач поможет?
Человек должен стараться всегда быть спокойным, не кричать, проявлять терпение в самых сложных ситуациях. Будешь вести себя так, и любовь и уважение окружающих тебе обеспечены. Об этом расскажет врач-невропатолог. (слайд 12)
Нервная система человека,
Хотя понятно и без слов
Невропатолог скажет точно:
Основа жизненных основ.
Сценка “На приёме у врача”
Забота о нервной системе начинается с режима труда и отдыха, т.е. с режима дня.
- Спать не менее 9 часов.
- Утро начинать с зарядки и водных процедур
- Чаще гулять на свежем воздухе
Хочется напомнить о шуме, нервная система очень страдает от него. Если ребята расшумелись, устрой минутку тишины. Ведь в ухе есть барабанная перепонка, звук стучит в ней так, как палочки в барабане. А если кричат все ребята, тут может не выдержать и большой барабан, не то, что тоненькая перепонка.
- Нервничаете? беспокоитесь? часто болит голова? Стали плохо спать? К какому врачу обратитесь?
При неправильной работе головного мозга в результате его поражения или при болезнях других органов могут возникнуть психические заболевания, которые лечит врач психиатр. (Слайд 13)
Как зовут нашего школьного врача психоневролога?
С какой просьбой вы посещаете его?
Мы познаём мир с помощью органов чувств. Все они: зрение, слух, вкус важны для человека. И тем не менее можно выделить самый главный орган – глаз. Недаром о самом дорогом говорят: “Береги как зеницу ока...” “Око, очи, это одним словом – глаз. Об этом важно органе расскажет врач – окулист.
Нам всем, от взрослых до ребят
Нужны здоровые глаза.
И доктор окулист при этом
Поможет делом и советом
(слайд 14)
Офтальмолог .Название этой врачебной специальности происходит от греческого слова “глаз”. Есть и другой термин – окулист.
Какие правила вы знаете, чтобы сохранить зрение?
- читать лёжа вредно;
Свет при чтении и письме должен падать слева;
Расстояние от глаз до книги 25-30 сантиметров;
Нельзя сидеть близко возле телевизора
Смотреть телевизор и играть в компьютер не больше часа с перерывом.
Выполним зарядку для глаз.
(слайд 15)
Какой врач проверит ваше зрение?
Обнаружил сыпь на коже?
Обратись скорей к врачу,
Этот врач тебе поможет,
Дерматолог. (слайд 16)
Дерма – кожа.
Врач, который лечит кожные заболевания человека.
Итак, обнаружили покраснение? Сыпь? Волдыри? К какому врачу нужно идти?
Носик твой не дышит?
Ухо плохо слышит?
В горле запершило?
К лор врачу скорей спеши.
Отоларинголог (слайд 17)
Медицинскую помощь при заболевании ушей, горла, носа оказывает отоларинголог (в переводе с греческого языка “ухо”, “нос”, “гортань”) или сокращенно лор.
Какому врачу пойдёте, если заболело ухо, горло, нос?
Травмы всякие, уши,
Переломы тоже-
Лечит кропотливо, долго
Доктор травматолог. (слайд 18)
А чтоб кости и суставы были все в порядке,
Чтоб осанку вам исправить –
Делайте зарядку.
Об этом вам расскажет врач ортопед (слайд 19)
Определяет правильность формирования осанки, выявляет плоскостопие.
Не делают ребята зарядку, стараются увильнуть от урока физкультуры, вот вам и результат: мышцы становятся слабыми и дряхлыми, дыхание не глубоким, они чаще болеют.
Какие правила по воспитанию правильной осанки вы помните?
- сидеть нужно прямо, не носить сумку с книгами в одной руке, при письме держать локти на столе.
Физминутка (слайд 20)
Если травма, к какому врачу нужно обратиться?
Какой врач смотрит, правильная ли у вас осанка?
Есть проблемы с зубами?
Занимается с вами,
Обстоятельно долго-
Зубной врач – стоматолог.
(слайд 21)
От состояния зубов во многом зависит ваше здоровье человека. У людей с больными зубами портится желудок и сердце. Чаще болит горло. Это связано с тем, что в нездоровых зубах живут вредные микроорганизмы. Они выделяют ядовитые вещества. Организм от этого конечно страдает.
Какие правила ухода за зубами вы знаете?
- чистить зубы 2 раза в день;
- чаще грызть твёрдые яблоки и морковь;
- если запивать мороженое горячим чаем, то есть резко менять температуру во рту, то эмаль, которой покрыт зуб разрушится;
- когда много ешь сладкого, то можно принести немало огорчений. Сладость отнимает у зубов такое важное вещество, как кальций, зуб становится хрупким.
К какому врачу обратитесь, если болит зуб?
О каких врачах мы сегодня говорили на уроке? (слайд 22)
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа на карточках. (дети работают в парах)
Задание: вписать в таблицу специальность врача. (слайд 23)
Проверка (слайд 24).
Оценка знаний учащихся.
V Итог.
- Какую тему мы сегодня изучали на уроке?
- Чему учились?
- Что нового вы узнали на уроке?