Тема урока: "Функции y = x^n (n Є N), их свойства и графики"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (448 кБ)


Тип урока: “Открытие” нового знания (исследовательский).

Цели:

  • Изучение степенной функции с натуральным показателем.
  • Формирование и развитие исследовательской, коммуникативной, информационной и рефлексивной компетентностей.

Задачи:

Образовательные:

  • построить определение степенной функции с натуральным показателем;
  • формировать способность к построению графиков функций у = х2n и у = х2n+1;
  • тренировать способности к прочтению графиков построенных функций;
  • формировать умения устанавливать свойства функций по графикам;

Развивающие:

  • развивать умения обобщения и систематизации при актуализации знаний по видам функций;
  • развивать умения анализировать и делать выводы в ходе исследования функций;
  • развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах по исследованию функций и при представлении своих результатов;
  • развивать исследовательскую компетентность при работе в группах по исследованию функций;
  • развивать рефлексивные умения и навыки;

Воспитательные:

  • формировать умения и навыки самоорганизации и самореализации при выполнении и исследовании функций;
  • формировать этические нормы общения у учащихся при групповой работе.

Методы, используемые на уроке: наглядный, иллюстративный, исследовательский, творческий.

Формы организации урока: коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: презентация, дидактический материал (Приложение № 2), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, маркеры, калькуляторы, творческие работы учащихся (Приложение 3).

Этапы урока:

- самоопределение к деятельности (1 минута)

- актуализация знаний (7 минут),

- постановка учебной задачи (2 минуты),

- открытие нового знания (14 минут),

- первичное закрепление (6 минут),

- самостоятельная работа (7 минут),

-творческая работа (5 минут),

- рефлексия (2 минута)

- домашнее задание (1 минута).

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
1. Орг. момент Приглашает учащихся в исследовательскую лабораторию, где они должны почувствовать себя начинающими учеными, словами Р. Декарта: “...руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных...”. [5] Настраиваются на позитивную и плодотворную работу на уроке. Презентация

(Приложение 1)

Слайд 2

2. Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи Организует повторение теоретического материала по теме функции фронтально. Отвечают на вопросы учителя фронтально, дополняя друг друга. Лист Word

Приложение 2.1

Предлагает вспомнить графики функций и основные свойства ранее изученных функций:

- обратной пропорциональности;

- квадратной функции;

организуя работу в парах.

Работают в парах, заполняя таблицы свойств функций вида у = х и у = х.2

Сверяют результаты с образцом

Лист задания в Word

Приложение 2.2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Проблемным вопросом создаёт ситуацию затруднения.

Предлагает задание, которое выводит учащихся на тему урока, цель и задачи.

Испытывают затруднение,

выдвигают свои предположения, гипотезы.

Формулируют тему урока “Функции у = хn

Уточняют название темы урока, записывают в тетрадь

Определяют задачи урока

 
3. Открытие нового знания Предлагает придумать название новым функциям и сформулировать определение для этого вида функций. Высказывают свои версии и названия функции и определения степенной функции, корректируют формулировки.

Сверяют с определением на слайде и повторяют несколько раз

Слайд 7
Организует работу в группах по построению графиков функций и исследованию их свойств:

1-я и 3-я группы: у = х3, у = х5;

2-я и 4-ая группы: у = х4, у = х6.

Работают в группах на заранее заготовленных увеличенных листах, после окончания работы вывешивают полученные графики на доску, проговаривают их свойства, вносят коррективы. Соотносят с образцом. Слайд 8

Лист задания в Word

Приложение 2.3

Приложение 2.4

Слайд 9 - 10

 

Предлагает проанализировать полученные графики, разбить их на группы и сделать выводы об общих и различных свойствах. Анализируют, делают выводы, обобщают, классифицируют.

Записывают общий вид:

у = х2n и у = х2n+1.

Слайд 11

Слайд 12

На каждом компьютере открыт сайт http://fcior.edu.ru

Предлагает воспользоваться коллекцией ФЦИОР для просмотра как меняется график степенной функции от показателя степени.

Напоминает правила ТБ при работе с ПК.

