Урок "Честь и достоинство" (ОРК и СЭ модуль "Светская этика")

Разделы: Начальная школа


Методы:

  • деятельностного подхода;
  • моральных дилемм и дискуссий;
  • моделирования;
  • проектирования.

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: воспитание личности гражданина посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Задачи урока:

Образовательные:

  • способствовать формированию понятий: честь и достоинство;
  • учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;
  • помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;
  • воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Развивающие:

  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества
  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; “открывать” новые знания
  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: “честь” и “достоинство”.

Ресурсы:

Основные:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4–5 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.

Организация пространства парты в классе расставлены полукругом.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Самоопределение к деятельности (2 мин).

Начинается урок
Он пойдёт сегодня впрок!

Добрый день, ребята!

Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса “Основы религиозных культур и светской этики”. Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.

Пусть этот день несет нам 
Радость общения, “открытия”
Наполнит сердце 
Благородными чувствами.

Подготовка учащихся к уроку.
II этап (4–5 мин) Актуализация знаний и мотивация.
Давайте вспомним и уточним задачи (чем мы занимаемся на занятиях “Основы светской этики”) На занятиях модуля “Основы светской этики” мы учимся определять добро от зла, приходим к выводу, что человек сам должен отвечать за свои поступки.
Молодцы! А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия в виде анаграммы, которые мы рассматривали на занятиях “Основы светской этики”
Олз, анив, идотвонсост, робод, дыст, нотьневсвстарн, стьеч

Приложение 2. Слайд.

Зло, вина, достоинство, добро, стыд, нравственность, честь.
Объясните, как связаны друг с другом значения слов добро и зло, мораль и нравственность. Делать добро значит совершать моральные (добрые) поступки, а зло противоположность добра.

Мораль – система норм и ценностей, которые регулируют поведение людей. Нравственность – добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Как вы думаете, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение? Уважение и самоуважение помогают человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность.
III этап (4–5 мин) Постановка учебной задачи.
Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы? Значение слов честь и достоинство нам не знакомо.
Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. На уроке мы должны понять и объяснить значение слов честь и достоинство, определить своё отношение к происходящему: оценить свои и чужие поступки, делать выбор.
Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока? Тема данного урока “Честь и достоинство”.
IV этап (7–8 мин) “Открытие” детьми новых знаний.
Что означает слово “честь”? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.
А ещё когда обещаем маме обязательно сделать что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: “даю честное слово!”.
По телевизору часто слышим: “Чествуем победителей”, “В честь высокого гостя был дан концерт”.
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.
Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову “честь”. Ученик записывает на доске слова “Уважение” и “самоуважение”.
За какие поступки человек заслуживает уважительного отношения к себе? Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен.
Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании? Слово “поступки” является ключевым. Ученик записывает на доске слово “поступки”.
Давайте сформулируем понятие слова “честь”. Учащиеся по появившейся на доске модели формулируют понятие слова “честь”.

Честь – самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что он совершает хорошие поступки.

Проверьте себя по словарю. На слайде появляется определение.
“Честь”, “честность” имеют один корень. И ценились они еще в глубокой древности, о чем свидетельствует рассказ “Честный и благородный спартанец” (смотри презентацию).
Оцените ответ спартанца . Он достоин уважения, человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Рядом с понятием “честь” стоит “достоинство”. Что означает слово “достоинство”? Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.

Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.

Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.

Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.

Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.

Достойный человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.

Не грубит в ответ на оскорбления..

Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.

Любому человеку хочется, чтобы люди его уважали, считали, что он поступает по совести, верен долгу. Это уважение внешнее. А для того, чтобы это появилось, нужно чтобы человек научился уважать самого себя.
Сверьте своё высказывание по учебнику. Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.
V этап (4–5 мин) Первичное закрепление
Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать. На доске карточки: ( Приложение 1)  
Соотнесите карточки так, чтобы мы смогли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека. Учащиеся на доске составляют схему:

Человек чести:

Умение сдержать своё слово.
Прийти на помощь слабым.
Не предать друзей, Родину.
Не изменить своим моральным принципам.

Достойный человек:

Честно живёт.
Отличает добро от зла.
Не совершает безнравственных поступков.
Способен быть справедливым.

Во время составления схемы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств. Почему же это происходило? Потому что моральные качества честь и достоинство близки по смыслу.
Да это так, но всё– таки между ними есть различие. Каково же оно? Часто моральные качества Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.

Достоинство – это осознанный выбор человека.

На доске есть чистые бланки, допишите, на них слова – подсказки, которых нам так не хватало во время выполнения задания. Учащиеся дописывают слова воспитанность и осознанность.
VI этап (4–5 мин) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы прочесть высказывание. (Приложение 1) Учащиеся собирают (выстраивают) высказывание (предложение):

Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного.

Сейчас я предлагаю выполнить тест, результат своей деятельности мы сможем проверить сразу. Свою деятельность вы оцените после выполнения заданий.

(Приложение 1)

Учащиеся выполняют тест. После выполнения проверяют (слайд) и оценивают свою работу.
VII этап (7–8 мин) Включение в систему знаний и повторение.
Известны ли вам эти произведения? Что вы знаете о поступках героев этих произведений? Какую оценку их поступкам вы бы дали?

 

 

 

В рассказе “Честное слово” маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры “у порохового склада”, не потерял веры в понятия “часовой”, “пост”, “честь”. Он, будучи в игре “сержантом”, сдержал своё “Честное слово – не уйду”. Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил “сержанту” покинуть пост.
В произведении С.Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое” случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.
В произведении “Золотая антилопа” крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.
Дмитрий Михайлович Карбышев – Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению – родовой сибирский казак. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для оказания помощи оборонительному строительству на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилева был контужен и захвачен гитлеровцами в плен. Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.

Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном, рассказывал подробности. “В ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев”, – с болью в сердце излагал канадский майор.

Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку. Какие моральные качества присущи этим героям? Умение сдержать своё слово, прийти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам.
Давайте представим себе, что герои, которыми мы восхищались, старались быть похожими на них, поступили бы по – другому. Честь и достоинство – главные качества человеческой души, и тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
Как вы бы поступили в этих ситуациях?
Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство.
Приближается праздник– День защитника Отечества. Многие из вас приготовили статьи о своих прадедушках, которые защищали свою Родину во время ВОВ. Можем ли сказать о них, что они Люди чести и достойны уважения потомков. Учащиеся кратко пересказывают о прадедушках, доказывая что они поступали по чести и достойны уважения своими поступками.
VIII этап (1 мин) Домашнее задание.
Изобразите героя, который соответствует понятиям честь и достоинство
или подберите 2–3 пословицы о чести и достоинстве
IX этап (1 мин) Рефлексия деятельности
Сделайте вывод, что же такое честь. Честь – это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.
Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят “человек чести”.

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Достоинство – это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.

Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: “Это достойный человек”. Достоинство позволяет избегать взаимных обид.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя). Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Хочется завершить наш урок строками из стихотворения “Человек” Редьярда Киплинга.

Останься прост, беседуя царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.

Литература

  1. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. Данная линия имеет гриф “Рекомендовано”.

Дополнительная литература

  1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 4 класс. Учебник. – М.: Баласс, 2012. Данная линия имеет гриф “Рекомендовано”.
  2. Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Программы общеобразовательных. учреждений. 4–5 классы – М. Просвещение, 2012.