Родительское собрание совместно с учащимися "Когда я стану папой, когда я стану мамой…"

Разделы: Внеклассная работа


Цель собрания: помочь родителям понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца и матери в семье. Обеспечить благополучие ребенка в семье, эмоционально обогатить отношения «ребенок-родитель», объединив усилия педагога и родителей.

Задачи:

  • Работа с детьми.
    • Формировать правильное представление детей о составе семьи, роли отца и матери в семье.
    • Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к родителям.
    • Помочь каждому ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
  • Взаимодействие с родителями.
    • Разъяснить и отцам и матерям специфику их роли в формировании личности мальчиков и девочек.
    • Помочь родителям осознать степень важности взаимопонимания и доверительных отношений как друг с другом, так и с ребенком.

Необходимый инвентарь: проектор, экран, воздушные шары, пословицы и поговорки о семье (в виде плакатов в зале), магнитофон, фотоаппарат, анкеты, благодарности папам и мамам

ХОД СОБРАНИЯ

Слайды 1-2 Родители сидят в зале. Ученики класса на сцене.
Песня «Родительский дом – начало начал» в исполнении учеников.
Приветственное слово педагога-ведущего:

– Добрый вечер, уважаемые папы, мамы, дети! Мы приветствуем Вас на этой дружеской встрече, посвященной родительскому дому – началу начал.
– Как вы думаете, почему мы сегодня собрались именно в таком составе?

Слайды 2-6 Ведущий: с семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны.
В России отмечаются праздники, посвященные семье: 1 ноября – День отца, 24 ноября – День матери (отмечается в последнее воскресенье ноября), международный день семьи – 15 мая, 8 июля – День семьи, любви и верности
  Ведущий. Нашим девочкам был задан один вопрос: Когда вырастешь, какой ты будешь мамой? (Зачитываются варианты ответов детей, прослушиваются записи)
Слайд 7 Стихотворение Ольги Василенко «Когда я вырасту и стану мамой» (читают 4 ученицы)

Когда я вырасту и стану мамой –
То буду справедливой самой самой,
Когда не станет дочка мыть посуду –
Сердиться на неё совсем не буду..
И если ей захочется подраться –
Не буду на неё за то ругаться...

2. Пусть красит губы маминой помадой,
Пусть завтракает только шоколадом,
И кошку красит в клетку и в горошек
(ни у кого таких не будет кошек!).
Пусть по карманам рассуёт конфеты,
Мороженое ест зимой и летом...

3. А, зубы чистить – глупая работа:
Пускай не чистит, если неохота...
Пусть кукол носит в школу, да играет...
(урок идущий играм не мешает).
Пусть носится с мальчишками по лужам,
Опаздывая иногда на ужин...

4. Я буду покупать ей, что захочет...
И разрешу не спать до самой ночи...
Пусть будут двойки – отпущу на горку
(Я их сама исправлю на пятёрки...)
И дочку ни за что ругать не стану
Когда я вырасту и стану мамой.

Слайд 8 Ведущий:
– Как вы думаете, чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца? Почему? (Зачитывает 2-3 ответа из анкет.)
Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманных черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – забота отца.
Действительно, мужское отношение к миру, своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство (у мальчиков) способен сформировать именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», – тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Сын, по примеру отца, моментально встает с сиденья.
Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит детям. Правильный пример отца учит мальчиков быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Слайд 9 Звучит песня «Папа может, папа может, все, что угодно…» в исполнении мальчиков класса.
Слайд 10 Решение педагогической ситуации

Ведущий. Представьте себе ситуацию.

Разыгрывается сценка.

Отец кричит сыну: «Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол… Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе.

Ведущий: Надо ли было так кричать на ребенка? (Обсуждение.)

Возможный выход из ситуации.

Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его за руку, молча вывести из кухни, чтобы отряхнуть с ног капли уличной влаги. Другому нужно спокойным голосом сделать замечание. Третьего поучите в шутливой форме.
На каждый случай, учитывая индивидуальность ребенка, вы должны выбрать соответствующий прием, но исключить грубость, резкие жесты, приказной тон. Иначе, это все вызовет протест и ответную грубость.
Антон Семенович Макаренко большое значение придавал авторитету родителей, он писал, что не самодурство, не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, деловое и серьезное распоряжение – вот, что должно быть в семье.
В воспитании должна быть мера. Чтобы ребенок был спокойным в школе, надо дать ему возможность для разрядки энергии дома. Отец должен наказывать за непослушание, иначе формируется безответственность. Но наказание без раскаяния не воспитывает. Если ребенок не понял своей вины и не хочет ее искупить — наказание ничему не научит, но может озлобить.

