Базовый учебник:
1) М.Н.Перова, Москва «Просвещение», 2008 г.,
2) А.П.Антропов, А.Ю. Ходот, Москва
«Просвещение», 2008г.
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач.
Планируемые результаты:
- Предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умения решать основные типы задач на проценты.
- Личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
- Метапредметные:
- уметь воспроизводить смысл понятия проценты; уметь обрабатывать информацию;
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
Задачи:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение процентов при решении задач; закрепить навыки и умения применять алгоритмы при решении задач на проценты; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Проценты».
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез – правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: интерактивная доска, карточки самооценивания.
Структура и ход урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Время (в мин) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 |
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | 3 |
Познавательные: структурирование
собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. | 4 |
Познавательные: умение
осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в парах над поставленными задачами. | 23 |
Познавательные: формирование
интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 |
|
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 |
Личностные: формирование
позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 |
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
ХОД УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" – справился с задачей без затруднений, "+" – справился с задачей, но возникали сложности, "–" – не справился с задачей. (Приложение 1) Вступительное слово: Сегодня
мы проводим необычный урок – побываем в
автосалоне с целью … покупки машины. – Верно, сегодня, покупая автомобиль, мы будем учиться применять математические знания в реальной жизни. Автомобиль сможет приобрести тот, кто….Продолжите мою мысль. |
Учащиеся слушают учителя
Дети выдвигают различные варианты. Мы покажем, как математические знания применяют в жизни. |
2. Актуализация знаний Прежде, чем отправиться в салон, нам нужно повторить теорию, ответьте на вопросы: 1) Что называется процентом? У меня на уроке будут помощники – менеджеры… (фамилии сильных учеников). Менеджер – это… А теперь небольшая практическая работа (карточки) 1. Записать в виде десятичной дроби:
2. Записать в процентах:
Менеджеры проверяют. А остальные отвечают на вопросы. |
Учащиеся отвечают на вопросы.
Ответы детей. Дети сдают карточки с выполненными заданиями менеджерам. Менеджеры проверяют и выставляют каждому оценку: “5” – все ответы верно; |
3. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся Действительно, в нашей жизни человек очень часто сталкивается с понятием проценты. Где мы встречаемся с этим понятием? Давайте вспомним основные задачи на проценты. а) как найти процент от числа;
б) как найти по проценту целую величину;
в) как найти процентное соотношение одного числа от другого.
Повторим эти правила в общем виде:
Тема нашего урока: Решение задач
на проценты. |
Отвечают на поставленный вопрос (В
магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в
журналах, и по телевизору и в школе)
Учащиеся предлагают свои решения.
Формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока.
|
4. Применение знаний и умений в
новой ситуации Итак, мы в автосалоне.
Атосалон это…. LADA Granta – официальный сайт ОАО АВТОВАЗ Задача 1. Слайд 4 Применяя новые технологии, АвтоВАЗ
изготовил 210 машин за месяц, перевыполнив план
на 5%. (100 % + 5 % = 105 %) Задача 2. Автомобиль Lada Granta (Лада Гранта) стоит 280 000 рублей, вам, как самым юным покупателям, сделают скидку 10%. Найдите новую цену машины и впишите в чек. Чек сдайте менеджерам. (Приложение 2) |
Дети отвечают.
Решение задачи проводится всеми учащимися совместно с учеником у доски. 1) 210 : 105% . 100% = 200 (штук) По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. – Уменьшение цены на некоторую величину. |
5. Физкультминутка, гимнастика для
глаз (любопытная Варвара) Давайте немного передохнем.
– Отдохнули, продолжаем … Представители страховой компании предлагают
вам застраховать новую машину. (Рассказ о страховании машины) Задача 3. Страховой взнос составляет 15 120 рублей. А автомобиль стоит 252 000 рублей. Сколько процентов от стоимости машины составляет страховка? |
Учащиеся поднимаются с мест,
повторяют действия за учителем.
Сообщения детей.(два человека)
1) 252 000 р. :100% = 2520 р. – 1% |
6. Контроль усвоения, обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция – Итак, поздравляю вас с покупкой. Я рада, что вам удалось пройти весь путь, справиться со всеми задачами. LADA Granta – официальный сайт ОАО АВТОВАЗ – Как вы думаете, пригодятся ли вам новые умения в жизни? – Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
7. Рефлексия (подведение итогов
урока) – Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. |
Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
8. Домашнее задание 1. Записать в виде десятичной дроби: Для слабых для сильных
2. Записать в процентах:
|
Приложение 1
"+" – справился с задачей без затруднений,
"±" – справился с задачей, но возникали
сложности,
"–" – не справился с задачей.
Задания |
+ |
+ |
– |
Работа по карточкам | |||
Задача 1 | |||
Задача 2 | |||
Задача 3 |
Приложение 2
ЧЕК
Цена автомобиля без скидки____________ Скидка______________________________ Цена со скидкой______________________Покупатель__________________________ |