Наука утверждает, что всякое человеческое общество – будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств – нуждается или как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей. Давно очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка.
Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, тянутся по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь.
Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать хаос, конфликты.
Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей.
Все наши права точно определены и записаны в
правовых документах, главным из которых для всех
граждан России является Конституция Российской
Федерации.
За последние годы в нее были внесены изменения и
дополнения, на принципы построения нашего
государства, основы конституционного строя и
права и свободы человека и гражданина остались
незыблемы.
Знание Конституции – основного закона нашей страны, обязательное условие становления гражданина России.
Цель мероприятия: создание условий для понимания сущности и значения основного закона Российской Федерации через творческую деятельность.
Задачи:
- Воспитать чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики для нашего государства.
- Расширить кругозора и повышение общей культуры учащихся.
- Обучить пользоваться текстом Конституции
Российской Федерации в целях повышения
правовой культуры учащихся.
Способствовать формированию понимания структуры и основных положений Конституции Российской Федерации; - Способствовать формированию у учащихся представления о правах человека как главной общечеловеческой ценности;
- Воспитание активной гражданской позиции;
Предварительная подготовка
Либо группам дать задание, либо каждому
отдельному классу.
План мероприятия
1 этап – подготовительный. Задания учащимся:
- подготовить материал о государственной символике;
- показать на примере собственное отношение к значимости законов РФ и государственной символики.
2 этап – организация работы.
- украшение кабинета;
- оформление наглядного материала;
- установка аудио-видео аппаратуры.
3 этап – основная часть:
- торжественное открытие мероприятия;
- выступление творческих групп;
4. Подведение итогов
Место проведения: актовый зал(либокабинет истории)
Участники: учащиеся 5-7 классов (по желанию зрителями могут быть учащиеся остальных классов).
Оборудование:
- наглядные пособия «Символика РФ»;
- флаг РФ;
- аудиозапись гимна РФ;
- выставка тематической литературы;
- музыкальное сопровождение.
Литература: Конституция РФ. – М.: «Издательство АСТ», 2002 г.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Классы входят в зал.
Ведущий: Флаг Российской Федерации внести.
(Звучит гимн).
Ведущий: Прошу классы занять свои места.
Россия! Русь! Страна моя родная!
Любовью чистой я с тобой делюсь.
Ты для меня одна навек святая,
Тебе я низко в пояс поклонюсь.
Взрастила ты уж много поколений,
Народ всегда ты за собой вела,
Ты верила всем сердцем, без сомнений,
С людьми вершила добрые дела.
Ты в своей вере не ошиблась,
Что каждый сын твой свято бережет
В глубинах сердца образ твой, родная,
Покой твой днём и ночью стережёт.
И ты цвети, согретая любовью,
Россия! Русь! Великая страна!
Пусть никогда не окропится кровью
Земля отцов, что сердцу дорога.
Ольга Михайловна Абих
– Сегодня у нашей Родины праздник – ___
лет назад на всенародном референдуме 12 декабря
была принята Конституция РФ. Теперь этот день
отмечается в нашей стране как день Конституции.
Невозможно жить в своей стране, гордиться
Родиной и не знать об основном законе нашей
страны, о своих правах и свободах,
государственной символике.
Ведущий знакомит детей с понятием «Конституция»:
Ведущий: Ребята, слово
«конституция » возникла еще в Римской империи и в
переводе с латинского языка означает
«установление, устройство». В древнем Риме так
называли некоторые государственные акты,
которые провозглашались от имени императора.
Конституция – это особый, единый, правовой
документ (акт), в котором говорится, как должны
быть устроены общество и государство и какие мы
имеем права и обязанности, что они
предоставляются и охраняются государством.
Конституция, как правило, представляет собой
единый писаный документ.
Вот что значит слово – «конституция». А что же содержит в себе этот документ? Перед мероприятием вы самостоятельно поработали с ней, и на что вы обратили внимание.
Дети через театральную постановку показывают фрагменты основных прав и гарантий, закрепленных в Конституции.
Выступление 5 класса «Лубяная изба»
Ученик: В конституции Российской
Федерации есть глава 2 «Права и свободы человека
и гражданина». Мы понимаем это так!
В одном государстве, которое называется
Российская Федерация, жили были лиса Алиса –
рыжая актриса и заяц Игнат – на все руки хват.
Алиса все пела да плясала и по полянкам
скакала.
