Вид урока: повторение пройденного в 5 классе.
Цели урока:
1. Совершенствовать умения учащихся находить в текстах имена
существительные.
2. Скоординировать умения учащихся определять синтаксическую роль имени
существительного в предложении.
3. Повторить основные категории имени существительного, изученные в 5
классе.
Эпиграф.
“Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.”
Ход урока
1. Домашнего задания нет. (После диктанта.)
2. Работа по теме урока.
1) Слово учителя.
– Сегодня мы отправляемся с вами в страну Морфологию. Что это за страна и кто в ней обитает?
– Наш путь лежит в самую древнейшую область, которая называется “Имя Существительное” . Вот что говорит о себе эта область (читаем эпиграф). Подходит ли это высказывание для характеристики имени существительного?
2) Сегодня на уроке нашей целью будет вспомнить всё то, что мы уже знаем об имени существительном, его основные категории, синтаксическую роль в предложении, тематические группы.
– А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем про имя существительное и составим рассказ, который называется “В гостях у имени существительного”. (ответы учеников).
3) Имя существительное – древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке.
– Какие же названия предметам даёт имя существительное (на доске слева записано:
– живые существа: мальчик…
– явления природы: молния…
– признак как предмет: высь…
– действие как предмет: беготня…
– Продолжите в тетрадях каждую из тематических групп, запишите по 2–3 примера. (Читаем.)
Вывод: любое понятие, явление, признак или действие мы можем обозначить как предмет.
4) В русском языке на каждые 100 слов приходится 40 существительных.
– Послушайте одно стихотворение А.Фета. В нём из 22 слов – 14 существительных, каждое из которых картина, нет ни одного глагола. (Выразительное чтение учеником. Текст стихотворения есть у каждого на карточке)
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
– Попытайтесь представить какую-нибудь картину, используя одни существительные, можно, конечно, сочетать их с прилагательными (задание у каждого ученика на карточке).
Например:
1. Величественный город. Раннее утро. Монумент героям на площади. Прекрасная набережная. Река Енисей.
2. Осенний парк. Тишина. Белоствольные берёзы. Задумчивые осины. Запах прелой травы.
(3 мин.) Работы прослушиваются.
Вывод: имена существительные позволяют нам рисовать целые картины в нашем воображении, выделяя при этом, даже самые мельчайшие детали.
5) А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру “Домино”. Один ученик называет одушевлённое существительное на тему “Зоопарк”, а следующий на конечную букву называет другое животное. Например: носорог – газель – лось…
6) Следующее задание: запишите в тетрадь пословицы, данные вам на карточке, найдите в них имена существительные собственные и нарицательны. Объясните смысл пословиц. (3 ученика работают у доски.)
На бедного Макара все шишки валятся.
На всякого Егорку есть поговорка.
Волков бояться в лес не ходить.
Вывод: мы вспомнили .что все имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
Физкультминутка.
7) А теперь проведём небольшой диктант на смекалку и вспомним, какие имена существительные имеют форму только единственного числа или только множественного. Разделите ваш тетрадный лист на 2 части. Я буду диктовать имена существительные, а вы должны распределить часть из них либо в первую колонку (единственное число), либо во вторую (множественное число). Будьте внимательны, среди слов будут и такие, которые имеют обе формы числа, их записывать не нужно.
Молоко, духи, книга, яблоко, шахматы, шкаф, чернила, кофе, человек, шоссе, Альпы, ножницы, какао, облако, пальто.
Вывод: некоторые имена существительные могут иметь форму только единственного числа или форму только множественного числа.
8) И завершим наше путешествие по стране “Имя Существительное” работой по несклоняемым именам существительным.
Послушайте предложения, выпишите из них только несклоняемые имена существительные:
По радио объявили прогноз погоды.
Жюри подвело итоги конкурса.
Мама купила Игорьку новое пальто.
Чтобы добраться до бабушкиного дома, нам нужно было ехать на метро.
Маша сварила чёрный кофе и подала к столу.
– Почему эти существительные не подчиняются правилам русского языка? (Заимствованные.)
Вывод: Такие имена существительные, как радио, жюри, пальто и т.д. являются заимствованными из других языков, поэтому не склоняются.
9) Итак, давайте сделаем вывод по имени существительному. (Устные ответы учеников.)
Сегодня на уроке мы с вами вспомнили многое, что уже знали про имя существительное:
– Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
предмет, но может передать практически любое понятие, явление, признак или
действие.
– Имена существительные могут в воображении нарисовать целые картины природы.
– Имена существительные делятся на собственные и нарицательные.
– Имена существительные могут иметь форму только единственного числа или форму
только множественного числа.
– Некоторые заимствованные имена существительные не изменяются.
3. Обсудим домашнее задание. Оно у вас будет творческим. Вам на последней карточке дано начало сказки, которая называется “Выборы президента Морфологии”. Ваша задача дописать сказку в тетрадях для творческих работ (выданы заранее). Давайте прочитаем начало:
В зале заседания собрались части речи для решения вопроса о выборах президента.
В стране Слов нет должного порядка, нет сильной власти…
Для примера я вам зачитаю, как один ученик закончил эту сказку:
…Особенно выделялся Глагол: везде создаёт беспорядки, а сам замахнулся на президентское кресло. Только вот деяния его убийственны: подавить, уничтожить. Он постоянно нарушает демократию. Глагол лишает всех свободы. Никак ему нельзя быть президентом.
– Верно! – воскликнуло Прилагательное. – Президентом может стать только существительное, которое составляет в стране Слов большинство. К тому же оно связано почти со всеми частями речи.
– Справедливо! – закричали части речи.
Итак, Существительное стало президентом страны Слов, ибо это древнейшая часть речи и самая самостоятельная, притягивает к себе. Была страна, а стала прекрасная страна, были люди, а стали добрые люди.
С того времени прошло много лет, но в Морфологии царят мир и покой, а сама страна Слов обогащается новыми именами существительными.
Примечание: карточки должны быть напечатаны на бумаге разных цветов, чтобы ориентировать детей при работе.
Приложение. Презентация.