Большие возможности маленькой пуговицы

Разделы: Работа с дошкольниками


“Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста”.
Мишель Монтень.

Одной из главных причин, затрудняющих формирование и развитие двигательных умений и навыков дошкольников, является недостаточное развитие моторики, которое отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и формировании трудовой деятельности, последующей социальной адаптации. Своевременная работа по развитию мелкой моторики становится катализатором успешного социального развития детей.

Большую помощь в развитии мелкой моторики оказывают различные упражнения для развития двигательного аппарата руки, укрепления его, они делают пальчики более ловкими, подвижными, послушными. Мы хотим представить комплекс игр и упражнений с использованием обыкновенной пуговицы, в результате чего, ребенок разовьёт тактильные ощущения, овладеет навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений.

О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: “простой, как пуговица”. Но оказывается, обычные пуговицы могут выполнять важную функцию – быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим и вспомогательным материалом для развития речи. Уровень развития речи ребёнка зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они разнообразны.

Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание. Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Так же пуговицы можно использовать на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), для счёта на ощупь, решения задач и примеров. Игры можно проводить в виде соревнований: “Кто быстрее разложит”, “Кто быстрее сосчитает”, “Красивые бусы” и т.д.

Ещё можно использовать на занятиях по физкультуре и в свободное время для профилактики плоскостопия: ходить босыми ногами по пуговицам и собирать пальчиками обеих ног, поочерёдно.

“Пуговичный массаж”.

Игровой материал: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры.

Ход игры: Благодаря массажу мы активизируем так называемый “мануальный интеллект”, находящийся на кончиках пальцев рук и ног. Таким образом, происходит сенсомоторное развитие.

– Опустите руку в коробку;
– поводите ладонями по поверхности пуговиц;
– захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
– погрузите руки глубоко в “пуговичное море” и “поплавайте” в нем;
– перетирайте пуговицы между ладонями;
– пересыпайте их из ладошки в ладошку;
– разными руками захватывать щепотки пуговиц
– берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
– те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.

А теперь делаем массаж ножек. Высыпьте содержимое коробки на пол:

  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  • перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

“Рыбалка”.

Игровой материал: просторная коробка, большое количество пуговиц разного размера и фактуры

Ход игры: “Мы рыбаки. Отправляемся на рыбалку в пуговичное море. Наши руки помогут нам ловить рыбку-пуговку. Опусти руки в пуговичное море и вылови рыбку”. Ребенок берет любую пуговицу. Какую “рыбку” ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную. Какого цвета рыбка? Она легкая или тяжелая? Теплая или холодная? Теперь мы положим улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Спросите у него: “Какую рыбку ты выловил: большую или маленькую, гладкую или шершавую, круглую или квадратную?” Задавайте еще вопросы:

  • Какого цвета твоя рыбка?
  • Сколько дырочек на пуговице?
  • Она легкая или тяжелая?
  • Она теплая или холодная?

А теперь вы выловите свою рыбку. Какая она? Внимательно рассмотрите другую пуговицу, сравните их.

Теперь положите ваш улов в ведерко. Предложите малышу закрыть глаза. Опустите руку в ведерко и на ощупь найдите свою рыбку. “Почему ты считаешь, что эта твоя рыбка? Она маленькая и круглая?”

С помощью такой игры ребенок знакомится с различными свойствами предметов, изучает величину, размер, цвет. Игра способствует развитию мелкой моторики ребенка. Постепенно можно усложнять игру, добавляя все больше рыбок в море.

Аквариум”.

Игровой материал: миска с водой, разнообразные пуговицы.

Ход игры: Мы поймали рыбок. Принесли их домой, положили их в аквариум (миску с водой). Можешь ли ты в аквариуме найти свою рыбку? Это позволяет снять напряжение, обогащает арсенал ощущений ребенка.

“Сортировка”.

Игровой материал: Поднос или коробка с ячейками, разные по цвету, форме, фактуре, виду пуговицы

Ход игры: сортировать пуговицы по величине, по цвету, форме, по количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета.


(фото № 1)

“Загадочные пуговки”.

Игровой материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора.

Ход игры: Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик.

“Взялись цвета мы изучать
Ну и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем”.


(фото № 2)

“Башня”

Игровой материал: пять пуговиц разных размеров

Ход игры: Построим “БАШНЮ” из пуговок


(фото № 3)

Пуговичное ожерелье”.

Игровой материал: Шнурок, леска или верёвка, пуговицы разного размера, цвета

Ход игры: Взять самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску. Нанизывать можно по цвету, чередовать по размеру, форме.

