Функции обучения
Для успешного обучения и воспитания детей педагогу необходимо хорошо знать возрастные и индивидуальные особенности их развития, владеть педагогическими знаниями, уметь правильно и своевременно использовать эти знания в практической работе. Современная педагогика рассматривает обучение как комплекс трёх основных функций: образовательной, воспитательной и развивающей.
Образовательная функция состоит в привитии учащимся знаний, навыков и умений. Воспитывающая – предполагает использование содержания, методов и форм организации учебного процесса для формирования у учащихся трудовых, нравственных, эстетических и других качеств личности. Развивающая функция направлена на развитие всех физических и духовных сил и способностей учащихся в ходе познавательной, общественно-трудовой и других видов предметно-практической деятельности.
Учение, обучение – это прежде всего деятельность. Деятельность системна и основывается на отдельных функциях обучающегося: память, внимание, мышление и других. Показателем деятельности в процессе обучения выступает действие, имеющее ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, образец… Формирование познавательных возможностей обучаемых осуществляется путём усвоения видов и способов конкретной познавательной деятельности.
Обучение включает совместную деятельность обучающего (педагога) и обучающихся (учеников).
Основой обучения является активная самостоятельная учебная деятельность ребёнка, иными словами – учебная деятельность должна рассматриваться как источник саморазвития личности. Все основные изменения поведения и деятельности ребёнка в процессе его возрастного развития представляют собой факты научения.
Хочется вспомнить, что основной из важнейших частей педагогики является дидактика – теория образования и обучения, имеющая, своим предметом процесс обучения учащихся, его цели, принципы, содержание, методы и организационные формы. Принципы дидактики формируются на основе целей обучения и его закономерностей.
Основные принципы дидактики:
–– воспитывающий характер обучения;
–– принцип научности обучения;
–– системность и последовательность обучения;
–– единство доступности и трудности;
–– сознательность и прочность обучения;
–– принцип активности учащихся;
–– наглядность обучения;
–– учёт возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.
Наряду с принципами дидактики выделяются основные правила обучения, например: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному. Соблюдение этих правил делает обучение доступными и эффективным, все принципы обучения тесно связаны между собой и действуют в учебном процессе в неразрывном единстве.
Как уже отмечалось, развитие является одним из основных педагогических понятий. Общее развитие ребёнка – единство развитий физического, психического, умственного, идейно-нравственного, эстетического… Обучение игре на музыкальном инструменте, к примеру, способствует музыкальному развитию ребёнка и, соответственно, его эстетическому развитию.
Учёт возрастной и индивидуальной психологии
В процессе работы с детьми каждый педагог должен ясно себе представлять, что детский организм находится в постоянном развитии, что физические и психические особенности детей изменяются с возрастом и что на эти изменения влияют также изменения условий жизнедеятельности.
В возрастной и педагогической психологии определены периоды развития ребёнка: младенческий (до 1 года), ранний детский (1-3 года), дошкольный (3-6 лет), младший школьный (6-10 лет), подростковый (11-15 лет), старший школьный (16-17 лет).
Отмечу основные возрастные особенности физиологического и психического развития детей школьного возраста.
1. Младшие школьники
–– изменения во всех органах, формирование
изгибов позвоночника. Вследствие этого следует
остерегаться искривления позвоночника ––
следить за правильностью посадки ученика с
инструментом, при переписке им нот.
–– быстрее развиваются крупные мышцы, чем
мелкие, поэтому характерна быстрая утомляемость
рук, вследствие этого необходима строгая
регламентация времени практических занятий с
инструментом, как в классе, так и дома.
–– резкая психологическая перестройка с
началом школьной деятельности –– включение в
процесс обучения: увеличение потока информации,
усиление требований, расширение обязанностей(
дополнительно к этому ещё и занятия музыкой);
–– обострение восприятия, в процессе обучения
восприятие становится всё более
целенаправленным и управляемым (педагогу
необходимо умело использовать эти изменения);
–– преобладание наглядно-образной памяти над
описательной (для этого используются игровые
формы и иллюстрированный материал);
–– развивается способность воображения( для
этого используется программная музыка в учебном
репертуаре);
–– мышление развивается от наглядно-образного к
понятийно-логическому (соответственно меняются
и методические приёмы в обучении);
2. Подростки
–– бурный рост и развитие организма
–– идёт процесс окостенения скелета
–– несоответствие в развитии
сердечно-сосудистой системы приводящее нередко
к головокружениям, быстрой утомляемости из-за
временных нарушений кровообращения. Вследствие
этого необходима регламентация всех форм
занятий, музыкальных в том числе.
–– процесс полового созревания.
–– неравномерность физического развития,
нервной системы приводит к повышенной
возбудимости, раздражительности.
–– высокая активность, проявление энергии,
стремление к творческой деятельности, и
самостоятельным действиям.
