В последнее десятилетие в начальной школе происходят существенные изменения в организации процесса обучения: он становится личностно – ориентированным. Это означает, что учитель отказывается от авторитарного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого.
Личностно-ориентированное обучение предполагает: сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка; предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе; обязательную успешность деятельности; обучение в зоне “ближайшего развития”; создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка; демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся. Один из возможных вариантов реализации этих идей я и представляю в нижеследующем конспекте урока.
Тема урока: Правописание корней и суффиксов имён существительных
Цели урока: Способствовать формированию учебной деятельности – самооценки, самоконтроля, взаимоконтроля, навыков грамотного, безошибочного письма; содействовать развитию коммуникативно-деятельной культуры учащихся, речи, творческих способностей, воображения, сообразительности, логического мышления, умений сравнивать, делать выводы.
Задачи урока:
1. Личностная: помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого
материала.
2. Регулятивная: формировать умение ставить цель, планировать свою деятельность
и оценивать её.
3. Коммуникативная: воспитывать привычку делового сотрудничества и культуру
общения учащихся.
4. Познавательная: организовать деятельность учащихся по закреплению алгоритма
работы с орфограммами, содействовать развитию у детей наблюдательности, умению
анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы.
Оборудование: карточки словарных слов, карточки суффиксов, карточки с тесовыми заданиями, карточки с олимпиадными заданиями.
Ход урока
1. Организационный этап урока.
Цель: психологический настрой класса, проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Все ребята дружно сели
И на доску посмотрели.
2. Мобилизующиий этап урока.
Цели: обеспечение высокого уровня вовлеченности учащихся в учебную деятельность; развитие важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, наблюдательности.
На доске записаны “заколдованные” слова: тетучимрадь, учесяник, собапика, коньсатьки, вокорронина, гоирод,пальсуфто,бефирёзка, лестксыница.
Учитель: прочитайте “заколдованные” слова.
(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница.)
По ходу выставляются слова, записанные на карточки: тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёза, лестница.
3. Мотивация. Формулирование темы и цели урока.
Цель: стимулирование активной и осознанной деятельности младших школьников.
Учитель: сейчас вы абсолютно самостоятельно сформулируете тему урока. Для этого из лишних слогов и букв составьте предложение и прочитайте его.
По ходу выставляются карточки с “лишними” слогами и буквами: учим, ся, пи, сать,кор,ни,и,суф, фи, ксы. (Учимся писать корни и суффиксы.)
Учитель: откройте тетради, повторяем правила посадки при письме.
Хором:
Руки на месте.
Ноги на месте.
Локти у края.
Спинка прямая.
Учитель: запишите дату сегодняшнего урока
Учитель: читаем хором с доски. (Учимся писать корни и суффиксы.)
Учитель: важна ли эта тема для нас? Почему? (В корнях и суффиксах часто встречаются опасные места. Чтобы быть образованным человеком, надо уметь грамотно писать.)
Учитель: вы доказали важность этой темы. Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. (Научиться правильно писать корни и суффиксы)
Учитель: и так, задачи нашего урока: повторить все изученные орфограммы в корне слова, отрабатывать правописание суффиксов.
Учитель: прочитайте пословицу.
)(Человек трудолюбивый – самый счастливый.
Учитель: как вы её понимаете? (От выполненной работы испытываешь радость. Например, долго не можешь решить задачу. Стараешься, думаешь и вдруг находишь решение, какая радость охватывает.)
Учитель: запишите пословицу, выделите суффиксы.
Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.
4. Актуализация опорных знаний.
Цель: включение в совместную деятельность, актуализация субъектного опыта учащихся.
Учитель: а теперь вернёмся к “расколдованным” словам.
Читаем хором.
(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёзка, лестница.)
Учитель: что это за слова? (Словарные.)
Учитель: как вы понимаете слово – орфограмма?
(Орфограмма – это опасное место, которое необходимо проверить, чтобы выяснить, совпадают ли звуковой и буквенный составы слова или нет.)
Учитель: назовите общую орфограмму этих слов. (Непроверяемые безударные гласные в корне слова.)
Учитель: какие ещё встретились орфограммы? (Парные согласные по звонкости – глухости в корне слова.)
Учитель: назовите эти слова вместе с проверочными.
(Берёзка – берёза
тетрадь – тетради
ученик – ученики.)
Учитель: есть ли ещё орфограммы? (Непроизносимый согласный звук в корне слова. Слово – лестница.)
Учитель: а можно ли это слово проверить? (Нельзя, это слово надо запомнить.)
Учитель: а какие слова на эту орфограмму, которые нужно запомнить мы знаем? (Праздник, чувство.)
Учитель: в остальных словах непроизносимые согласные мы умеем проверять.
Например, грустный – грустить и т.д.