  Прослушивание и обсуждение записи ответов детей на вопрос: «Если бы ты был папой, чем бы помогал маме по хозяйству?»
Ведущий. Теплота, уют, покой в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние – от мужа, отца.
– Как вы считаете, прибавляются ли у вас обязанности в семье?
Разрешите зачитать благодарности папам от некоторых мам, благодарности мамам от пап: за помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате) и т. п. (Зачитывает.)
Уважаемые папы и мамы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания.
Помните: гордость за своих отцов и матерей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка.
  Игра: «Найди своего ребенка» (родителю завязывают глаза, он стоит в кругу детей и под музыку на ощупь находит своего ребенка).
  «Что бы это значило?» (по заготовленным плакатам — сюрпризам угадать смысл пословицы, поговорки, содержание логической загадки и т. п.).
Слайд 11 Ведущий. И нашим мальчикам был задан один вопрос: Когда вырастешь, каким ты будешь папой? (Зачитываются варианты ответов детей.)
Ученик читает стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану»

Когда я взрослым стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослым стану.

  Игра «Веселая уборка»

Ведущий: ежедневная домашняя работа: уборка квартиры, приготовление пищи, мытье посуды – не для всех привлекательна. Сейчас мы постараемся превратить домашнюю работу в игру и участвовать в ней будут все семьи. (Дети и родители под музыку импровизируют уборку в доме)

  Следующая игра «Мой дом – моя крепость» (с завязанными глазами участники рисуют дом – по очереди. Дети – стены, крышу; мамы – трубу, окна, двери, папы – дерево).
  Заключительный этап собрания

Ведущий: Еще один важный момент – личный пример родителей. Если с ребенком проблемы, то в первую очередь нужно анализировать себя и свои взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально отражают наши проблемы. И это нам особенно неприятно (как неприятно увидеть свое отражение в зеркале в момент скандала). Но пока мы сами не преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать этого от детей. Требуйте, например, от себя вежливости, уважения к собственным родителям, бесконфликтности, здорового образа жизни (даже без сигарет!). Как известно, «дети поступают не так, как мы им говорим, а так как поступаем мы сами».
По этому поводу можно вспомнить стихи одного средневекового поэта (ученик читает):

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Слайд 13 Памятки для родителей (зачитывают дети)

Для сохранения авторитета в глазах ребенка необходимо:

  • Уделять особое внимание образованию.
  • Устанавливать четкие, обоснованные границы дозволенного поведения.
  • Требовать соблюдения семейных правил.
  • Применять наказания, соответствующие поступку.
  • Наказывать в воспитательных целях, а не ради самого наказания.
  • Добиваться того, чтобы ребенок понял, за что был наказан.
  • Всегда внимательно выслушивать ребенка и уважать его чувства.
  • Давать ребенку свободу в той степени, в которой он проявляет ответственность.
  • Избегать прямых столкновений (ссор и скандалов).
  • Всячески поощрять ребенка за старание и хвалить за успехи.
  • Понять и решить, какие жизненные ценности вы хотите передать своему ребенку, и как эти ценности были переданы вам вашими родителями.
  • Стремиться к самосовершенствованию.
  • Поступать так, как учите поступать ребенка.
Слайд 14 Ведущий. Быть хорошими родителем – тяжелый труд. Успехов вам в воспитании ваших детей и взаимопонимания в семье! А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу дружественную встречу ароматным чаем и отведать блюда, которые приготовили мамы и папы с вашей помощью.
Под мелодию «Родительский дом – начало начал» все участники мероприятия идут в класс на праздничное чаепитие.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  1. http://www.chitalnya.ru/work/571549/#s2131628
  2. Папа дома и все в порядке! Авторы Возжаева Е.В. и Калинина А.Е., Удмуртская Республика, г. Глазов
  3. file:///J:/%D0%9E%D0%A2%D0%9A%D0%A0%D0%AB%D0%A2%D0%9E%D0%95%20%D0%9C%D0%95%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%AF%D0%A2%D0%98%D0%95%20%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A2%20%D0%94%D0%9E%D0%9C/37-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5_files/image044.jpg
  4. http://semyarossii.ru/component/k2/item/38-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D1%8F-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F.html
  5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  6. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / под редакцией И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
  7. Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе: как чести себя в школе и дома. – Волгоград: Учитель, 2007.
  8. Рябова С.Р. Родительские собрания: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.