Работают за компьютером.

 

 

 

 

Соблюдают ТБ при работе с компьютером.

Коллекция ФЦИОР

http://fcior.edu.ru/card/7398/stepennaya-funkciya-s-naturalnym-pokazatelem-ee-
svoystva-i-grafik-i1.html

4. Первичное закрепление. Предлагает решить уравнения:

х3 = х;

х3 = х2;

,

используя платформу 1С: Математический конструктор 3.0

Работают за компьютером.

Записывают ответы в тетрадь. Проговаривают решение вслух.

Платформа "1С Образование 3.0"
5. Самостоятельная работа с самопроверкой. Даёт тестовое задание в режиме онлайн для проверки усвоения материала (1-2 задания).

Проверяет выполнение работы.

Индивидуально самостоятельно выполняют предложенный тест, анализируя допущенные ошибки. Слайд 12

Коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/6031/stepennaya-funkciya-s-naturalnym-
pokazatelem-ee-svoystva-i-grafik-obratnaya-funkciya-ee-oblast-opred.html

Приложение 2.5

Предлагает карточки, справившимся до окончания отведённого времени Выполняют по желанию на оценку. Слайд 13
6. Творческая работа. Предлагает посмотреть и оценить работы одноклассников по темам:

1. “История возникновения термина “функция”;

2. “Роль Декарта в возникновении функциональных терминов”.

Афиширование творческих работ.

Оценивание работ выступивших одноклассников.

Презентации 1 и 2

Приложение 3.1

Приложение 3.2

7. Рефлексия. Подводит итог урока, выясняя, была ли реализована задача, поставленная в начале урока.

Проводит рефлексию, предлагая отметить на десятибалльной шкале значком O эмоциональное ощущение на уроке и значком - степень усвоения нового материала.

Проводят самооценку деятельности на уроке и степень усвоения нового материала.

 

Слайд 14

Слайд 15

Лист рефлексии в Word, расположенный на рабочем столе компьютера

Приложение 2.6

8. Домашнее задание Комментирует домашнее задание: параграф 11.стр.103 – 108,

№ 305 (б, г), 306 (а, г), 309 (а, б),

Д. № 307 (б), 308 (г).

Записывают задание в дневник. Слайд 15

Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, П. В. Семёнов. 12-е изд., стер.  М.: Мнемозина, 2010.   224 с. : ил.
  2. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, П. В. Семёнов. 12-е изд., стер.  М.: Мнемозина, 2010.   224 с. : ил.
  3. С.В. Мелешкова. Особенности применения информационных технологий на уроках математики.
  4. Платформа "1С Образование 3.0"
  5. Р.Декарт. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. http://lib.rin.ru/doc/i/20925p1.html
  6. Сайт http://fcior.edu.ru
  7. Сайт http://school-collection.edu.ru/
  8. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=ww-1263-wh-632-fw-1038-fh-448pd%201&p=
    3&text=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%20%D1%84%D1%83%D0%BD%
    D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20y%20x2&noreask=1&pos=106&rpt=simage&lr=7&img_url=
    http%3A%2F%2Fwww.100ege.ru%2Fstatic%2Fpic%2F09070001.png
  9. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=
    %D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%
    D1%86%D0%B8%D0%B8%20y%20x2&noreask=1&pos=1&lr=7&rpt=simage&uinfo=
    ww-1263-wh-675-fw-1038-fh-469-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fe-science.ru%2Fimg%2Fmath%2Ffunc%2F01030603.jpg
  10. http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&uinfo=ww-1017-wh-627-fw-775-fh-448-pd1&text=
    %D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%20%D1%
    81%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC&noreask=1&pos=0&rpt=
    simage&lr=7&img_url=http%3A%2F%2Fwww.gunpartscorp.com%2Fimages%2Febay%2FlistingFrame%2Finfo.jpeg
  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%
    D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%20%
    D1%81%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC&fp=0&pos=2&uinfo=
    ww-1263-wh-675-fw-1038-fh-469-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.myjulia.ru%2Fdata%
    2Fcache%2F2010%2F11%2F05%2F567129_8722-800x600.jpg