Тема занятия: «"Буква "Г" и звуки Г и ГЬ"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • Знакомство со звуками «Г и «ГЬ».
  • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов.
  • Развивать фонематического слуха
  • Учить составлять предложения с заданными словами.
  • Учить детей называть слова с определенными звуками.
  • Активизировать лексический запас.
  • Развивать внимание.
  • Развивать память.
  • Развивать мышление.

Этапы

Ход занятия

Организационный момент – Сядет за стол тот, кто назовет слова на звук В, ВЬ (волк, вулкан, волосы, валенки, варежки, воробей, ворона, ваза, воздух, волшебник, вилка, велосипед, вертолет, веник, верблюд)
Новая тема – Сегодня мы познакомимся с новой буквой, а какой узнаете, когда раскрасите прямоугольники.

– Какая же буква у вас получилась? Правильно это буква Г. Обозначает она два звука. Звук «Г» – твердый согласный и звук «ГЬ» – мягкий согласный.

Звуко-буквенный анализ – Ребята отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Звуко-буквенный анализ слова КНИГА

– Ребята произнесите слово и потяните первый звук. Какой он? (Звук К – согласный, твердый)
– Произносим слово и тянем следующий звук (Звук НЬ – согласный, мягкий).
– Произносим слово и тянем следующий звук (Звук И гласный, ударный). И т.д.
– Сколько гласных звуков в слове? (2)
– Сколько согласных? (3)
– Какие они? (Два согласных твердых и один согласный мягкий).
– Молодцы, правильно. Сколько слогов в слове книга? (Два слога)
– Придумайте предложение со словом книга.

Сказка – А теперь послушайте сказку Г. Юдина называется «Генерал Гена». Задание: запомнить и назвать, как можно больше слов на звуки Г и Гь из этой сказки.

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало – настоящий генерал получился!
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
– Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
– Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
– А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
– Эх вы, глупенькие, – грустно сказал Ген. – Нет у вас фантазии

Физминутка

Развитие фонематического слуха

– Я читаю слова, если услышите в слове звук Г – хлопните в ладоши, а если ГЬ – присядете.

ГУСИ, ГЕНА, ШАГИ, НОГИ, ГАРАЖ, ГИРЯ, ГЕРОЙ, ГНОМ, ЛУГА, ГРАЧ, ГОРОХ, ГИТАРА.

Игра «Наоборот»

– Предлагаю вам игру «наоборот».
Дети (отвечают). Подсказка – ответ на звук Г

  • Тихо – громко
  • Веселый – грустный
  • Сытый – голодный
  • Сладкий – горький
  • Ласковый – грубый
  • Редкий – густой
  • Чистый – грязный
  • Шершавый – гладкий
  • Мелкий – глубокий
Игра «Поезд»

Деление слов на слоги

– Работать сейчас будем в паре. В первом вагоне – будут ехать слова, состоящие из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – из трех слогов.
Изображение поезда с тремя вагончиками и предметные картинки: тигр, бегемот, гном, грибы, глобус, груша, гитара.
Проверка.
Чтение слогов и соединение с картинкой – Прочитай слог и соедини его с той картинкой, в названии которой он спрятался

ГА

ГО

ГУ

ГИ

Итог занятия – Что мы сегодня делали на занятии, чем занимались. Что узнали нового?

Литература: Сказка Г. Юдин «Генерал Гена»