Помимо развития пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками.

“Запомни и повтори”.

Игровой материал: две карточки (разделенных на 9 квадратов) и два набора пуговиц (18 штук попарно одинаковых).

Ход игры: Эта игра поможет развить внимание, память.

Один игрок ведущий, он раскладывает на своем поле несколько пуговиц. Второй игрок запоминает. Затем поле накрывается платком, и второй игрок на своем поле должен разложить пуговицы так же, как у ведущего. Сначала можно тренироваться на небольшом количестве, добавляя постепенно.


(фото № 4)

“Пуговичные узоры”.

Игровой материал: Лист бумаги, большое количество разных пуговиц

Ход игры: Выкладывать узоры из пуговиц на столе, т.е. “рисовать”, также можно обводить их на листке


(фото № 5)

“Подбери дереву листья”.

Игровой материал: Дерево из ниток, флиса, фетра или нарисованное на бумаге

Ход игры: Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года)


(фото №6, №7, №8)

“Найди на ощупь” (яблоки).

Игровой материал Разные предметы из ткани, с пришитыми пуговицами внутри (яблоки, кружочки, грибочки…)

Ход игры: Найти на ощупь предмет с определённым количеством пришитых пуговиц


(фото № 9)

“Подбери по цвету”.

Игровой материал:
1 комплект: разноцветные машины, разноцветные пуговицы разного размера;
2 комплект: разноцветная одежда разного размера, разноцветные пуговицы разного размера;

Ход игры: Детям предлагают подобрать подходящие колёса к машинам и пуговицы к одежде


(фото № 10, №11)

“Выложи картинку”.

Игровой материал: Различные контуры предметов, набор пуговиц одного размера и цвета

Ход игры: Детям предлагается выложить по контуру рисунок


(фото №12)

“Пуговичная копилка”.

Игровой материал: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, в зависимости от того, какие задачи вы поставите: будь то закрепление представления о размере, цвете или обучение счету).

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки).

Ход игры: Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!


(фото № 13)

“Логические задачи”.

Игровой материал: много одинаковых пуговиц (скажем, три-четыре вида, каждого штук по десять), схемы логических цепочек.

Ход игры: предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая – маленькая, большая – маленькая и т.д., либо красная – синяя, красная – синяя и т.д., либо красная – синяя – зеленая, красная – синяя – зеленая, либо одна красная – две желтые, одна красная – две желтые и т.п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры. Можно предложить выкладывать по схеме.


(фото № 14)

“Пуговичный поезд”.

Игровой материал: Набор одинаковых больших разноцветных пуговиц

Ход игры: Выложите из пуговиц дорожку. Каждая пуговица в этой дорожке – это вагончик. Чем больше пуговиц выстроены в дорожке, тем длиннее поезд. Но это не всё, наш поезд может двигаться. Для этого нужно переставлять пуговицы. Берёте одну пуговицу от конца поезда и положите её в начало и так продолжаете двигать поезд. А можно на большие пуговички – вагончики положить маленькие пуговички, они будут выполнять роль пассажиров в Вашем поезде.

“Застёгивание и расстёгивание пуговиц”.

Игровой материал: Развивающий коврик или книжка дерево с пришитыми к кроне пуговицами, на которые можно пристегивать яблоки (можно сделать другие вариации в виде паровозика и вагончиков, елки и игрушек и т.д.)

  • Грибы из ткани, на шляпки которых можно пристегнуть листочки.
  • Цветы и листочки.
  • Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде.

Ход игры:

“Мелкие кружочки
В дырочки нырнули,
Словно на замочки
Домик застегнули”.


(фото № 15, №16, №17, №18)

“Шнуровка”.

Игровой материал: Нитка, пуговица и схема шнуровки.

Ход игры: Задача каждого игрока – нанизать на нитку пуговицу таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки соответствовала заданному рисунку.


(фото № 19)

“Пуговицы и ножницы”.

Игровой материал: Игровое поле 5х5, расположенными на нём пуговицами разных цветов, форм.

Ход игры: Выделить пуговицы одного цвета, чтобы срезать их. Пуговицы должны расположены на одной линии по горизонтали, вертикали или диагонали. Пуговицы нельзя срезать по 1.


(фото № 20)

“Пуговичная мозаика”.

Игровой материал: Понадобятся шаблоны для накладывания пуговиц и пуговицы различного цвета, формы и текстуры.

Ход игры: Работать можно целенаправленно по признаку или просто так – украшать, добавлять.


(фото №21, №22)