–– расширение связей с внешним миром.
–– значительные сдвиги в психическом развитии.
–– развитие памяти и внимания, усиление
способности к аналитическому и абстрактному
мышлению.
–– рост сознания собственного достоинства.
Задача педагогов –– умело направлять растущую
активность подростков, способствовать развитию
их познавательных интересов.
3. Старшеклассники
–– завершение (в основном) физического
развития, замедление роста тела, окостенение
скелета
–– уравновешивается кровяное давление
–– устанавливается ритмическая работа желёз
внутренней секреции
–– нарастает мышечная сила
–– половое развитие подходит к зрелой стадии
–– значительные психологические изменения
Прежде всего, происходит становление человека, формирование духовных качеств личности, самосознания, самооценки. Как отмечает известный психолог И.Кон – «…важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа «Я».Наряду с проявлениями эгоцентризма (исключительности своего «я») – развитие дружбы, товарищества, коллективизма. Это период активного включения в общественную жизнь, романтики, мечтаний, дерзаний и творческой инициативы, когда начинаешь всерьез задумываться о своей будущей профессии.
Вышеприведенные общие возрастные особенности развития школьников должны обязательно учитываться всеми педагогами, работающими с детьми, независимо от характера и направленности учебной деятельности особенно при построении учебного процесса, в содержании обучения, в выборе форм и методов воспитательного воздействия.
В то же время, не следует воспринимать эти особенности догматически, применительно к каждому школьнику. На фоне общих закономерностей возрастного развития необходимо всегда учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагог должен мыслить и действовать на основе диалектики. Общение, работа с детьми это неиссякаемый источник наблюдений, открытий, накопления педагогического опыта.
Проблема учета возрастных и индивидуальных различий в музыкальном обучении детей остается еще недостаточно разработанной, но тем не менее музыкальное обучение детей должно осуществляться с учётом психофизических особенностей разновозрастных групп.
Воспитание внимания
Обучение детей игре на музыкальных инструментах процесс сложный, длительный и трудоёмкий. Каждому педагогу известно, как трудно поддерживать внимание ребёнка в течение занятия. А ведь его ещё необходимо научить самостоятельной работе над заданием. Задача педагога – научить ребёнка сосредотачиваться в своём занятии. Таким образом, задача воспитания внимания одна из основных в обучении. Причём эта задача должна решаться педагогом с учётом психологических особенностей ребёнка – как возрастных, так и индивидуальных. Приведу пример одного из методических приёмов по организации внимания. Педагог, основываясь на какой-то определённой потребности ребёнка, усиливает эту потребность, тем самым усиливает раздражение, возбуждение, создаёт доминантный процесс. После нескольких повторений этот процесс становится привычным, так последовательно воспитывается произвольное внимание. Постепенно, вместе с ростом, ребёнок приучается под влиянием педагога сосредотачивать своё внимание на процессе занятий. Причём, чем разнообразнее этот процесс, тем с большим интересом, а, следовательно, и вниманием участвует в нём обучающийся.
Следует принимать во внимание и психофизические различия между мальчиками и девочками.
Мальчики менее усидчивы, менее дисциплинированы, более возбудимы. Педагогу приходится уделять им большее индивидуальное внимание, постоянно поддерживать в них интерес к занятиям. Рекомендуется также использовать тот факт, что дети младшего возраста, особенно мальчики, больше концентрируют своё внимание на зрительных впечатлениях, чем на слуховых. Они быстро устают, внимание их притупляется, поэтому в занятиях с детьми младшего возраста необходимо включить больше игровых моментов связанных с музыкальной ритмикой, с движением, с опорой на элементы собственного творчества, процесс занятия строить по нарастающей линии.
Одной из главных задач в занятиях музыкой с детьми является задача воспитания и развития интереса. Если интерес есть и постоянно поддерживается педагогом, можно достичь и воспитания всех необходимых в обучении качеств, таких как внимание, воображение, восприятие, сосредоточенность, интеллектуальная активность и т.д. И постепенно, используя и поддерживая любовь ребенка к музыке, научить его воспринимать задания как новое, интересное, увлекательное и в то же время необходимое. Только на такой основе занятия музыкой, несмотря на связанный с этим труд, могут перерасти в увлечение в радостную творческую деятельность.
Список использованной литературы :
1. Андрюшенков Г.И. Детский оркестр русских
народных инструментов. – СПб,: Союз художников,
2011.
2. Кон И. Психология юношеского возраста /
И.Кон – М., 1979
3. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний
/ ЭИ. Моносзон – М.: Педагодика, 1986
4. Хрестоматия по возрастной и педагогической
психологии / Под ред. И.И. Ильмова, В.Я. Ляудис. – М.:
Изд-во МГУ, 1981.