Цель урока:
- Создание образов живой природы из риса.
- Знакомство с техникой мозаики, методами и приемами работы с мозаикой.
- Создание благоприятных условий для развития воображения и творческих способностей у детей.
Задачи:
- Образовательная: Научить создавать симметричные композиции, используя ритм, образность формы.
- Развивающая: Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, моторику мышц руки, зрительную координацию глаз, художественное восприятие действительности.
- Воспитательная: Воспитание аккуратности и усидчивости, трудолюбия, внимательности, интереса к творческой деятельности.
Оборудование для учителя: презентация “Мозаика”; видеоаппаратура, экран, компьютер, образец рисунка из риса.
Оборудование для учащихся: цветной рис; клей; картон формата А4; карандаши.
Ход урока
I. Подготовка группы к занятию.
Проверка наличия материала, готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1. Вступление.
Учитель: Сегодня мы будем не просто рисовать красками, а будем фантазировать, как при помощи такого материала как рис, сделать наш рисунок объёмным и похожим на мозаику. Ведь имея способности к рисованию, можно многое сделать. Об этом написал поэт Владимир Данько:
Волшебник кисточкой взмахнул –
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся!
И человечек –
Как живой! –
Под зонтиком
Смеётся!
2. Объявление темы и цели урока (презентация).
Сегодня мы рассматриваем изображения, удивляющие точной и мелкой проработкой деталей. Вглядитесь в старинный орнамент. Мы видим рисунок, выполненный точками (частицами) (Слайд 3).
Перед нами иллюстрация мозаики Софийского собора в Киеве.
Мозаика (итал. mosaico — буквально “посвящённое музам”, богиням искусств) представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Мозаика – это вид монументальной живописи. Для разработки эскиза мозаики может применяться компьютер (Слайд 4).
Мозаика зародилась еще в древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.
Самыми выдающимися творениями античной эпохи были сохранившиеся мозаики с изображением в Помпее, древнем городе Италии. Например, “Мозаика с морскими существами” 2–1 вв. до н. э. Помпея (Слайд 5).
Некоторые наиболее интересные мозаики Помпеи сейчас можно увидеть в Неаполе в Национальном Археологическом музее. Но и в Помпее еще хранятся удивительные картины, которые выложены из цветного камня. Многие мозаичные полотна удивляют размером мозаичных элементов (в несколько миллиметров) и тщательностью подбора цвета.
Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи. Византийская мозаика имеет утонченный рисунок. Кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями является фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим “полотнам” характерны зеленые и белые тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения (Слайд 6).
На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получило из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве. Это вызвало расцвет мозаичного искусства. Примерами такого искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве (Слайд 7).
В российской истории тоже наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Это связано с деятельностью М. В. Ломоносова (Слайд 8). Наиболее широко известна его мозаичная картина “Полтавская баталия” (Слайды 9, 10).
В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику (Слайд 11).
Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, к перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко применяется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).
В наше время мозаика может быть выполнена из различных материалов: бусины, пуговицы, дерева, стекляшки, керамических кусочков, мелких камешков, ракушки, кусочков ткани или бумаги, зерна, крупы, семян. Выбор материала определяется фантазией художника (Слайд 12).
Материал, с которым мы сегодня будем работать:
1. Цветной рис;
2. Клей;
3. Картон.
Техника, которую будем изучать, называется “Мозаика из риса” (Слайд 13).
3. Физминутка (гимнастика для глаз) (Слайды 14-15).
Выполняются движения глазами вверх, затем вращение.
4. Релаксация.
После физминутки учащиеся настраиваются на работу.
Для этого выполняются следующие команды (Слайды 16-19).
- “Посмотрим на мозаичные картины”.
- “Выпрямим спину”.
- “Положим обе руки на стол”.
- “Пространство в мозаике можно создать образом бабочек, кружащихся в воздухе”
(чтение стихотворения):
Только кружатся, танцуют, порхают,
Слушают пение птиц.
Кажется, жизнь их – одно наслажденье,
Кажется, нужно им только движенье,
Солнечный мир без границ.
(Людмила Максимчук)
5. Подготовка рабочего места учащегося (Слайд 20).
Размещаем картон перед собой;
Слева от себя ставим чашечки с рисом;
Справа от себя ставим клей.
6. Выполняется практическая работа (Слайды 21, 22, 23, 24).
1 этап - “Рисунок карандашом”. Последовательность работы (Слайд 21).
Контур рисунка прорисовываем простым карандашом. Рисуем карандашом воображаемый рисунок бабочки на картоне. Рисунок состоит из пяти геометрических частей: туловище (в середине листа), двух верхних (крупных) крыльев и двух нижних (более мелких) крыльев. Рисунок бабочки симметричный. В центре картона рисуем туловище в виде прямоугольника со скругленными концами. Левая сторона бабочки является зеркальным отражением правой стороны. Так художниками понимается принцип симметрии - равновесия левой и правой части композиции. Поэтому рисуем сначала два одинаковых верхних крыла (сначала левое, а затем правое).
Крыло бабочки можно выполнить в форме “капли” (Слайд 22).
Для этого рисуем круг и добавляем к нему треугольник.
Рисунок 1
Затем рисуем два одинаковых нижних крыла (сначала левое, а затем правое).
Также крыло бабочки можно выполнить в форме “треугольника” (Слайд 22).
Рисунок 2
Добавляем декоративные элементы (круги, треугольники) для украшения крыльев бабочки, дорисовываем глаза и усики. Рисунок карандашом готов.
2 этап - “Наклеивание мозаики”. Последовательность работы (Слайд 23)
- Выливаем клей внутри контура;
- Распределяем клей ровным слоем по поверхности картона;
- Выкладываем рис на поверхность картона так, чтобы не было пустот.
III. Подведение итогов (Слайды 25-31).
Посмотрим, какая работа и почему вам больше нравится?
Какие цвета риса вы выбрали для работы?
IV. Литература.
1. А.В. Виннер “Материалы и техника мозаичной живописи”, Москва, 1953 год.
2. Сара Доннелли. “Стильная мозаика 20 оригинальных проектов для вашего дома и сада”. Астрель, Кладезь. 2013г.
3. Морас Ингрид “Мозаика: Пошаговый базовый курс”, Изд.: Арт-родник Год: 2012. Серия: Своими руками.
4. “Популярная художественная энциклопедия”. Под ред. Полевого В.М.; Москва, Издательство "Советская энциклопедия", 1986 г.