Занятие по развитию речи на тему "Дом для гнома"

Разделы: Работа с дошкольниками


ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Воспитатель: Я рада приветствовать вас на очередной встрече нашего кружка «Веселая грамматика». Давайте с вами встанем кружком да поговорим ладком.

«Добрый день – все люди говорят» – приветствие правой рукой.
«Добрый день – улыбки всем дарят» – руки вперёд.
«Добрый день – птицы поют» – машем "крыльями".
«Добрые вести по свету несут» – руки делают большой круг.

Воспитатель: О чём мы с вами говорим на этой неделе?

Дети: О нашем доме.

Воспитатель: Как вы думаете, у животных есть свой дом?

Дети: Да, конечно есть!

II. Игра «Чей дом»

  • Это конура для собаки. Значит она чья? – собачья.
  • Это коровник, в нём живут коровы. Значит он чей? – коровий.
  • Это гнезда, в нём живут птицы. Значит оно чьё? – птичье.
  • Это курятник, в нём живут куры. Значит он чей? – куриный.
  • Это нора, в нём живёт лиса. Значит он чей? – лисий.
  • Это дупло, в нём живёт белка. Значит оно чьё? – беличье.
  • Это берлога, в ней живёт медведь. Значит она чья? – медвежья.
  • Это улей, в нём живут пчёлы. Значит он чей? – пчелиный.
  • Это болото, в нём живут лягушки. Значит оно чьё? – лягушачье.
  • Это муравейник, в нём живут муравьи. Значит он чей? – муравьиный.
  • Это свинарник, в нём живут свиньи. Значит он чей? – поросячий.
  • Это конюшня, в ней живут кони. Значит она чья? – лошадиная. (картинки на слайдах).

III. Зрительная гимнастика

Это наш уютный дом
Всей семьей мы в нем живем!
Посмотри-ка вверх, дружок!
Ты увидишь потолок.
Белый – белый он на вид –
Белой краскою покрыт
На полулежит ковер,
Как красив на нем узор!
А ещё стол, стулья, кресло –
В нашем доме интересно!
Видишь, вешалка висит,
У стены диван стоит
Смотри прямо – там буфет,
Много сладких, в нем конфет.
Дальше – кухня, в ней кладовка,
Мышка там живет, плутовка.
Принесем мы мышке сыр,
Пусть она устроит пир.
Круговые движения глазами

Движения глазами вверх



Посмотреть вниз

Движения глазами вправо, влево

Движения глазами вправо, влево

Движения глазами вдаль

Круговые движения глазами

Посмотреть на кончик носа
Круговые движения глазами

IV. Беседа о доме

Воспитатель: А я знаю одного сказочного героя, у которого нет своего дома. Это кто?

Дети: Гномик!!!

Воспитатель: Но в сказочной стране есть один заброшенный домик – там давно никто не живёт. Давайте предложим Гномику там пожить. А какие комнаты бывают в доме, квартире?

Дети: Прихожая, кухня, гостиная, спальня, кабинет, ванная, туалет или комната гигиены, лоджия или балкон.

Воспитатель: В этом домике давно никто не жил, поэтому там беспорядок! Хорошо, когда в доме беспорядок?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какие чувства мы испытываем, когда видим беспорядок? Давайте огорчимся. Как мы огорчаемся? (Дети изображают)

Воспитатель: Так что же делать Гномику? Поможем ему навести порядок? Посмотрите, у вас на столах есть картинки. В каких комнатах должны находиться эти предметы?

V. Игра «Положи на место»

Обувь, зонтик, ключи – в прихожей
Микроволновка, сковородка, колбаса – на кухне
Диван, люстра, телевизор – в гостиной
Кровать, одеяло, ночник – в спальне
Карандаш, книжный шкаф, компьютер – в кабинете
Мочалка, мыло, зубная щётка – в ванной
Прищепки, лейка, цветы – на балконе

Воспитатель: Теперь, когда в доме порядок, какие чувства мы будем испытывать, и какие эмоции у нас будут на лице?

Дети изображают радость, улыбку, удовольствие.

Воспитатель: А давайте расскажем Гномику, какие ещё предметы находятся в прихожей? На кухне, в гостиной, в спальне, на лоджии, в ванной, в рабочем кабинете?

