Путешествие в осенний лес

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Образовательные области:ОО “Познание” (“Ознакомление с окружающим миром”, “Развитие речи”) , ОО “Обучение грамоте”, ОО “Чтение художественной литературы”, ОО” Художественное творчество”, ОО“Здоровье”, ОО “Музыка”, ОО “Конструирование. Ручной труд”.

Цель:

  • развивать графические навыки , координацию движений и мелкую моторику мышц кистей рук, ловкость движений тела, рук и пальцев.
  • развивать связную речь
  • образовательная задача:
  • закреплять понятие: печатная и прописная буква. Знакомить с пословицами и поговорками,закреплять умение их объяснять , закреплять понятие - “переносное значение”, закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления,воображения.

Воспитательная задача.

Воспитывать у детей:

  • умения работать в коллективе;
  • умения терпеливо выслушивать вопросы воспитателя ;
  • чувства взаимовыручки;
  • культуру дружеских взаимоотношений; усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа:

1. Ознакомление детей с поэзией К. Бальмонт “Сентябрь”; А. С. Пушкин “Октябрь”; заучивание стихотворения С. Есенин “Осень”.

2. Прослушивание композиции П.И. Чайковского из серии “Времена года”.

3. На прогулке: беседа , наблюдения с детьми, собирание осенних листьев.

4. Аппликация - для проведения игры вырезание из бумаги: крылья птиц, осенние листья, изготовление подарков детьми – “ежик в осеннем лесу” , рисование – “белочка”. Изготовление карточек с зашифрованными словами и зашумленными буквами, поделка из природного материала – “кораблик”.

5. Работа с родителями: консультация на тему - “Подготовка руки к письму у дошкольников”.

6. Оборудование и дидактический материал : магнитная доска, цветные магниты, фломастеры, тетрадь для обучения письму , цветные карандаши, маленькие по количеству детей карточки с зашифрованными словами, карточки с зашумлёнными буквами, картина И. С. Остроухов “Золотая осень”, диск П.И. Чайковский “Времена года”.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Группа украшена осенними листьями.

1. Знакомство с темой занятия.

2. Звучит музыка П.И. Чайковского из серии “Времена года” - “Октябрь”

3. Чтение стихотворения А.С. Пушкин “Октябрь”

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.

- Ребята, сейчас мы отправимся путешествовать в осенний лес, а чтобы там не заблудиться, нам понадобятся накопленные знания.

4. Посмотрите перед нами рисунок. Какое время года нарисовано?

– Осень.

Почему? Назовите признаки осени.

- А у нас сейчас какое время года?.(Ответы детей).

Загадка.

Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят.
И летят, летят, летят. (Осень.)

- Осенью день становится короче, деревья становятся самыми красивыми.

5. Чтение стихотворения К. Бальмонт “Сентябрь”

Поспевает брусника, стали дни холодней.
И от птичьего крика, в сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают, прочь за синее море.
Все деревья блистают, в разноцветном уборе.
Солнце реже смеется, нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется - и заплачет спросонья.

6. Рассматривание картинки “осенний лес” закрепленной на магнитной доске. На ней нарисован осенний лес. Беседа по вопросам на тему: “Листопад, листопад – листья желтые летят”. Рисование листиков осенних деревьев(на доске).

Что такое листопад? Назовите месяца осени. Когда птицы улетают на юг? Почему? Назовите перелетных птиц. Объясните пословицы и поговорки про осень:

Будет дождь – будут и грибки.Зима спросит, что припасено в осень.

- Ну, вот мы узнали, что происходит осенью в природе.

7. Пальчиковая игра “Дерево”.

Из под серых влажных кочек, появился вдруг росточек.
(Поднимаем ладони, прижатые друг к другу.)
Крошкой не остался, быстро вверх поднялся.
Ветки появились,
(Разводим руками в стороны и вверх, растопыриваем пальчики.)
Листья распустились.
(Разворачиваем ладони наружу.)
Ветер завывает, (Дуем на ладони.)
Дерево качает. (Качаем руками.)
Листья на ветру дрожат. (Трясем ладонями.)
Отрываются, кружат. (Крутим кистями.)
Листья падают, кружатся, тихо на траву ложатся.
(Кладем руки на колени.)

8. Но куда же нам дальше идти? Посмотрите, кто сидит там, у лесной тропинки? (игрушка лиса).

- Думаю, лисичка нам подскажет, что необходимо для того, что бы мы ни заблудились.