Учитель: а какое есть слово особое? (Пальто – неизменяемое слово, не имеет окончания.)
Учитель: сделаем обобщение: какие орфограммы в корне слова мы повторили?
(Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Парные согласные по звонкости – глухости в корне слова.
Непроизносимый согласный звук в корне слова.)
Учитель: прочитаем словарные слова хором.
(Тетрадь, ученик, собака, коньки, ворона, город, пальто, берёзка, лестница.)
Учитель: запишите эти слова в тетрадь. Постарайтесь их запомнить, через урок у нас будет контрольный словарный диктант.
Учитель: а ещё какую орфограмму в корне слова мы знаем? (Проверяемую безударную гласную в корне слова.)
5. Физкультминутка.
Цель: снятие статистического напряжения учащихся; формирование осознанности изучаемого материала.
На доске слова: м...стерская, д…брота,к…рмушка, д…леко, к..чать,п…левой, под…рить, ч…совщик.
Учитель: поставьте руки перед грудью.
Внимательно смотрите на слова, которые я буду называть и показывать.
Если я назову слово, в котором пропущена буква “а” вы разводите руки в стороны, а если услышите слово, в котором пропущена буква “о” , потягиваетесь, поднимая руки вверх.
Учитель: все изученные орфограммы в корне слова мы повторили, а теперь перейдем ко 2-ой части темы нашего урока.
6. Закрепление знаний и способов действий.
Цель: формирование навыков грамотного, безошибочного письма; развитие коммуникативно – деятельной культуры учащихся.
Выполнение задания в парах и по рядам.
Слова записаны на доске:
сло [н онок] мы[шонок] вол[ч онок] |
ключ[ик] замоч[ик] сыноч[ик] |
правд…вый груш…вый заботл..вый, доверч…вый |
Учитель: учащиеся 1-го и 2-го рядов записывают слова в тетрадь буквами, учащиеся 3-го ряда вставляют пропущенные буквы.
Выделите суффиксы и докажите правильность выбора.
Вспомнить алгоритм применения правила.
Учитель: докажите выбор гласных в суффиксах – ёнок-, – онок-
(После мягких согласных, кроме [ч ] пишется суффикс – ёнок-
После твёрдых согласных, и [ч ] пишется суффикс – онок-.)
Алгоритм.
Определим суффикс в слове слонёнок.
1. Корень – слон.
2. Перед суффиксом звук [н].
3. Звук [н ] – мягкий, пишется суффикс – ёнок.
Определим суффикс в слове мышонок.
1. Корень – мыш.
2. Перед суффиксом звук [ш].
3. Звук [м ] – твёрдый, пишется суффикс – онок.
Определим суффикс в слове волчонок.
1. Корень – волч (ч//к).
2. Перед суффиксом звук [ч].
3. Перед звуком [ч ] и после твёрдых согласных пишется суффикс – онок.
Учитель: докажите выбор гласных в суффиксах – ик-, -ек- .(Суффикс – ик- пишется , если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает. Суффикс – ек- пишется , если при изменении слова гласный звук “убегает”.)
Алгоритм.
Изменим форму слова, подставляя к нему слова нет, много проверяем, остался гласный звук или исчез.
Учащиеся 3-го ряда.
Под ударением пишется суффикс – ив-, без ударения – ев-
В суффиксах – чив-, – лив- всегда пишется буква и как под ударением, так и без него.
Алгоритм.
Определим корень.
Определим суффикс.
Применим правило.
– Правописание каких суффиксов мы повторили?
(-онок-, -ёнок-, -ик-, -ек-, -ив-, -ев-, -чив-, -лив-).
По ходу выставляются на карточках эти суффиксы.
Учитель: а есть ли в русском языке другие суффиксы?
(В русском языке очень много суффиксов. Например, суффиксы – н-, -к-, -ник-, -ян-, -ан-, -ость-, -ок- и другие.)
Выставляются на карточках разные суффиксы.
7. Физкультминутка для глаз. Офтальмологический тренажёр.
Цель: профилактика близорукости.
Дети занимаются по таблице Базарного самостоятельно.
В это время раздаются тесты.
Вариант 1.
1. Отметь слова с ошибочным написанием суффиксов.
а) бантик
б) тигрёнок
в) часочек
г) билетек
д) ясность
2. Отметь слова, в которых пропущена буква о.
а) тр…пинка
б) к…чать
в) в…лна
г) ч…совой
д) п…левой
3. Отметь слова, в корне которых пишется буква д.
а) мё[т]
б) кро[т]
в) огоро[т]
г) тор[т]
д) мос[т]
4. Отметь слова с орфограммой “ Непроизносимые согласные в корне”.
а) радостный
б) весёлый
в) холодный
г) поздний
д) гибкий
Вариант 2.
1. Отметь слова с ошибочным написанием суффиксов.