Лиса: Имею право! По статье 27 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания».
Ученик: А заяц время даром не терял. На
зиму запасы заготавливал да избу деревянную себе
выстроил.
Пришла зима, Игнат живёт в лубяной избе, а лиса в
ледяной.
Заяц: Алиса, тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?
Лиса: Тепло, тепло братец Игнат.
Ученик: А сама зубами от холода стучит.
Пришла весна, избушка ледяная растаяла, а лубяная
еще краше стала и задумала лиса зайца извести и в
избушке его поселиться.
Лиса: Игнатушка, доброе утро! Я только с рынка пришла, там такую вкусную морковь Нантскую привезли, капусту брюссельскую. Беги быстрее, а то не достанется.
Ученик: Заяц за дверь, а лиса – прыг
в избушку и была такова.
А ведь лиса не знала, что по статье 25 Конституции
«жилище является неприкосновенным и никто не
вправе его занимать против воли хозяина».
(Заяц возвращается).
Заяц: А ну, рыжая – бесстыжая, не хотел строить дом, а теперь поселилась в моем, убирайся прочь подобру-поздорову, пока медведя-дружинника не позвал.
Лиса: Зови кого хошь и получай по голове ковш!
(Лиса стукает зайца, заяц падает, затем прибегает доктор)
Доктор: По статье 41 «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медпомощь оказывается бесплатно.» В Российской Федерации финансируются программы охраны укрепления здоровья населения».
(Доктор берет зайца и уносит со сцены).
Выходят три зайца с транспарантами «Верни жилье».
Первый заяц: По статье 31 «граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»
Второй заяц: Алиса, а ты знаешь, что согласно статьи 35 Конституции «право частной собственности охраняется законом. Я имею право владеть, пользоваться и распоряжаться своим домом как хочу!
Медведь-дружинник: Алиса, ты виновна и понесешь наказание. Алиса выходи из дома.
Алиса: Я, правда, не знала про все эти законы, но теперь вы мне всё рассказали, я признаю свою вину и прошу у вас прощение.
Первый заяц: В нашей стране не знание закона не освобождает от ответственности. Но ты раскаялась, а это самое главное. Вот тебе Алиса подарок (дарит Конституцию), и если хочешь, давай жить в моей избе, я научу тебя пользоваться Конституцией, защищать свои права и свободы
(Все выступающие уходят под музыку «Под крышей дома твоего»).
Выступление 6 класса «Гадкий утенок»
Ученик: Хорошо было за городом! Стояло
лето. В чаще лопухов сидела утка на яйцах. И вот
яичные скорлупки треснули.
До чего хороши, но этот – ни чуть не похож на
остальных, верзила, урод несчастный…. С таких
слов начинается сказка «Гадкий утенок», а мы вам
расскажем свою историю.
Ученик: 1 сентября школа по традиции встречает своих первоклассников.
Учительница: Здравствуйте ребята, до чего же вы все хороши.
Ребята смотрят друг на друга и замечают мальчика, не похожего на остальных.
Ученик 1: Смотрите, какой он чудной!
Ученик 2: Он не похож на нас!
Ученик 3: Не будем с ним дружить!
Ученик 4: Ну и что, у моей бабушке в деревне, тоже есть такой мальчик, мы с ним вместе на рыбалку ходим. Он классный друг!
Ведущий: На следующий день Крис не пришел в школу.
Первый ученик: Мария Ивановна, мы не хотим учится вместе с этим Крисом, говорят они там людей едят, вдруг его дома не покормят и он мне что-то откусит.
Учительница: Ребята мы с вами живем в самой лучшей стране, где все люди равны независимо от расы, национальности, языка, пола, места жительства, отношения к религии. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы.
Тут звенит звонок, все убегают.
Ведущий: Прошло много лет и этот класс встретился у своей старой учительницы поведать о своей жизни, рассказать о своих достижениях.
Учительница: Я рада, что у вас все хорошо. Ты Коля стал врачом, Ольга, я всегда знала, что ты станешь ветеринаром с твоей любовью к животным, Артем , ты я вижу, уже дослужился до капитана полиции!Я горжусь вами!
Третий ученик: Мария Ивановна, а помните наш первый урок. Помните того мальчика, которого мы обидели тогда. Ведь вы были правы. Все равны. Мы зря обижали Криса.
