Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
УМК: Школа России.
Учебник: В. П. Канакина «Русский язык» 2 класс.
Цель:
- дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса, понятие «орфограмма».
- организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего образования»
Планируемые результаты: универсальные учебные действия:
- предметные: правильно переносят слова с удвоенными согласными.
- личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
- понимают причины успеха в учебной деятельности
- регулятивные:
- определяют цель деятельности на уроке;
- умеют планировать, контролировать и оценить учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов;
- познавательные:
- осознанно и произвольно строят речевые высказывания, делают выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- коммуникативные:
- слушает и понимает речь других;
- проявляет готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон сотрудничества
Задачи педагога: развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Основное содержание темы, понятия и термины:
- Слова с удвоенными согласными.
- Произношение и написание слов с удвоенными согласными.
- Слова с непроверяемым написанием: суббота, субботний
Образовательные ресурсы: орфографический словарь
ХОД УРОКА
1. Мотивация к учебной деятельности
– Нравится ли вам урок русского языка?
– Какие знания вы получаете на уроке и они
помогают вам в жизни сейчас?
– Сегодня на уроке русского языка вы будете
открывать новые знания.
– Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок
русского языка?
Запись на доске:
Урок:
- интересный
- познавательный
- плодотворный
- развивающий
– Чтобы урок получился таким, какими должны быть ученики?
Запись на доске:
Ученики:
- активные
- думающие
- работоспособные
- внимательные
- аккуратные
- дисциплинированные
- дружные
– Сможем стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился он таким?
2. Настрой на урок. Целеполагание
– Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе, я на уроке.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
– Ещё поставим перед собою цель: писать чисто, красиво, правильно, грамотно.
– Итак, чья тетрадь займёт место на выставке Самая красивая тетрадь!
3. Чистописание
Сравните записи
На экране печатные наборы букв: нн мм сс кк жж пп рр бб лл ии
– Что вы можете сказать о записи (Это согласные буквы – ии лишняя)
– Чем буквы отличаются от звуков?
[нн] [мм] [сс] [кк] [жж] [пп ] [рр] [лл]
– Определите закономерность написания букв. (Каждая буква соединяется с точно такой же, как буквы-близнецы)
– Давайте поставим их по алфавиту: бб жж кк лл мм нн пп рр сс
– На экране печатные буквы-близнецы, а на строке надо писать письменные буковки.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу,
Сяду прямо , не согнусь,
За работу я возьмусь.
4. Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
(Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями)
Постучали,
(Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели
(Круговые вращения кистью)
И работать захотели.
Самооценка.
– Оцените свою работу с образцом и над буквой поставьте плюс. Если есть желание – придумайте росчерк на дополнительной карточке.
Подведение итогов. Выставка росчерков. Анализ работ.
5. Постановка учебной задачи
6. Выборочное письмо слов с удвоенными согласными
Орфограмма Большая буква. При произношении долгий звук.
– Встречаются ли в словах удвоенные согласные?
– Если мы затрудняемся в написании таких слов как нам быть?
– Как вы думаете нужно такие слова запомнить или есть для них правило? (Запомнить или проверить написание по словарю)
Орфограмма – удвоенные согласные
– Урок у нас необычный. Урок-аукцион.
– В одном городе на высокой горе в
старинном замке Эль-Эль живут дружные жители.
– Догадались, кто живёт в этом замке? (Удвоенные
согласные)
– Давайте назовём имена девочек и мальчиков. (Двойной
звук тянется)
(Аукцион имён. Записывают в тетрадь по желанию,
какие и сколько. Фишка тому, кто больше назовёт
слов)
Орфограмма: Большая буква. Орфограмма: Удвоенные
согласные
– Молодцы! Открытие нового знания!
Помощь: выставляются карточки с именами на доску.
Записать письменными буквами. (Инна, Анна, Алла,
Эмма, Жанна, Агнесса, Джульетта, Виолетта, Римма,
Марианна – девочки. Мальчики
– Кирилл, Филипп, Геннадий, Илларион, Ипполит,
Савва, Иннокентий)
– Как мог называться город где расположен замок?
Помощь: (Одесса, Новороссийск, Кузбасс, Россошь,
Донбасс , Уссурийск. Бессоновка – посёлок
Белгородского района
Открытие нового знания: названия растений,
животных пишутся с маленькой буквы
В этом замке росли красивейшие цветы (фиттония,
цинния, канна, гиппеаструм, юкка, диффенбахия,
кала)
Замок окружали заросли можжевельника,
лиственницы.
В городе находился зоопарк, где жили звери…
горилла, аллигатор, гиппопотам, гиббон, колли,
гуппи, шиншилла
Самопроверка. Подчеркните удвоенные согласные.
Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями.
После трудового дня люди разных профессий, отдыхали дома и слушали музыку.
7. Физминутка для глаз. Круги тренажёр
Жители замка Эль-Эль любят путешествовать. Они прислали телеграмму, в которой просят составить рассказ.
8. Групповая работа. Творческая работа. Кроссворды
Телеграмма:
В, субботу, ребят, поехали, группа, за город, из
нашего, класса
кассе, купили, в, билеты, Они, и вышли, на перрон
быстро, светлые, вагоны, пассажиры, вошли,
в, Все
Составить предложение из каждой строчки, потом рассказ.
– Как озаглавили рассказ? (Путешествие. Поездка. За городом.)
Прикрепить на доску и прочитать рассказ.
– Какие слова по теме урока встретились? (Выбрать слова с удвоенными согласными. Карточки разместить на доске)
Телеграмма, группа, перрон, пассажиры, касса, класс
Вернёмся к замку Эль-Эль. Все его жители были очень дружные, но однажды поссорились.
– Как вы думаете, почему? (Буквам – близнецам не хватало места на строчке. Они просто не хотели стоять друг с другом.)
Карточки разорвать на части. (Телеграмма, группа, перрон, пассажиры, касса, класс)
– Что нужно посоветовать буквам, чтобы они не ссорились? (Правило переноса)
Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку,
А другой её начни,
Помирились наши жители и стали жить дружно,
Танцуем вместе:
Буги-вуги.
Руку правую вперёд,
А потом её назад.
А потом опять вперёд
И немного потрясём.
Мы танцуем «Буги-вуги»,
Поворачиваясь в круге,
И в ладоши хлопаем вот так:
Хлоп-хлоп!
(Аналогичные движения совершаются левой рукой и обеими ногами.)
– Продолжим письмо слов с новой строки. Напомните правило переноса
Записать слова для переноса: Те-ле-грам-ма, груп-па, пер-рон, пас-са-жи-ры, кас-са, класс
– Назовите слово по его лексическому значению и запишите, разделяя для переноса.
1. Парная спортивная игра маленьким мячом,
который перебрасывется ракеткой через сетку. (Тен-нис)
2. Популярная игра на льду. (Хок-кей)
3. Спортивный бег. (Кросс)
4. Искусственный водоём, для плавания. (Бас-сейн)
5. Выходной день. (Суб-бо-та)
Жители страны Эль-Эль любили заниматься разными видами спорта.
9. Рефлексия учебной деятельности
– Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
– Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
– Спасибо за урок! Выставка тетрадей (Кто хочет показать свою работу?)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
– Оцените свою деятельность на уроке. Поставьте смайлик.