Цель собрания: помочь родителям понять свою роль в развитии личности ребенка, поднять статус отца и матери в семье. Обеспечить благополучие ребенка в семье, эмоционально обогатить отношения «ребенок-родитель», объединив усилия педагога и родителей.
Задачи:
- Работа с детьми.
- Формировать правильное представление детей о составе семьи, роли отца и матери в семье.
- Воспитывать в детях чувство гордости и уважения к родителям.
- Помочь каждому ребенку в осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
- Взаимодействие с родителями.
- Разъяснить и отцам и матерям специфику их роли в формировании личности мальчиков и девочек.
- Помочь родителям осознать степень важности взаимопонимания и доверительных отношений как друг с другом, так и с ребенком.
Необходимый инвентарь: проектор, экран, воздушные шары, пословицы и поговорки о семье (в виде плакатов в зале), магнитофон, фотоаппарат, анкеты, благодарности папам и мамам
ХОД СОБРАНИЯ
Слайды 1-2 | Родители сидят в зале. Ученики класса
на сцене. Песня «Родительский дом – начало начал» в исполнении учеников. |
Приветственное слово
педагога-ведущего: – Добрый вечер,
уважаемые папы, мамы, дети! Мы приветствуем Вас на
этой дружеской встрече, посвященной
родительскому дому – началу начал. |
|
Слайды 2-6 | Ведущий: с семьи начинается
жизнь человека, здесь происходит формирование
его как гражданина. Семья — источник любви,
уважения, солидарности и привязанности, то, на
чем строится любое цивилизованное общество, без
чего не может существовать человек. Благополучие
семьи — вот мерило развития и прогресса страны. В России отмечаются праздники, посвященные семье: 1 ноября – День отца, 24 ноября – День матери (отмечается в последнее воскресенье ноября), международный день семьи – 15 мая, 8 июля – День семьи, любви и верности |
Ведущий. Нашим девочкам был задан один вопрос: Когда вырастешь, какой ты будешь мамой? (Зачитываются варианты ответов детей, прослушиваются записи) | |
Слайд 7 | Стихотворение Ольги Василенко «Когда
я вырасту и стану мамой» (читают 4 ученицы)
|
Слайд 8 | Ведущий: – Как вы думаете, чье участие в воспитании ребенка должно быть больше: матери или отца? Почему? (Зачитывает 2-3 ответа из анкет.) Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманных черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – забота отца. Действительно, мужское отношение к миру, своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство (у мальчиков) способен сформировать именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», – тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Сын, по примеру отца, моментально встает с сиденья. Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит детям. Правильный пример отца учит мальчиков быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования. |
Слайд 9 | Звучит песня «Папа может, папа может, все, что угодно…» в исполнении мальчиков класса. |
Слайд 10 | Решение педагогической ситуации Ведущий. Представьте себе ситуацию. Разыгрывается сценка. Отец кричит сыну: «Куда прешься весь в снегу? Мама только помыла пол… Вернись, говорю!» Сын обиделся. Он сам увидел лужи на чистом полу, но так торопился к родителям, хотел рассказать, какую снежную бабу слепили во дворе. Ведущий: Надо ли было так кричать на ребенка? (Обсуждение.) Возможный выход из ситуации. Один ребенок поймет свою ошибку, если взять его
за руку, молча вывести из кухни, чтобы отряхнуть с
ног капли уличной влаги. Другому нужно спокойным
голосом сделать замечание. Третьего поучите в
шутливой форме. |
Прослушивание и обсуждение записи
ответов детей на вопрос: «Если бы ты был
папой, чем бы помогал маме по хозяйству?» Ведущий. Теплота, уют, покой в доме во многом зависят от матери, а ее душевное состояние – от мужа, отца. – Как вы считаете, прибавляются ли у вас обязанности в семье? Разрешите зачитать благодарности папам от некоторых мам, благодарности мамам от пап: за помощь по хозяйству, за отсутствие вредных привычек (сквернословие, курение в комнате) и т. п. (Зачитывает.) Уважаемые папы и мамы! Давайте воспитывать наших детей не столько словами, подарками, новыми игрушками, сколько примером, достойным подражания. Помните: гордость за своих отцов и матерей – это моральный фундамент для взлета личности ребенка. |
|
Игра: «Найди своего ребенка» (родителю завязывают глаза, он стоит в кругу детей и под музыку на ощупь находит своего ребенка). | |
«Что бы это значило?» (по заготовленным плакатам — сюрпризам угадать смысл пословицы, поговорки, содержание логической загадки и т. п.). | |
Слайд 11 | Ведущий. И нашим мальчикам был
задан один вопрос: Когда вырастешь, каким ты
будешь папой? (Зачитываются варианты ответов
детей.) Ученик читает стихотворение В. Лунина «Когда я взрослым стану»
|
Игра «Веселая уборка» Ведущий: ежедневная домашняя работа: уборка квартиры, приготовление пищи, мытье посуды – не для всех привлекательна. Сейчас мы постараемся превратить домашнюю работу в игру и участвовать в ней будут все семьи. (Дети и родители под музыку импровизируют уборку в доме) |
|
Следующая игра «Мой дом – моя крепость» (с завязанными глазами участники рисуют дом – по очереди. Дети – стены, крышу; мамы – трубу, окна, двери, папы – дерево). | |
Заключительный этап собрания Ведущий:
Еще один важный момент – личный пример
родителей. Если с ребенком проблемы, то в
первую очередь нужно анализировать себя и свои
взаимоотношения в семье. Обычно дети зеркально
отражают наши проблемы. И это нам особенно
неприятно (как неприятно увидеть свое отражение
в зеркале в момент скандала). Но пока мы сами не
преодолеем эти проблемы, мы не сможем требовать
этого от детей. Требуйте, например, от себя
вежливости, уважения к собственным родителям,
бесконфликтности, здорового образа жизни (даже
без сигарет!). Как известно, «дети поступают не
так, как мы им говорим, а так как поступаем мы
сами».
|
|
Слайд 13 | Памятки для родителей (зачитывают
дети) Для сохранения авторитета в глазах ребенка необходимо:
|
Слайд 14 | Ведущий. Быть хорошими
родителем – тяжелый труд. Успехов вам в
воспитании ваших детей и взаимопонимания в
семье! А сейчас мы предлагаем вам скрепить нашу
дружественную встречу ароматным чаем и отведать
блюда, которые приготовили мамы и папы с вашей
помощью. Под мелодию «Родительский дом – начало начал» все участники мероприятия идут в класс на праздничное чаепитие. |
Использованная литература и интернет-ресурсы:
- http://www.chitalnya.ru/work/571549/#s2131628
- Папа дома и все в порядке! Авторы Возжаева Е.В. и Калинина А.Е., Удмуртская Республика, г. Глазов
- file:///J:/%D0%9E%D0%A2%D0%9A%D0%A0%D0%AB%D0%A2%D0%9E%D0%95%20%D0%9C%D0%95%D0%A0%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%98%D0%AF%D0%A2%D0%98%D0%95%20%D0%A0%D0%9E%D0%94%D0%98%D0%A2%20%D0%94%D0%9E%D0%9C/37-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B0-%D0%B8-%D0%B2%D1%81%D0%B5-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B5_files/image044.jpg
- http://semyarossii.ru/component/k2/item/38-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D0%B0%D0%BF%D0%B0-%D1%8F-%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F.html
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / под редакцией И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2005.
- Павлова О.В. Тематические классные часы в начальной школе: как чести себя в школе и дома. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Рябова С.Р. Родительские собрания: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008.