Урок окружающего мира на тему "Наша планета Земля". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: повторение и обобщение всего материала пройденного за год;

Технология:  cистемно-деятельностный метод;

Форма проведения: работа по станциям;

Форма организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Оборудование: карта  станций, географическая карта полушарий, учебник «Окружающий мир» за 2 класс (1 и 2 части), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», карточки с ребусами, схематическая карта Земли и карточки с природными зонами;

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся I ступени (информационных, коммуникационных, рефлексивных) в предметной области окружающий мир по теме: «Наша планета Земля».

Задачи:

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: 

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие  умения работать в группах.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с географическими картами, и использовать их для получения информации;
  • развитие умения находить необходимую информацию в учебнике;
  • развитие операций мышления: сопоставления, анализа, обобщения, классификации;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения;
  • формирование самостоятельного применения знаний;
  • формирование умения работать в группах;
  • формирование умения адекватно оценивать свои знания и умения;

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний о нашей планете;
  • углубление сформированных умений читать карту, то есть находить географические объекты, распознавать их и понимать связи особенностей этих объектов с их расположением;

ХОД УРОКА

I. Мотивация к учебной деятельности  (2 мин.)

– Ребята, все ли готово у вас к уроку? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, учебная книга (их у нас две) и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Ведь каждый хочет получать, только лишь оценку «5». Мы урок наш начинаем, Что учили – вспоминаем. И пожелаем друг другу удачи!
– Что мы изучали в этом учебном году? Где можно найти ответ на данный вопрос? (В содержании учебника. Мы говорили о нашей планете Земля, о её природе, животном мире, о мире растений, и о живущих на ней людях, различных нациях, странах).
– Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Тема: Наша планета Земля. Цель: Повторить и закрепить всё то, что мы узнали о нашей планете. )

II. Совместное применение знаний (фронтальная,  индивидуальная, групповая работа)

– Все темы по окружающему миру, изученным в этом учебном году,  условно разделила на шесть станций (вывешивается карта станций –  Приложение 1)

1 станция – Тела и Вещества в окружающем мире.
2 станция – Земля. Космос.
3 станция – Глобус и Карта.
4 станция  – Материки и океаны.
5 станция – Природные зоны.
6 станция – Люди, города и страны.

1) – Отправимся на 1 станцию «Тела и Вещества в окружающем мире». Помощником Вам будет Ваш учебник (1 часть). Откройте стр. 8-19 учебника. Ключевые слова (записываются на доске или на слайде): тело, вещество, газ, жидкость, твердое состояние тел. Что вы можете рассказать о веществах? (Ответы детей)
– Вещества состоят из крошечных частиц – атомов.
Атом – это слово придумали много веков назад в Греции. Оно означает неделимый. Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать вместе миллион штук.
– И образуется –  Молекула (Приложение 2 – молекулы в разных состояниях)
– Как из букв образуются слова, так из атомов образуются молекулы.
– В зависимости от того, как молекулы соединяются и на каком расстоянии друг от друга находятся, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

Игра «Определи тело, вещество и состояние вещества».

Ученику, вызванному к доске завязать глаза платком. На слух, обоняние и по ощущениям определить тело,  вещество и в каком оно состоянии:

Вода – жидкость
Дезодорант (распылить) – газ
Деревянный карандаш – дерево, твердое
Кусок пластилина – глина, твердая
Замерзшая вода – лед, твердый
Металлический колокольчик – металл, твердый

2) – Отправимся на 2 станцию «Земля. Космос». Помощником Вам будет ваш учебник (1 часть). Откройте стр. 20-77 учебника. Ключевые слова (записываются на доске или на слайде): Солнце, планеты, земная ось, смена времен года, сутки, меридианы, параллели, климат, погода. Что вы знаете о нашей планете Земля? (Ответы детей).

Работа в парах. На каждую парту ученикам выдается тест на тему «Земля в космосе», дети совместно обсуждают вопрос и выбирают правильный ответ, из  четырех предложенных. (Приложение 3)

3) – Отправимся на 3 станцию «Глобус и карта». Помощником Вам будет ваш учебник (1 часть). Откройте стр. 78-95 учебника. Ключевые слова (записываются на доске или на слайде): карта, план, масштаб, глобус, виды карт. Что вы узнали на уроках окружающего мира о Глобусе и карте? (Ответы учеников)
– Попробуйте отгадать ребусы. Все ответы связаны с данной темой. Дети отгадывают ребусы. (Приложение 4)

4) – Отправимся на 4 станцию «Материки и океаны». Помощником Вам будет ваш учебник (1часть). Откройте стр. 96 – 125 учебника. И ключевые слова: материк, часть света, океан (записываются на доске или на слайде). Что вы знаете  о Материках и океанах? (Ответы учеников).

Работа с географической картой: «Покажите по географической карте материки и океаны» (работа учеников у доски с физической картой мира).

5) – Отправимся на 5 станцию «Природные зоны». Помощником Вам будет ваш учебник
(2 часть). Откройте стр. 4 – 47 учебника. И ключевые слова: закон природной зональности, зоны природы и их отличительные признаки (записываются на доске или на слайде). Что вы узнали на уроках по окружающему миру о Природных зонах? (Ответы детей).

Работа в группах: Распределить природные зоны на схематической карте Земли, по Закону природной зональности, в направлении от полюса к экватору (каждой группе раздать схематическую карту Земли и карточки с природными зонами). (Приложение 5)

6) – Отправимся на 6 станцию «Люди, города и страны». Помощником Вам будет ваш учебник (2 часть). Откройте стр. 48 – 87 учебника. И ключевые слова (ключевые слова записываются на доске или на слайде): страна, государственные символы, столица, нация, политическая карта, отличительные особенности разных стран. Что вы запомнили по данной теме? (Ответы детей).

Фронтальная работа:  Отгадывание кроссворда «Страны мира» (Приложение 6)

III. Самостоятельное применение знаний. Индивидуальная работа

– Вот и подошел к концу второй год вашей учебы в гимназии. Вы узнавали много интересного на уроках о нашей планете Земля. Вы научились путешествовать по карте, узнавали, какие растения и животные обитают в разных природных зонах, познакомились с жизнью людей в разных странах.
– Подошло время проверить себя. Откройте рабочую тетрадь на стр. 74 – 75. Выполните задание. Определите, какие их этих высказываний верные, а какие – нет. Отметьте правильный ответ знаком «+», неверный ответ знаком «–». (Приложение 7)

После того как ученик выполнил работу, он получает карту с правильными ответами, сравнивает со своими ответами, подсчитывает свои успехи, оценивает. (Приложение 8)

Если ученик ответил на 15-20 вопросов, то он справился с заданием. 20-25 правильных ответов говорят о том, что он хорошо учился в этом году. Если ученику удалось ответить более чем на 25 вопросов, то он заслуживает высокой оценки.

IV. Итог урока

– Что удалось, что не удалось сделать?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?
– Как работал ты?

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Наша планета Земля, 2 класс. Метод. Рекомендации для учителя по курсу окружающего мира. – Москва, Изд-во Баласс, 2010 г.
  2. А.В.Вахрушев, О.В.Буртский, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 2 класс, часть 1, – Москва, Баласс. 2009 г.
  3. План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме: "Мой лучший урок во 2 классе по окружающему миру "Транспорт" в рамках ФГОС Опубликовано 28.11.2012 – Мордвинова Снежана Николаевна
  4. konspekt_uroka_okruzhayushchiy_mir_2_klass_umk.doc
  5. Дидактический материал. Ребусы "Космос", "Водоемы", "Части света. Материки", "Явления природы" (2-4 кл.) playpanel.ru