Цель урока:
- Образовательная: закрепление знания о правилах сложения и вычитания чисел с разными и одинаковыми знаками, учить применять полученные знания при решении заданий.
- Развивающая: формирование навыков логического мышления, устных вычислений; развитие внимания, наблюдательности, умение находить и исправлять ошибки, формулировать алгоритм действий.
- Воспитательная: воспитание аккуратности и делового общения при работе в группе, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе “Microsoft PowerPoint 2007”, экран, мел, доска, таблички для записи ответов устной работы, сигнальные карточки (все хорошо), - (есть ошибки, но я знаю как их исправить), (нужна помощь).
План урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Целеполагание
- Актуализация знаний
- Устный счет
- Повторение теории
- Изученного материала
- Физкультминутка
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Инструктаж домашнего задания
- Рефлексия
Ход урока
1. Организационный момент слайд 1
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
2. Проверка домашнего задания. слайд 2 - 4
3. Целеполагание слайд 5
Учитель: Посмотрите внимательно на экран. Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке. Подумайте, что мы будем делать сегодня? (Ответы детей формулируют тему). Сегодня мы продолжаем знакомиться с положительными и отрицательными числами. Тема нашего урока “Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел”. Кроме этого мы должны научиться находить длину отрезка по его координатам. А наша цель: научиться без ошибок, складывать и вычитать числа с разными знаками. Записали в тетрадь число и тему урока.
4. Актуализация знаний слайд 6
Учитель: “Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг” эти слова принадлежат немецкий математику Феликсу Хаусдо?рфу.
- Давайте попробуем определить, что же может нас с вами привести в восторг.
5. Устный счет слайд 7 (автоматически)
Учитель: Итак, мы приступаем к устному счету. Напоминаю, что ответы вы записываете в таблицу на листочке, который лежит у каждого на столе, не забудьте написать свою фамилию. Прошу не отвлекаться, примеры меняются ровно через 3 сек. Все готовы? Начали.
Номер примера | пример | ответ | пример | ответ |
1 вариант | 2 вариант | |||
1 | – 4 + (– 9) | – 13 | – 6 + (– 8) | – 14 |
2 | – 4 – 9 | – 13 | – 6 – 8 | – 14 |
3 | – 4 + 9 | 5 | – 6 + 8 | 2 |
4 | – 4 – (– 9) | 5 | – 6 – (– 8) | 2 |
5 | – (– 4) – (– 9) | 13 | – (– 6) – (– 8) | 14 |
6 | – (– 4) + 9 | 13 | – (– 6) + 8 | 14 |
7 | – (– 4) + (– 9) | – 5 | – (– 6) + (– 8) | – 2 |
8 | – (– 4) – 9 | – 5 | – (– 6) – 8 | – 2 |
9 | 4 – 9 | – 5 | 6 – 8 | – 2 |
10 | 4 + 9 | 13 | 6 + 8 | 14 |
11 | 4 – (– 9) | 13 | 6 – (– 8) | 14 |
12 | 4 + (– 9) | – 5 | 6 + (– 8) | – 2 |
13 | – 9 – 4 | –13 | – 8 – 6 | – 14 |
14 | – 9 – (– 4) | – 5 | – 8 – (– 6) | – 2 |
15 | – 9 + 4 | – 5 | – 8 + 6 | – 2 |
16 | – 9 + (– 4) | – 13 | – 8 + (– 6) | – 14 |
17 | 9 – (– 4) | 13 | 8 – (– 6) | 14 |
18 | 9 + (– 4) | 5 | 8 + (– 6) | 2 |
19 | – (– 9) + (– 4) | 5 | – (– 8) + (– 6) | 2 |
20 | – (– 9) – (– 4) | 13 | – (– 8) – (– 6) | 14 |
Учитель: Все успели? Молодцы, ребята! Давайте проверим себя, все ли примеры решены верно.
На экране слайд 8-9 с верными ответами. Обучающиеся проверяют. Исправляют ошибки.
Учитель: Все ли верно справились с заданием?
