Образовательная система “Начальная школа XXI века”
Основное предметное содержание деятельности урока: образование чисел от 11 до 20; их чтение и запись; десятичный чисел второго десятка; счет в пределах 20; составление чисел второго десятка; измерение отрезков различной длины.
Цели урока:
- закрепить особенности чтения, записи, десятичный состав чисел от 11 до 20;
- продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
- формировать умения работать в парах, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
- формировать УУД;
- личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности);
- регулятивные (саморегуляция, оценка, целеполагание, планирование, познавательная мотивация, оценка результата работы, контроль, осуществление самоконтроля, коррекция, самооценка на основе критерия успешности);
- познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, рефлексия, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия);
- коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учет разных умений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, достижение договоренности и согласование общего решения, управление поведением – оценка действий партнера и своих собственных).
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Проверим готовность к уроку (учебник, тетрадь, пенал)
Диалог учителя и учеников
“Руки – на месте!
Ноги – на месте!
Локти – у края!
Спина – прямая!”
2. Работа по теме урока.
а) Устный счёт.
- Ребята, к нам на урок пришёл наш хороший знакомый – Незнайка. В школе, где учится Незнайка задали повторить состав чисел 8, 9, 10.
Давайте поможем Незнайке вспомнить состав этих чисел. (Слайды 2, 3, 4)
б) Постановка темы урока.
- Ребята, Незнайка приготовил для вас еще одно задание.
На доске карточки. (Слайд 5)
11 | 13 | 14 | 16 | 18 | 20 |
- Ребята, посмотрите на числовой ряд. Подумайте и скажите, с какими числами мы продолжим работу на уроке. (С числами от 11 до 20).
в) Работа над нумерацией чисел от 11 до 20.
- Посчитайте от 11 до 20 хором. Считают только девочки … Считают только мальчики…
- Ребята, некоторые карточки перевёрнуты. Давайте определим, карточки с какими числами перевёрнуты. (слайд 5)
Слушайте внимательно!
- Какое число мы называем при счёте после числа 16? (17)
- Какое число стоит между числами 18 и 20? (19)
- Какое число мы называем при счёте перед числом 13? (12)
- Назовите число в котором 1 десяток и 5 единиц. (15)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (слайд 6)
г) Образование чисел второго десятка. (слайд 7, 8, 9)
- Сосчитайте, сколько жёлтых кружков на доске. Сколько красных кружков на доске?
- Какое число обозначает эта модель? (Число 12, потому что 12 это 10 и 2).
- Сколько десятков и единиц в числе 12?
Аналогично проводится работа с числами 16 и 18.
д) Работа в тетради с печатной основой.
- Откройте тетрадь на стр. 18. Выполним № 1.
- Сосчитайте, сколько грибов на нитке. Сколько рядом с ниткой. Сколько всего грибов?
Вывод: 10 и 5 это 15. 10 и 3 это 13.
- Почему для записи числа 15 отводится 2 клетки?
№ 2. – Сосчитайте, сколько звёздочек обвели в маленький овал. Сколько звёздочек осталось вне маленького овала? (слайд 10)
- Возьмите простой карандаш, обведите в овал 10 квадратов. Сколько квадратов осталось вне маленького овала? (слайд 11)
- Обведите 10 треугольников. Сколько треугольников осталось вне маленького овала? (слайд 12)
- Обведите 10 ромбов, сколько ромбов осталось вне маленького овала? (слайд 13)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
е) Игра “Верно или нет”
- Поиграем в игру. Я вам буду читать какое – то утверждение. Если вы согласны – хлопаете в ладоши. Если не согласны – сидите тихо.
- При счёте после числа 12 мы называем число 13.
- При счёте перед числом 15 мы называем число 16.
- 18 и 20 – это соседи числа 19.
- В числе 17 – 1 дес. и 7 ед.
- При счёте после числа 15 мы называем число 17.
- При счёте перед числом 13 мы называем число 12.
- 10 и 8 это 18.
- 14 это 10 и 3.
ж) Измерение длины отрезков.
- А теперь поработаем в парах. Возьмите конверт и достаньте из него полоски.
- Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какая полоска самая длинная? (фиолетовая)
- Как не измеряя полоски доказать, что вы правы? (наложить одну полоску на другую)
- Возьмём линейку и измерим длину фиолетовой полоски, жёлтой полоски и т.д.
- Сколько десятков и единиц в числе 16? 15?
- Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски 10 см)
- Как по другому можно ответить на этот вопрос? (Длина зелёной полоски 1 дм)
- Сколько сантиметров в 1 дециметре?
3. Итог урока. Рефлексия.
- Наш урок подошёл к концу. Пора подвести итоги.
- С какими числами мы работали на уроке?
- Чем вам особенно понравилось заниматься на уроке?
- Что было трудным?
- А теперь подумайте о том, как вы работали на уроке. Если вы считаете, что вы были на уроке активны, у вас всё получалось и вы поняли всё, о чём говорилось на уроке – поднимите жёлтый кружочек. Ну, а если у вас что-то не получилось, не огорчайтесь, ведь вы пришли учиться и у вас обязательно всё получится!
- Спасибо за работу! (слайд 14)
Использованная литература.
1. Математика 1 класс. Поурочные планы по учебнику В.Н.Рудницкой, Е.Э.Кочуровой, О.А.Рыдзе. Автор – составитель Н.В.Лободина; Волгоград, 2010.