Тип урока: “Открытие” нового знания (исследовательский).
Цели:
- Изучение степенной функции с натуральным показателем.
- Формирование и развитие исследовательской, коммуникативной, информационной и рефлексивной компетентностей.
Задачи:
Образовательные:
- построить определение степенной функции с натуральным показателем;
- формировать способность к построению графиков функций у = х2n и у = х2n+1;
- тренировать способности к прочтению графиков построенных функций;
- формировать умения устанавливать свойства функций по графикам;
Развивающие:
- развивать умения обобщения и систематизации при актуализации знаний по видам функций;
- развивать умения анализировать и делать выводы в ходе исследования функций;
- развивать коммуникативные умения и навыки при работе в группах по исследованию функций и при представлении своих результатов;
- развивать исследовательскую компетентность при работе в группах по исследованию функций;
- развивать рефлексивные умения и навыки;
Воспитательные:
- формировать умения и навыки самоорганизации и самореализации при выполнении и исследовании функций;
- формировать этические нормы общения у учащихся при групповой работе.
Методы, используемые на уроке: наглядный, иллюстративный, исследовательский, творческий.
Формы организации урока: коллективная, групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: презентация, дидактический материал (Приложение № 2), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, маркеры, калькуляторы, творческие работы учащихся (Приложение 3).
Этапы урока:
- самоопределение к деятельности (1 минута)
- актуализация знаний (7 минут),
- постановка учебной задачи (2 минуты),
- открытие нового знания (14 минут),
- первичное закрепление (6 минут),
- самостоятельная работа (7 минут),
-творческая работа (5 минут),
- рефлексия (2 минута)
- домашнее задание (1 минута).
ХОД УРОКА
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. | Орг. момент | Приглашает учащихся в исследовательскую лабораторию, где они должны почувствовать себя начинающими учеными, словами Р. Декарта: “...руководить ходом своих мыслей, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных...”. [5] | Настраиваются на позитивную и плодотворную работу на уроке. | Презентация(Приложение
1)
Слайд 2 |
2. | Актуализация знаний учащихся и постановка учебной задачи | Организует повторение теоретического материала по теме функции фронтально. | Отвечают на вопросы учителя фронтально, дополняя друг друга. | Лист WordПриложение 2.1 |
Предлагает вспомнить графики
функций и основные свойства ранее изученных
функций: - обратной пропорциональности; - квадратной функции; организуя работу в парах. |
Работают в парах, заполняя
таблицы свойств функций вида у = х и у = х.2
Сверяют результаты с образцом |
Лист задания в WordПриложение 2.2
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 |
||
Проблемным вопросом создаёт
ситуацию затруднения. Предлагает задание, которое выводит учащихся на тему урока, цель и задачи. |
Испытывают затруднение, выдвигают свои предположения, гипотезы. Формулируют тему урока “Функции у = хn” Уточняют название темы урока, записывают в тетрадь Определяют задачи урока |
|||
3. | Открытие нового знания | Предлагает придумать название новым функциям и сформулировать определение для этого вида функций. | Высказывают свои версии и
названия функции и определения степенной
функции, корректируют формулировки. Сверяют с определением на слайде и повторяют несколько раз |
Слайд 7 |
Организует работу в группах по
построению графиков функций и исследованию их
свойств: 1-я и 3-я группы: у = х3, у = х5; 2-я и 4-ая группы: у = х4, у = х6. |
Работают в группах на заранее заготовленных увеличенных листах, после окончания работы вывешивают полученные графики на доску, проговаривают их свойства, вносят коррективы. Соотносят с образцом. | Слайд 8 Лист задания в Word Приложение 2.3 Приложение 2.4Слайд 9 - 10
|
||
Предлагает проанализировать полученные графики, разбить их на группы и сделать выводы об общих и различных свойствах. | Анализируют, делают выводы,
обобщают, классифицируют. Записывают общий вид: у = х2n и у = х2n+1. |
Слайд 11 Слайд 12 |
||
На каждом компьютере открыт сайт http://fcior.edu.ru Предлагает воспользоваться коллекцией ФЦИОР для просмотра как меняется график степенной функции от показателя степени. Напоминает правила ТБ при работе с ПК. |
Работают за компьютером.