а) львёнок
б) бельчёнок
в) арбузик
г) кармашек
д) радость
2. Отметь слова, в которых пропущена буква о.
а) с…довник
б) к…чать
в) стр…на
г) под…рить
д) тр…пинка
3. Отметь слова, в корне которых пишется буква г.
а) бере[г]
б) като[г]
в) кусо[г]
г) пиро[г]
д) звоно[г]
4. Отметь слова с орфограммой “ Непроизносимые согласные в корне”.
а) резкий
б) местный
в) морозный
г) грустный
д) длинный
8. Самостоятельное применение знаний.
Цель: установить правильность и осознанность изучаемого материала.
Учитель: а теперь применим свои знания. Выполните тест. Я уверена, что вы все справитесь, так как вы очень старательно учились на прошлых уроках и сейчас всё вспомнили.
9. Проверка.
Цель: формирование учебной деятельности – самооценки и самоконтроля.
Учитель: если в задании нет ошибок, ставим 3 балла, а если есть ошибки 0 баллов.
Самопроверка, ответы записаны на доске.
Номер задания | Ответы (1 вариант) | 2 вариант |
1 | г | б |
2 | а, б, в | б, д |
3 | а, в | а, г |
4 | а, г | б, г |
Учитель: у кого всё верно?
Одна ошибка? Более 3-ох?
10. Коррекция.
11. Работа в тетради на печатной основе.
Цель: подготовка к диктанту (орфографический тренинг).
Учитель: откройте тетрадь “Пишем грамотно” на странице 66.Прочитайте задание 1-го упражнения.
(Прочитать текст. Объяснить орфограммы в выделенных словах.
Встретил – сочетание 4 согласных в начале слова. Первые 2 буквы являются
орфограммами, которые проверить нельзя.
В березняке – 2 орфограммы “Безударные гласные в корне слова”.
Первая безударную гласную проверить нельзя, подчёркиваем двумя чертами, а вторую
проверяем.)
Учитель: обращаю внимание на необычный суффикс в слове березняк
(Берёзовый лес, роща.)
Слово березняк имеет произносительный вариант – березник.
В слове березник возникает орфографическая проблема. Суффикс – ик.
(Лесника – 2 орфограммы – в корне и суффиксе.
В корне проверяем, а суффикс –ник – пишется с буквой и.)
И т. д.
12. Информация о домашнем задании.
Учитель: Подготовиться к домашнему диктанту.
Физкультминутка на внимание.
(Деревья, пенёчки, кустики.)
13. Дифференцированная работа.
Цель: предоставить возможность каждому ребёнку работать в зоне “ближайшего” развития, обеспечить в ходе выполнения работы повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
Учитель: будем работать в тетрадях “Пишем грамотно” и в тетради “Учусь писать без ошибок”. Задания можно выбрать.
Задания: тетрадь “Пишем грамотно” – стр.68 упр.5 – самостоятельно;
тетрадь “Учусь писать без ошибок” – упр.66.стр 54 работают с учителем.
(Работают с учителем учащиеся, требующие педагогической поддержки.)
Детям, справившимися с работой, предлагаются карточки.
1. Подчеркни слова с суффиксом – ок.
замок, теремок, песок, лесок
2. Как называются жители этих стран?
Франция
Япония
Россия
Испания
Англия
Дания
Норвегия
Индия
Цель: развивать творческие способности детей. Пробуждать интерес к языку.
Проверка.
(Французы, японцы, россияне, испанцы, англичане, датчане, норвежцы, индийцы.)
14. Итог урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Учитель: что вы хотите сказать о сегодняшнем уроке? Решили ли мы с вами задачи, которые поставили в начале урока?
(Я благодарна сегодняшнему уроку за своё продвижение к знаниям.
Мы повторили все изученные орфограммы в корне слова и в суффиксах, значит
поставленные нами задачи были решены.
Я очень рад, что узнал, как называют жителей разных стран, раньше я этого не
знал.)
15. Рефлексия.
Учитель: Давайте ещё раз вернёмся к нашей пословице. Прочитаем.
Поднимите руки, кто был счастливым на этом уроке.
Продолжите предложение: Я был счастливым потому что…
А кто не испытал счастья на уроке?
(Я был счастливым потому что, меня радовали мои успехи и успехи товарищей.)
На протяжении всего урока были созданы условия для гармоничного развития личности и её самореализации, обеспечение успешного усвоения знаний.
Показателем выполнения образовательных задач урока явилось правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определённых этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.
Литература
- Иванов С.В. Русский язык, ч.2 – Москва : Издательский центр “Вентана – Граф”, 2010.
- М.И . Кузнецова. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно”, 2 класс, ч. 2 – Москва: Издательский центр “Вентана – Граф”, 2010.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам, ч.1– Москва: издательство “Просвещение”, 2011.