Тема урока: "Имя прилагательное как часть речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок рефлексии с элементами обобщения.

Цели:

  • Для учителя:
    • формирование умения обучающихся фиксировать собственные затруднения в деятельности(т.е. ошибки), выявлять причину затруднения(ошибки, т.е. почему она возникла),строить и реализовывать проект выхода из затруднений;
    • проверуа уровня качества знаний обучающихся  об имени прилагательном как части речи.
  • Для обучающихся:
    • проверка своих знаний, умений и навыков об имени прилагательном.

Задачи:

  • Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть его семантику, некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать  проверку выполняемых заданий для формирования рефлексивных компетенций.
  • Развивающие: активизировать, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Оборудование:

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Технологическая карта урока

Этапы урока Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
предметные личностные, метапредметные
1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность на личностно-значимом уровне;
– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Проговорить правила поведения на уроке.
Определить тип урока.
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас снова приветствовать на уроке русского языка.

Слайд 1

У учащихся должна возникнуть положительная, эмоциональная направленность.   Планирование учебного сотрудничества.
Совместно договариваться о правилах поведения в школе и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Формулировать тему урока, определять цель на уроке с помощью учителя (регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке
егулятивные УУД).

Самоопределение.
(личностные УУД)

Целеполагание.
(регулятивные УУД)

Прозвенел опять звонок
Всех торопит на урок.
Звонок невелик,
А всем ребятам велит
Сядь, да учись
Трудись, не ленись!
Проговаривают стихотворение.
Назвать цель и шаги учебной деятельности.
определить задания, которые необходимо выполнить
– создать условия для выполнения, проверки и формирования навыка контроля и оценки
Слайды 2, 3

– Вспомним правила работы на уроке.
– Что мы сейчас повторили?
– Для чего нам нужно соблюдать эти правила?

Правила поведения на уроке.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая
Слушай, не перебивая
Говори всё чётко, внятно,
Чтобы было всем понятно
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать!

Слайды 4, 5

– Какую тему мы с вами изучили?
– А если мы закончили изучать тему, то  какую ставим цель?
– Как будем проверять свои знания?
– Проверять вам ваши знания поможет план, по которому будет работать каждый ученик, карта для фиксации затруднений, работать в ней будете в паре, текст.

Дети высказываются и отвечают на поставленные вопросы
– Имя прилагательное как часть речи.
– Проверить свои знания.
– Будем выполнять задания, осуществлять их самопроверку, фиксировать затруднения, ну а потом находить способ как преодолеть затруднение.
2. Основная часть урока

2.1. Введение в урок

Цель: познакомить с текстом, с содержанием которого нужно будет работать.

Прочитать текст.

Найти всю нужную информацию для выполнения заданий.

– Прочитайте текст (после чтения вопросы учителя)

– О чём этот текст? Знакомо ли вам это место?
– Почему я сегодня на урок выбрала именно этот текст?

Слайды 6, 7

– Этот год 2013 в нашей стране объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. – А мы патриоты своей Родины, своего края.
– Какую новую информацию для себя вычитали из текста?
– С этим текстом на уроке вам придётся работать.

Самостоятельно читают текст.

Дети высказываются и отвечают на поставленные вопросы

Читать текст, вычитывать нужную информацию, осуществлять продуктивное чтение Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).
2. Основная часть

2.2. Выполнение заданий

Цель:

– организовать самостоятельную работу обучающихся, самопроверку, самооценку и коррекцию знаний.

Выполнить задания

1-3 задания: необходимого уровня

4-5 задания: программного уровня

6 задание: повышенного уровня

Начинаем работу. Самостоятельно изучают план или индивидуальную карту. Знать термины, понятия,  родовые окончания  имён прилагательных, уметь отличать имена прилагательные от других частей речи, определять признаки имени прилагательного, уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным, знать и находить изученные орфограммы в словах. Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке
егулятивные УУД).

Осуществлять самоконтроль, самооценку
Обнаруживать место ошибки и выявлять причину. (регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД).