Текст лисички:

“Чтобы всё на свете знать, надо много прочитать.
Чтобы много прочитать, надо буквы изучать.
А когда ты их узнаешь,
Всё на свете прочитаешь.

- Ребята, а буквы мы с вами знаем? Читать умеем? Значит, все задания лесных жителей мы постараемся выполнить.

Идём по следам белочек. (По группе выложены следы белок).- Посмотрите это же белочки. Что они здесь делают? (белочки вырезаны из бумаги).Рассыпаны буквы: лежат 2 стрелочки, одна в левую сторону показывает, другая в правую. Белочки запутались, в какую сторону правильно пишутся буквы. Надо им помочь. (Дети соглашаются). Разложите буквы согласно стрелочкам. Назовите, какие буквы пишутся вправо, а какие влево.Помогли белочкам, давайте попрощаемся с ними.

9. Дети выходят на лесную опушку и видят в траве ежика. (Игрушка) Ребята, ежик просит помочь собрать ему припасы на зиму. (Грибы). Узнать букву и собрать название гриба. (“Зашумлённые” буквы - лисичка).

Дети прощаются с ежиком, идут дальше и видят много летящих, разноцветных листьев. Любуются ими.

10. Музыкальная физкультминутка “Собери осенние листья”.

Дует, дует ветер, - движение руками.
Желтые листочки с дерева срывает, с ветки на дорожки,
И бегут по листьям маленькие ножки. – легкий бег на месте.
Мы с тобой гулять пойдем – шаги на месте.
И листочки соберем – наклоняемся, собираем листья.

11. Ребята у листиков необычные задания для вас, нужно быть очень внимательными.

1.Найти буквы среди других символов, (т*%у№м@а4н) – туман, дождь,листок (слова по количеству детей).2.Упражнение на развитие графических навыков, выписать и прочитать осенние слова.Дети выписывают буквы и читают, какие слова получились.3.Прорисовывание буквы в воздухе.

12. Как здесь красиво в осеннем лесу и везде нас встречают добрые лесные жители. Давайте для них расскажем стихотворение. Дети все вместе читают стихотворение С.Есенина “Осень”.

Нивы сжаты, рощи голы.От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы,солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога,ей сегодня примечталось,
Что совсем - совсем немного,ждать зимы седой осталось.

13. Дети идут дальше и видят: кто-то спрятался на дереве.

- Кто же спрятался там? Давайте угадаем. Задание: “Собери слово из слогов”, 3 слога в слове – избушка; 2 слога в слове – кубик; 1 слог в слове – куст.

Дети отгадывают слово, и крепят на магнит к доске вырезанную из бумаги кукушку.

С заданием справились. Подходят к домику кукушки. Приготовлен сюрприз.

14. “Игра с магнитами”.Добавить недостающие части с помощью цветных магнитов: деревьям листья, птичкам крылья.

15. Дети прощаются с лесными жителями и на память о путешествии в осеннем лесу, оставляют им подарки. Аппликацию - “Ежик с грибами”, рисунки “Белочка”.

- Интересные у нас были встречи в осеннем лесу. Со всеми заданиями мы справились, в этом помогла вам дружба. Не забудем мы лесных жителей и их доброты.

16. Итог занятия:Ребята, понравилось вам путешествие ? И мне понравилось как вы работали. Давайте вспомним, что мы делали на занятии. Какое задание было для вас трудным? Что вам понравилось на занятии? Наше занятие окончено, всем спасибо. До свидания.

Используемая литература.

(1). В.А. Грошенкова. Т.С. Шилова. “Интегрированные занятия по развитию речи и изодеятельности”.

(2). Г.Ф. Марцинкевич “Обучение грамоте детей дошкольного возраста”.

(3). Н.Е. Веракса “Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет”.

(4). Н. Борисова “Хрестоматия для дошкольников”.

(5). М.П. Костюченко “Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет “Окружающий мир”.

(6). Т.А. Шорогина “Какие месяцы в году”. “Знакомство с окружающим миром и развитием речи”. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова. Прогулки. “Программа в детском саду”.

(7). Е. А. Ульева Пальчиковая игра “Дерево”. Физкультминутка “Собери осенние листья”.

(8). Д. Н. Колдина, рисование. “Радостная осень.”

(9). Т.С. Комарова, Н.Е.Веракса, М.А.Васильева: аппликация - “Ежик в осеннем лесу”, рисование - “Белочка”, конструирование – “Кораблик”.