(Показываются изображения разных комнат).

VII. Физминутка

Воробей живет под крышей.
В теплой норке – домик мыши.
У лягушки дом в пруду,
Домик Пеночки в саду,
Эй, цыпленок, где твой дом?
Он у мамы под крылом.
(3 раза с ускорением)

VIII. Беседа «Значение комнат»

Воспитатель: Для чего нужна прихожая, кухня, гостиная, спальня, ванная и балкон?

Дети составляют предложения о значении каждой комнаты.

IX. Пальчиковая гимнастика

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
И давайте по порядку
Будем вместе их считать.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем разгибать.
Только уставать начнём,
Сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжём.
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее,
Кто других сожмёт быстрее?
Наши пальцы сжались тесно.
Что такое? Интересно!
Видно, им прохладно стало.
Их укроем одеялом.
Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки,
Ну а теперь мы от земли
Отталкиваем тучки.

X. Игра с мячом «Чем это делают?»

Воспитатель: В доме много разных предметов, а Гномик всё перепутал, он хотел пылесосом стирать, а утюгом пылесосить, поможем ему?

Умываются – водой
Вытираются – полотенцем
Причёсываются – расчёской
Намыливают – мылом
Вытирают – тряпкой
Гладят бельё – утюгом
Рисуют – карандашом
Красят – краской
Стирают – ластиком,
Точат карандаш – точилкой
Пишут – ручкой
Приклеивают – клеем
Режут – ножом
Шьют – иголкой с ниткой
Вяжут – спицами
Укрываются – одеялом
Забивают гвозди – молотком
Рубят деревья – топором
Косят траву – косой
Лечатся – лекарством
Собирают листву – граблями

XI. Дыхательная гимнастика

З-з-з-з-з-з – комар звенит у уха.
Ж-ж-ж-ж-ж – в окошко бьётся муха.
С-с-с-с-с-с – вода течёт из крана.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч – тихонько дремлет мама.
Ух-ух-ух-ух – мы спокойно посидим.
Пух-х-х-х-х – потом мы пошалим.

XII. Игра «Что из чего»

Воспитатель: Предметы в доме сделаны из разных материалов, возьмите, пожалуйста, одной картинке и скажете, из чего сделан его предмет, азатем проходите на своё место. Пойдёт за стол тот, кто правильно ответит.

Стакан из стекла – стеклянный
Сковорода из чугуна – чугунная
Ложка из дерева – деревянная
Нож из металла – металлический
Ведро из железа – железное
Ваза из хрусталя – хрустальная
Чашка из фарфора – фарфоровая
Полотенце из шёлка – шёлковое
Булка из пшеницы – пшеничная
Хлеб изо ржи – ржаной
Труба из кирпича – кирпичная
Подушка из пуха – пуховая
Одеяло из ваты – ватное
Салфетка из бумаги – бумажная
Кувшин из глины – глиняный
Суп из лука – луковый

XV. Игра «Посуда»

Воспитатель: Гномик запутался, для чего нужно столько много посуды.

Для супа – супница
Для соли – солонка
Для масла – маслёнка
Для сухарей – сухарница
Для сахара – сахарница
Для соуса – соусница
Для селёдки – селёдочница
Для хлеба – хлебница
Для вафель – вафельница
Для молока – молочник
Для салата – салатница
Для заварки – заварник
Для крема – креманка
Для чая – чайник
Для сыра – сырница

XIV. Пальчиковая гимнастика с шариками

Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй мой любимый мячик!» –
Скажет утром каждый пальчик.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперёд его качу;
Вправо-влево – как хочу.
Сверху левой, снизу правой –
Я его катаю браво.
Поверну, а ты проверь –
Сверху правая теперь!
Мячик мой не отдыхает –
Между пальцами гуляет.

XIII. Игра «Отгадай по описанию»

Воспитатель: Гномик принёс нам изображения каких-то предметов, хотите узнать, что там?

(Картинки с изображением стола, стула, шкафа, дивана)

Воспитатель: Как всё это можно назвать одним словом?

Дети: Мебель.

XVI. Итог

Воспитатель: Что мы делали сегодня, чем занимались? Помогли гномику!

Дети: Ответы детей.