Ученики отвечают на вопрос учителя поднятием сигнальных карт.
6. Повторение теории слайды 10 – 12
Учитель: Правильно решать примеры нам помогают правила. Давайте их повторим.
7. Повторение изученного материала (закрепление теории)
Учитель: Сейчас на доске и в тетрадях мы выполним №1089 и № 1091 (3 столбик) слайд 13
№1089
Вчера термометр показывал х°С, сегодня температура понизилась на 12°С. Какую температуру показывает термометр сегодня, если х = 25; 12; 6; 0. Решите задачу двумя способами: сложением и вычитанием.
Решение:
1 способ
х – 12
- если х = 25, то 25 – 12 = 13;
- если х = 12, то 12 – 12 = 0;
- если х = 6, то 6 – 12 = - 6;
- если х = 0, то 0 – 12 = - 12.
2 способ
х + (-12)
- если х = 25, то 25 + ( – 12) = 13;
- если х = 12, то 12 + (– 12) = 0;
- если х = 6, то 6 + (– 12) = - 6;
- если х = 0, то 0 + (– 12) = - 12.
№ 1091 (3 столбик)
Выполнить вычитание:
8. Физкультминутка слайд 14
9. Изучение нового материала. слайд 15 (5 мин)
Учитель: Сегодня нашему знакомому гному вновь нужна ваша помощь. Посмотрите внимательно на экран и сформулируйте проблему. Ваши пути ее решения? Предложения выслушиваются все. Выбирается правильное. А теперь самостоятельно рассмотрите задачу в параграф 34 учебника на стр. 185.
- Прочитайте правило нахождения длины отрезка на координатной прямой.
- Расскажи это правило соседу по парте.
- Проверка усвоения сдайд 16 задание: Закончить предложение
10. Закрепление изученного материала. (10 мин)
Решение упражнений на закрепление правила с последующей проверкой слайд 17 (3 мин)
1. Найдите расстояние между точками на координатной прямой:
а) А(-2,8) и В(3,7);
б) М(-4,3) и N(-2,9);
в) Р(5,8) и О(12,1)
Решение:
а) 3,7 – (-2,8) = 3,7 + 2,8 = 6,5
б) – 2,9 – ( - 4,3) = - 2,9 + 4,3 = 1,4
в) 12,1 – 5,8 = 6,3
2. Работа над задачей № 1107 (1) (7 мин)
В трех ящиках 21 кг гвоздей. В первом ящике в 1 раза больше гвоздей, чем во втором. Масса гвоздей третьего ящика составляет массы гвоздей второго ящика. Сколько килограммов гвоздей было в каждом ящике?
Схема задачи слайд 18 после разбора один ученик решает на откидной доске, остальные – самостоятельно, самопроверка.
Решение:
Пусть х (кг) гвоздей во втором ящике, тогда 1 х (кг) в первом ящике, а (кг) гвоздей в третьем ящике. Всего 21 кг.
Составляем и решаем уравнение:
х + 1 х + = 21
3х = 21
х = 7 (кг) в первом ящике.
7 * 1 = 12 (кг) – во втором ящике.
7 * = 2 (кг) – в третьем ящике.
Ответ: 12 кг, 7 кг, 2 кг.
Если осталось время, выполняем дополнительное задание слайд 19
11. Инструктаж домашнего задания. слайд 20
- повторить правила;
- решить № 1109 (е - к), № 1097 (г - е), №1116
12. Рефлексия.
Учитель: Ребята, у каждого на партах лежат сигнальные карточки
- +
- –
- О
Если вам сегодняшний урок понравился, то поднимите карточку +, если – нет, то карточку –, если вы остались равнодушны, то карточку О.
Учитель: А как вы поняли новый материал? Если хорошо, то поднимите карточку +, если не очень хорошо, то карточку –, если плохо, то карточку О.
Учитель: Хочу сказать вам, ребята, спасибо за вашу активную работу. Я думаю, что вы легко сможете применить полученные знания на последующих уроках. слайд 21 Урок окончен. Всем большое спасибо. До свидания!