Тема урока: "Решение задач на проценты". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Базовый учебник:

1) М.Н.Перова, Москва «Просвещение», 2008 г.,
2) А.П.Антропов, А.Ю. Ходот,  Москва «Просвещение», 2008г.

Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.

Планируемые результаты:

  • Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты.
  • Личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
  • Метапредметные:
    • уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;
    • формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Задачи:

  • Образовательные  (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
  • Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
  • Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез – правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое оборудование: интерактивная доска, карточки самооценивания.

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные:  оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах над поставленными задачами.

23

Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка Смена деятельности. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

 
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

4

Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают карточки самооценивания.

2

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"+" – справился с задачей без затруднений,
"+" – справился с задачей, но возникали сложности,
"–" – не справился с задачей. (Приложение 1)

Вступительное слово: Сегодня мы проводим необычный урок – побываем в автосалоне с целью … покупки машины.
Что необычного вы ждёте от урока?

– Верно, сегодня, покупая автомобиль, мы будем учиться применять математические знания в реальной жизни. Автомобиль сможет приобрести тот, кто….Продолжите мою мысль.

Учащиеся слушают учителя

 

 

Дети выдвигают различные варианты. Мы покажем, как математические знания применяют в жизни.

2. Актуализация знаний

Прежде, чем отправиться в салон, нам нужно повторить теорию, ответьте на вопросы:

Слайд 1

1)      Что называется процентом?
2)      Как называют 1% от 1 рубля?
3)      Как записать десятичную дробь в процентах?
4)      Как перевести проценты в десятичную дробь?

У меня на уроке  будут помощники – менеджеры… (фамилии сильных учеников). Менеджер – это…

А теперь небольшая практическая работа (карточки)

1. Записать в виде десятичной дроби:

А)  1% = …
Б)  5% = …
В)  30% = …

2. Записать в процентах:

А)  0,8 = …
Б)  0,07 = …
В)  0,025 = …
Г)  2,45 = …

Менеджеры проверяют. А остальные отвечают на вопросы.

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

Ответы детей.

Дети сдают карточки с выполненными  заданиями менеджерам. Менеджеры проверяют и выставляют  каждому оценку:

“5” – все ответы верно;
“4” – 5,6 ответов верно;
“3” – 4 ответа верно;
“2” – менее 4 верных ответов.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием?

Слайды 2, 3

Давайте вспомним основные задачи на проценты.

а) как найти процент от числа;

Найдите:  48% от 250
Решение: 250 : 100? 48 = 120
Или 48 % = 0,48  ––>  250 . 0,48 =120

б) как найти по проценту целую величину;

Найдите: число, 8% которого равны 12.
Решение:   12 . 100 : 8 150

в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.

Сколько процентов составляет 150 от 600?
Решение: 150 . 100 : 600 = 25 %

Повторим эти правила в общем виде:

А % от Б        А % это С               Б от С в %
Б : 100?А       С . 100 : А                Б . 100% : С

Тема нашего урока: Решение задач на проценты.
Наша цель на уроке – обобщить знания по теме "Проценты" и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.

Отвечают на поставленный вопрос  (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)

 

Учащиеся предлагают свои решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Итак, мы в автосалоне.  Атосалон это….
Все хорошо подготовились и готовы сделать покупку. Здесь нам предлагают автомобили: Lada Granta (Лада Гранта)
(сказать  про завод АВТОВАЗ)

LADA Granta – официальный сайт ОАО АВТОВАЗ

Задача 1. Слайд 4

Применяя новые технологии,  АвтоВАЗ  изготовил 210 машин за месяц, перевыполнив план на 5%. (100 % + 5 % = 105 %)
Сколько машин планировали выпустить?
При покупке автомобиля Lada Granta (Лада Гранта) в автосалоне вам, сделают скидку.
Что такое скидка?

Задача 2.

Автомобиль Lada Granta (Лада Гранта) стоит 280 000 рублей,  вам, как самым юным покупателям, сделают скидку 10%. Найдите новую цену машины и впишите в чек. Чек сдайте менеджерам. (Приложение 2)

 

Дети отвечают.

 

 

 

Решение задачи проводится всеми учащимися совместно с учеником у доски.

1) 210 : 105% . 100% = 200 (штук)
Ответ: 200 машин.

По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

– Уменьшение цены на некоторую величину.
Дети самостоятельно решают задачу, вписывают ответ в чек и отдают менеджерам.
280 000 : 100% . 90% = 252 000 (рублей)
Ответ: 252 000 рублей.

5. Физкультминутка, гимнастика для глаз (любопытная Варвара)

Давайте немного передохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

– Отдохнули, продолжаем …

Представители страховой компании предлагают вам застраховать новую машину.
Страхование машины на сегодняшний день один из наиболее актуальных вопросов для каждого автомобилиста. Возросший объем автомобилей, а вместе с ними и аварий на дорогах, располагает к тому, чтобы серьезно задуматься, как компенсировать себе ущерб после ДТП или же расплатиться с владельцем дорогой иномарки, если вы ненароком поцарапали его «железного коня».
Что такое страховка машины  нам расскажут представители компаний…

(Рассказ о страховании машины)

Задача 3.

Страховой взнос составляет 15 120 рублей. А автомобиль стоит 252 000 рублей. Сколько процентов от стоимости машины составляет страховка?

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

 

 

 

 

 

Сообщения детей.(два человека)

 

 

 

 

1) 252 000 р. :100% = 2520 р. – 1%
2) 15120р. : 2520р. = 6%
Ответ 6% составляет страховка.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

– Итак, поздравляю вас с покупкой. Я рада, что вам удалось пройти весь путь, справиться со всеми задачами.

LADA Granta – официальный сайт ОАО АВТОВАЗ

– Как вы думаете, пригодятся ли вам новые умения в жизни?

– Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)

– Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.
8. Домашнее задание

1. Записать в виде десятичной дроби:

Для слабых                      для сильных

А)  1% = …               а)  7% = …
Б)  5% = …                б) 45% = …
В)  30% = …              в) 342% = …

2. Записать в процентах:

А)  0,8 = …
Б)  0,07 = …
В)  0,025 = …
Г)  2,45 = …

 

Приложение 1

"+" – справился с задачей без затруднений,
"±" – справился с задачей, но возникали сложности,
"–" – не справился с задачей.

Задания

+

+

Работа по карточкам      
Задача 1      
Задача 2      
Задача 3      

Приложение 2

ЧЕК

 
Цена автомобиля без скидки____________
Скидка______________________________
Цена со скидкой______________________Покупатель__________________________