Цели: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.
Планируемые результаты: учащиеся научаться обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.
Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, тетрадь на печатной основе В.П. Канакина, рабочая тетрадь, О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку, рефлексивно-оценочные фишки, музыка к физической минутке, апельсины.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Слайд 2). Презентация
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаю всем удачи.
За работу, в добрый час!
2. Самоопределение к деятельности.
(Слайд 3)
Мягкий знак, мягкий знак -
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо ШЕСТЬ получим ШЕСТ,
Вместо ЕСТЬ получим ЕСТ.
Станут ПЕНКАМИ ПЕНЬКИ,
УГОЛКАМИ - УГОЛЬКИ,
БАНЬКА в БАНКУ превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
3. Разминка для пальчиков. Правила посадки при письме.
(Слайд 4)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
4. Чистописание. Запись числа, классной работы.
(Слайд 5)
18 апреля.
Классная работа.
ль мь ль мь ль мь ль мь ль мь ль мь ль мь ль мь
Ребята, к нам в гости пришёл “Апельсин”. Давайте выполним звуковой анализ слова – апельсин.
Апельсин - [а п, и л, с, и н]
5. Работа по теме урока. Наблюдение над словами с мягким знаком на конце.
(Учитель показывает мел, учащиеся записывают это слово.)
- Измените слово так, чтобы все согласные стали мягкими.
Мел – мель – [м, э л]
- Сравните эти слова. Какими звуками они различаются?
(В слове мел твердый звук (Л), а в слове мель мягкий звук (Л,).)
- Как обозначили мягкость согласного звука (Л,)? (Буквой Ь)
- Одинаково ли значение этих слов?
(Мел – мягкий белый известняк. Мель – мелководное место в реке, водоеме.)
6. Работа по учебнику. Выполнение упражнения №1, с.87.
(Слайд 6)
Прочитайте. О каком растении идет речь в стихотворении? Почему его так назвали? (Елена Серова)
Подснежник назвали так из-за того, что он растет и развивается под снегом зимой и появляется ранней весной. Первый вестник весны большую часть зимы растет очень медленно и не боится морозов, так как снег защищает его от холода.
(Слайд 7)
- Назовите слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете?
7. Физминутка. Презентация
(Слайд 8)
8. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.
- Давайте закрепим то, чему мы научились, а поможет нам в этом учебник.
Выполнение упражнения №2, с.87.
(Слайд 18)
- Прочитайте. Сравните слова по значению и по написанию. (Слова имеют разное значение и написание.)
Спишите. Подчеркните мягкий знак(ь) и букву перед ним.
Посмотрите на экран и сверьте со своей записью в тетради.
(Слайд 19)
Упр.2.
Угольки, шесть, банька, мель.
9. Сведения о языке.
- Прочитайте сведения о языке на с. 88.
(Слайд 20)
Сведения о языке.
На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (Ь).
- Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
10. Работа в рабочей тетради на печатной основе.
Упр.43, с. 45.
Прочитай. Озаглавь текст. Запиши заголовок.
(Слайд 21)
Светофор
Увидел маленький Воробей впервые светофор и сказал:
- У, какой большой скворечник.
Потом он еще раз посмотрел и добавил:
- А в том большом скворечнике теперь трехглазая Сова живет. Г. Цыферов
Чем интересен текст?
Подчеркни в словах мягкий знак (ь).
11. Подведение итога урока.
(Учитель раздает детям завернутые в упаковочную бумагу апельсины. На каждом “Ь”, а у учителя без “ь”.)
- Ребята, а наш герой приготовил подарки.
- Давайте угадаем, что за подарок внутри, но не раскрываем. (апельсин)
- А что за буква у вас на подарках? (Ь)
- Ой, а у меня его не оказалось!
- Я предлагаю очистить сначала мой подарок. (Учитель разворачивает, а внутри апельсина бумага)
- Ой, а у меня это не апельсин. А почему? (На экране появляется слово “апелсин”)
(Слайд 22)
Вывод. Без “Ь”слово не получиться.
(Слайд 23)
12. Стихотворение.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
превратился сразу в уголь –
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела. Е. Измайлов
(Слайд 24)
13. Рефлексивно-оценочный.
Подведение итогов урока:
- Сегодня на уроке я узнал …
- Сегодня на уроке мне понравилось …
- Сегодня на уроке мне было трудно…
(Слайд 25)
Самооценка учащимися. (Фишки)
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Я справился
Были сложности
Оценивание учителем.