– Посмотрите в свой план и скажите, сколько заданий каждому из вас нужно выполнить? – 6
Слайд 8

– Задание №1 проверяет базовые знания.

Самостоятельно выполняют задание в индивидуальных карах.
– Проверим, как вы выполнили это задание. Ученик проговаривает вслух, как выполнил задание.
– А теперь сравните с образцом, оцените свою работу и, если допустили ошибку, то вклейте кружок в лист фиксации затруднений. Сравнивают с образцом, который находится на слайде.
– Кто выполнил правильно? Поднимите зелёный сигнал светофора Поднимают сигнал.
– Кто допустил ошибку? Поднимите красный сигнал светофора.
– В каком именно месте допустили ошибку? Отвечая,  на какой вопрос допустили ошибку? Поднимают руку. Озвучивают свою ошибку и производят коррекцию затруднения. Вклеивают кружок , если есть ошибка в лист фиксации затруднений.
Слайд 9

Задание №2 проверяет базовые знания (работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

Слайд 10

Задание №3 проверяет базовые знания. (работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

 
Слайд 10. Физминутка Танцуют свой танец или выполняют движения за героями
Слайд 11

Задание №4 проверяет программный уровень (работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

Слайд 12 проверяет программный уровень. работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

Слайд 13

Задание №5 проверяет программный уровень. (работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

Слайд 14

Задание №6  повышенный уровень (работа осуществляется по такому же плану как и в задании №1)

 
– Молодцы, выполнили все задания. По желанию 2-3 человека оценивают свою работу по алгоритму вслух.
Обобщение затруднений во внешней речи. Локализация  и коррекция    затруднений.
– А силы  вам придавала ваша огромная любовь к своей родине. Что для вас родина?

Слайд 15

– В этом году ещё одна знаменательная дата.150 лет как началось строительство и развитие столицы Ленского  золоторудного района города Бодайбо.

Ответы  обучающихся.
3. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель:

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности и всего класса.

Рефлексия.

Удалось ли решить поставленную цель.

– Над какой целью работали? – Проверяли свои знания по теме «Имя прилагательное как часть речи».   Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД).
Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД).
– Цели достигли? Да.
– Давайте посмотрим как это у нас получилось.
– Пожалуйста подойдите к доске и приклейте свои листы на ленту.

Выходят и приклеивают свои листы на ленту, чтобы видеть общий результат и оценить работу класса в целом.

Используя алгоритм самооценки, оценивают свою работу.

– Давайте проанализируем и сделаем оценку результатов деятельности всего класса.

В первом задании допустили ошибку – 2 человека
Во втором задании допустили ошибку – 3 человека   (и так каждое задание)

Несколько человек оценивают  работу  класса на уроке вслух.
Вывод: Наибольшее количество ошибок допущено в задании повышенного уровня, значит на следующий урок какую ставим цель? – Поработать  именно с заданиями такого вида.
– Каких результатов вы достигли, каждому из вас  видно в плане, по которому вы работали.

Слайд 16

– Оцените свою деятельность на уроке.

Несколько человек оценивают свою работу на уроке вслух.

– У меня сегодня всё получилось, я не допускал ошибок.
– Я допустил ошибки в заданиях №
– Мне необходимо поработать над... (перечислитьтемы)

4. Домашнее задание (2 мин.)

Цель: организовать выполнение д/з.

У каждого  в плане, по которому работали на уроке. Слайд 17

– Как думаете, какое домашнее задание  будет сегодня?

Просматривают задание.   Слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

Вычитывать все виды текстовой информации (познавательные УУД).

– Что вам подскажет,  что нужно сделать? Там, где стоит минус, то задание и нужно сделать.
Слайд 18

– Ответьте на вопросы с помощью имён прилагательных.

Отвечают на вопросы, подставляя имена прилагательные, чтобы была рифма.
– Благодарю вас за урок.

Слайд 19

Прозвенел опять звонок
Пора заканчивать урок.