Ни для кого не секрет, что интерес учащихся к естественнонаучным дисциплинам, в том числе и к химии, резко падает. Современную молодежь намного больше интересуют гуманитарные науками – экономика, юриспруденция, история, и др. Дефицит времени на уроках не дает возможности выйти за рамки учебной программы, единственный способ заинтересовать предметом, помочь учащимся в определении устойчивых интересов, выявить склонности, способности и дарования – организация внеклассной работы. Участие в подготовке внеклассных мероприятий развивает у учащихся умение самостоятельно работать с литературой, решает целый ряд воспитательных задач (формирование ответственного отношение к делу, организованности, чувства коллективизма и т. д.).
Предлагаю вниманию учителей разработку интеллектуальной викторины. Постоянно сталкиваясь с формализмом в знаниях учащихся, который проявляется в том, что они не умеют связывать вновь изучаемый материал с пройденным ранее, использовать на уроках химии знания по другим предметам, я поняла, что ребятам надо показать, как это можно делать. Во время проведения интеллектуальной викторины непринужденно и ненавязчиво актуализируются понятия, изучаемые различными дисциплинами, выявляется общекультурная значимость многих из них, учащиеся учатся быстро “переключаться” с одного учебного предмета на другой. К тому же установление межпредметных связей – хорошее средство, как для устранения перегрузки учащихся, так и для формирования целостной картины восприятия окружающегося мира.
Заранее договариваемся с учителями– предметниками об участии в викторине в составе жюри, приглашаем в жюри старшеклассников. Всем членам жюри перед началом викторины даем тексты вопросов и ответов с указанием времени, отводимого на подготовку, и числа баллов. Один из старшеклассников будет “хранителем времени” (для него нужно приготовить секундомер и колокольчик, с помощью которого он будет извещать о начале и конце каждого конкурса).
Викторину можно проводить и в кабинете химии, и актовом зале (в зависимости от количества учащихся). Для каждой команды ставим стол, готовим бумагу, ручки, периодические таблицы.
Продолжительность викторины примерно 1,5 часа.
Ход викторины
Учитель. Сегодня вы собрались для того, чтобы расширить круг своих знаний, посмотреть на учебные предметы с иной точки зрения, посоревноваться, пообщаться друг с другом и, в конце концов, просто отдохнуть. Надеюсь, соревнование будет добрым, веселым, остроумным.
А посвящено оно различным наукам. Вы увидите, что знание химии, биологии, иностранных языков, географии и т. д. может пригодиться в жизни любому, убедитесь, что “не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь” (Дистервег).
Этап “Химия и география”.
Задания:
1. Найдите в таблице Д. И. Менделеева названия элементов, связанные с названием государств.
Знак элемента | Страна | Знак элемента | Страна |
2. В названиях, каких элементов можно прочитать название рек?
Ключи к заданиям.
- Германий, франций, полоний, рутений, галлий.
- Радон, нильсборий, индий, полоний.
Этап “Биология и ОБЖ”.
Задания:
- Назовите травы, которые способны остановить кровь, заменить вату для обработки раны
- Составьте набор трав для целебного чая при простудах.
Ключи к заданиям.
- Порезник. Мох-софагнум.
- Малина, липа, аптечная ромашка, мать-и-мачеха.
Этап “Химия и история”.
Задания:
- Какие элементы названы в честь героев древней мифологии?
- Назовите вещества, с которыми связаны какие-либо исторические события на Руси.
Ключи к заданиям:
- Титан, прометий, тантал, ниобий, торий.
- Медный и соляной бунты 17в.
Этап “ Биология и иностранные языки”.
Задания:
- Название этого растения в переводе с латинского языка говорит, что это снотворное средство. При детской бессоннице, сушеными цветами осыпают постель и перед сном говорят: “Заря-зарница красная девица возьми бессонницу, а младенцу дай сон и доброе здравие”.
- По старо-славянским поверьям сила этого растения чародейская, по народному понятию заключается в цветке, который может подчинять себе нечистых духов, отыскивать клады.
- С древне-греческого языка эта жгучая трава-воин обладает божественной силой оберега от ведьм, лист ее – носимый при себе как талисман, отпугивает плохих людей.
Ключи к заданиям:
- Сон-трава.
- Папоротник.
- Крапива.
Этап “Химия и биология”.
Задания:
- Назовите химические элементы, которые называют – “ Элементами жизни”.
- Недостаток, какого химического элемента в организме приводит к кариесу зубов.
- Какая кислота входит в состав желудочного сока и способствует пищеварению?
Ключи к заданиям.
- Углерод, кислород, водород, азот, фосфор, кальций, железо и др.
- Фтор.
- Соляная кислота.
Этап “Биология и русский язык”.
Задания:
- Как вы думаете, с какими особенностями перечисленных животных организмов (или особенностями их использования человеком) связаны их русские названия: Зверобой, Мухомор, Бычий цепень, Глухарь, Зяблик.
- Найдите названия животных в следующих предложениях:
Со мной согласились все, но только не мой друг Саша.
Цветы стояли в вазе, бра висело на стене.
С сумками медленно шла мама.
Ливер-блюдо для гурманов.
Вол как будто нарочно шел медленно.
Во время подготовки команд жюри подводит итоги. Затем называет команду, одержавшую победу в викторине. Жюри выбирает и награждает победителей.