Четвертый ученик: Главное, всегда оставаться человеком! Человеком с большой буквы.
Пятый ученик: Ваши уроки Конституции помогли нам осознать свою ошибку. Как хочется вернуть то первый день и извиниться перед Крисом.
Учительница: Ребята просить прощение никогда не поздно, главное уважать и любить друг друга.
Звучит музыка, ребята под музыку делают сердце, в центре этого сердца появляется Крис.
Все покидают сцену под музыку.
Ведущий: История «Гадкого утенка», которую показали наши герои, не должна иметь места в жизни. Так прописано в Конституции, так должно быть прописано в наших сердцах.
Выступление 7 класса «Жил-был Феодал»
Ведущий: Жил во времена Ивана Четвертого на свете феодал по имени Фома. И было у него 3 мешка золота, 2 деревни по 100 душ каждая. С утра до вечера считал Фома свои деньги, да приказы отдавал: что, да как, почем, и где.
Феодал: Эй! Степан. Иди туда незнамо куда, пронеси то незнамо, что.
Степан: Барин, да ты издеваешься что ли.
Феодал: Молчать холоп, рыло не умытое.
Степан: Если бы я попал в 21 век, то по ст. 21 Конституции РФ достоинство мое охранялось бы государством. И никто не мог бы меня так обзывать.
Феодал: Петруха, отруби голову этому Степашке, что бы знал свое место!
Степан: Барин, да как же я его узнаю без головы.
Петруха: Не хочется грех на душу брать. Ведь барин не знает, что по ст. 20 Конституции РФ смертная казнь отменена. И каждый имеет право на жизнь.
Феодал: А-ну, руби.
Петруха: Не буду!
Феодал: Машка, ключница моя верная. Запри этих двух окаянных в темнице.
Машка: Батюшки, мои, да как же это в темницу-то. Ведь по статье 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу возможно только по судебному решению, но это в 21 веке.
Феодал: Ну, чего стоишь? Подите все прочь! Надоели! Вон лучше картошку копайте и морковь выдергивайте.
Машка: Не вели казнить, вели слово молвить. Так ведь зима на улице!
Ведущий: Осерчал барин пуще прежнего и закричал:
Феодал: Да знаю, я знаю, что по статье 37 принудительный труд запрещен. Тогда подайте сюда скоморохов весёлых и танцоров удалых!
Выходят частушечники.
Растяни меха гармошка
Пой и разговаривай
Мы споем частушки ловко
Эй! Давай наяривай!Барин, барин дорогой
Попляши одной ногой
Не казни, не убивай!
Конституцию читай!
Закричал Фома с утра!
Что уж есть ему пора!
Маньку глупой обозвал,
«Конституций» ж не читал!
Ведущий: Барин, царь войско на Казань собирает. Велит, чтобы твое ополчение в два дня собралось.
Барин: За Русь матушку пойдем;
Ведущий: (разворачивает свиток) Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Все: УРА!УРА! УРА! (покидают сцену)
Ведущий: Родина… Россия…Край, где мы родились, где живем, это наш дом. И его надо любить и беречь! «Россия, какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то….» – так писал о России поэт Сергей Есенин
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая.
Люблю тебя, мой край родной,
За ленту речки голубой,
За темный и красивый лес,
Люблю за синеву небес,
И за сережки на березе,
И за бушующие грозы,
И за калины красный цвет
Родной мой край, дороже нет.
Есть такая обязательная традиция, которая установилась в 20 веке во всем мире – каждой стране иметь свои герб, флаг, гимн. В Конституции нашего государства как раз и описывается порядок официального использования герба, флага и гимна. Они нужны как воплощение истории России и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
А символы России…Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы ничего не ответил на этот вопрос. Кто-то вспомнит бескрайние просторы: леса, поля, луга; кому-то на ум придут непременные сувениры: матрешки, самовар, медведи; любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и знаках царской власти – скипетре, короне, державе, шапке Мономаха. А кто-то, возможно, обратит мысленный взор к своей малой Родине – поселку, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом.
Ведущий (обращается к зрителям):
Ребята, какие символы Российской Федерации вы
знаете? Каково их значение? Какую роль играют
в жизни нашего государства?
(Ответы детей)
Ведущий: Сегодня мы с вами познакомились с историей возникновения Конституции РФ и символов нашего государства. Отношения к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории, культуры, а значит и самого себя. Об этом записано в Конституции.