Литературное чтение по теме «Саша Черный "Что ты тискаешь утенка?..", "Воробей", "Слон"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Чёрного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать.

Ход урока

1. Организационный момент. (Слайд 2)

Прозвенел звонок,
Начался урок.

2. ечевая разминка. (Слайд 3)

Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пять лопат.
Шёл через пруд, зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат, пропали пять лопат.

- Прочитайте.

- Что это? (Скороговорка).

- Прочитать по слогам орфографически.

- Прочитать с ускорением.

- Прочитать с замедлением.

- Прочитать с вопросительной интонацией. (читает 1 ученик)

- Прочитать с сердитой интонацией (читает 1 ученик)

- Прочитать скороговоркой (читают 2-3 ученика)

3. Введение в тему.

- Мы разогрели наш речевой аппарат, сегодня нам это очень пригодится, потому что мы начинаем изучать новый раздел.

- с. 45 (Слайд 4). Как называется новый раздел? Мы уже встречались с таким разделом. Почему он так называется? (будем читать стихи)

- Сегодня познакомимся с поэтом, который очень хорошо писал о беззащитных животных. Прочитайте как его зовут. (Слайд 5)

Саша Чёрный

- Настоящее его имя Александр Михайлович Гликберг

Александр Михайлович Гликберг (1880 – 1931)

- (Рассказ о жизни поэта)

Родился на Украине в городе Белая Церковь.

Семья переехала в Одессу, потом в Житомир.

В Житомире учился в гимназии. Сбежал оттуда в 15 лет в Петербург.

Исключён из Петербургской гимназии.

Постоянно печатался во многих журналах.

Читатели заучивали его стихи наизусть.

С.Чёрный очень любил детей и много писал для них.

4. Ознакомление со стихотворением “Что ты тискаешь утёнка?..” (Слайд 6)

- С. 46. Чтение стихотворения учителем.

- Словарно – лексическая работа: (Слайд 7)

Тискаешь – давишь, прижимаешь, мнёшь;

Рвётся прочь – вырывается;

В свой черёд – в свою очередь, когда придёт время;

Брыкаться – сопротивляться, отбиваться, упрямиться;

Притиснешь – прижмёшь;

Капут – конец, гибель.

- От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?

- Почему не надо тискать утёнка?

- Прочитать, что предлагает представить автор тебе.

- Прочитать, что советует автор сделать с утёнком.

- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова: (Слайд 8)

  • Сердито
  • Ругает его
  • Дружелюбно
  • Что-то советует

- Это весёлые или грустные стихи?

- Подготовка и выразительное чтение стихотворения. ( чтение цепочкой по строфам).

5. Физкультминутка.(Слайд 9)

Скачет шустрая синица,
Её на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала носом грудку,
И с дорожки – на плетень.
Трень!

6. Ознакомление со стихотворением “Воробей

- Синица – это зимующая или перелётная птица? Каких ещё птиц узнали? (Слайд 10)

- О какой зимующей птице здесь идёт речь? (Слайд 11)

Он землю видит, когда ест, небо – когда пьёт.

Он под кровлю, а сова на ловлю. (воробей)

- Следующее стихотворение так и называется “Воробей”. Читают ученики по строфам.

- Понравилось?

- Словарная работа. (Слайд 12)

Вьюшка – в деревянном доме крышка, которая закрывает печную трубу для сохранения тепла.

- Прочитать как поэт описывает воробья. ( первая строфа)

- С кем сравнивает? Почему?

- Как поэт относится к воробью? Как он его называет? (Слайд 13)

Воробей мой
Воробьишко
Пичужка
Какой нахал!

- Подберите рифму к слову из стихотворения. (Слайд 14)

Воробьишка – (мышка)

Не трону – (ворону)

Пичужка – (вьюшка)

Немножко – (крошки)

- Обратите внимание на ритм стихотворения, он помогает представить как прыгает воробей. Прочитать “жужжанием”, подготовить выразительное чтение.

- Чтение цепочкой по строфам.

7. Ознакомление со стихотворением “Слон”. (Слайд 15)

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора огромен он.

Ты узнал, кто это? (Слон).

- Есть такое выражение “делать из мухи слона”. (Слайд 16) Как вы его понимаете?

- Наши артисты прочитают новое стихотворение. (Инсценируют подготовленные ученики).

- Прочитать самостоятельно “глазками”.

- Как надо читать слова слона?

- Работа в парах. Чтение по ролям. (2 прочтения)

8. Итог урока. (Слайд 17)

- Мы прочитали три стихотворения Саши Чёрного. О ком они? Что их объединяет?

- Оценивание.

9. Домашнее задание.

Выучить стихотворение, которое больше понравилось. Нарисовать к нему иллюстрацию.