Соблюдают ТБ при работе с компьютером. |
Коллекция ФЦИОРhttp://fcior.edu.ru/card/7398/stepennaya-funkciya-s-naturalnym-pokazatelem-ee- svoystva-i-grafik-i1.html |
||
4. | Первичное закрепление. | Предлагает решить
уравнения: х3 = х; х3 = х2; , используя платформу 1С: Математический конструктор 3.0 |
Работают за компьютером. Записывают ответы в тетрадь. Проговаривают решение вслух. |
Платформа "1С Образование 3.0" |
5. | Самостоятельная работа с самопроверкой. | Даёт тестовое задание в режиме
онлайн для проверки усвоения материала (1-2
задания). Проверяет выполнение работы. |
Индивидуально самостоятельно выполняют предложенный тест, анализируя допущенные ошибки. | Слайд 12 Коллекция ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/6031/stepennaya-funkciya-s-naturalnym- |
Предлагает карточки, справившимся до окончания отведённого времени | Выполняют по желанию на оценку. | Слайд 13 | ||
6. | Творческая работа. | Предлагает посмотреть и оценить
работы одноклассников по темам: 1. “История возникновения термина “функция”; 2. “Роль Декарта в возникновении функциональных терминов”. |
Афиширование творческих работ. Оценивание работ выступивших одноклассников. |
Презентации 1 и 2Приложение 3.1 Приложение 3.2 |
7. | Рефлексия. | Подводит итог урока, выясняя,
была ли реализована задача, поставленная в
начале урока. Проводит рефлексию, предлагая отметить на десятибалльной шкале значком O эмоциональное ощущение на уроке и значком - степень усвоения нового материала. |
Проводят самооценку
деятельности на уроке и степень усвоения нового
материала.
|
Слайд 14 Слайд 15 Лист рефлексии в Word, расположенный на рабочем столе компьютера Приложение 2.6 |
8. | Домашнее задание | Комментирует домашнее задание: параграф
11.стр.103 – 108, № 305 (б, г), 306 (а, г), 309 (а, б), Д. № 307 (б), 308 (г). |
Записывают задание в дневник. | Слайд 15 |
Список литературы и интернет-ресурсов
- Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, П. В. Семёнов. 12-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2010. 224 с. : ил.
- Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г.Мордкович, П. В. Семёнов. 12-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2010. 224 с. : ил.
- С.В. Мелешкова. Особенности применения информационных технологий на уроках математики.
- Платформа "1С Образование 3.0"
- Р.Декарт. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. http://lib.rin.ru/doc/i/20925p1.html
- Сайт http://fcior.edu.ru
- Сайт http://school-collection.edu.ru/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=3&uinfo=ww-1263-wh-632-fw-1038-fh-448pd%201&p=
3&text=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%20%D1%84%D1%83%D0%BD%
D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20y%20x2&noreask=1&pos=106&rpt=simage&lr=7&img_url=
http%3A%2F%2Fwww.100ege.ru%2Fstatic%2Fpic%2F09070001.png - http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&text=
%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BA%20%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%
D1%86%D0%B8%D0%B8%20y%20x2&noreask=1&pos=1&lr=7&rpt=simage&uinfo=
ww-1263-wh-675-fw-1038-fh-469-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fe-science.ru%2Fimg%2Fmath%2Ffunc%2F01030603.jpg - http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&fp=0&uinfo=ww-1017-wh-627-fw-775-fh-448-pd1&text=
%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%20%D1%
81%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC&noreask=1&pos=0&rpt=
simage&lr=7&img_url=http%3A%2F%2Fwww.gunpartscorp.com%2Fimages%2Febay%2FlistingFrame%2Finfo.jpeg - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%
D0%B8%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BA%20%20%
D1%81%20%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BC&fp=0&pos=2&uinfo=
ww-1263-wh-675-fw-1038-fh-469-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.myjulia.ru%2Fdata%
2Fcache%2F2010%2F11%2F05%2F567129_8722-800x600.jpg