Цель: формировать способность эмоционально воспринимать красоту объектов природы.
Задачи:
– продолжать освоение рельефной техники лепки;
– развивать фантазию, образное мышление, желание создавать свой оригинальный
образ сказочного солнышка;
– совершенствовать умения: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки,
дополнять налепами;
– инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения: скручивание
и свивание удлинённых жгутиков для лучиков, наложение одного цветового слоя на
другой;
– развивать пространственную ориентацию и чувства ритма;
– воспитывать сдержанность, умение работать в коллективе;
– воспитывать вежливость, желание оказать помощь товарищу.
Предварительная работа:
– на прогулке наблюдения за солнцем;
– рассматривание иллюстраций с изображением солнца и лучиков детских художников
(Васнецов В.М., Рачев Е.М., Конашевич В.М.)4
– рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства: керамики,
тканей, вышивки, художественной росписи, резьбы по дереву с изображением
солнышка;
– чтение и разучивание закличек, считалок, потешек о солнце;
– чтение сказки К. Чуковского “Краденое солнце”; чтение словацкой сказки “У
солнышка в гостях”;
– беседы: “Солнышко лучистое”, “Весна”, “Солнце – источник жизни на земле”;
– загадывание загадок о солнце;
– дидактические и настольно-печатные игры: “Какой? Какая? Какое?”, “Путешествие
в мир эмоций”, “Подумай-дорисуй”, “Что изменилось?”, “Дополни картинку”, “Найди
по описанию”, “Времена года”, “На что похоже?”;
– подвижная игра “Солнышко и тучка”;
– разучивание пальчиковой игры “А уж ясно солнышко”;
– экспериментирование: “Солнечные зайчики”; “Свет вокруг нас” (солнце,
светлячок, лампа, фонарик);
– рисование “Веселые лучики”.
Материал:
– фонарик;
– иллюстративный материал с изображением солнышек разными способами;
– игрушка – солнце;
– предметы, по форме напоминающие солнце: цветы – подсолнухи, воздушные
шарики, весёлая куколка с косичками, часы в виде солнца, цитрусовые фрукты,
ромашки;
– материал для выкладывания образа солнышка: геометрические фигуры разные по
цвету, по размеру; цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки
для коктейлей; ленточки; шенилки;
– фонограмма Э. Григ “Утро”, “Песенка мамонтёнка” из мультфильма “Мама для
мамонтёнка”;
– солёное тесто: жёлтое, оранжевое, красное, белое;
– опорные карточки с изображением приёмов лепки;
– основа для солнышек: картонные заготовки разного размера и разной формы;
– для декорирования: бусины, пуговицы, пайетки т.д.;
– дощечки для работы с пластилином; стаканчики; стеки; кисточки, подставки для
кисточек.
Этапы работы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Первый этап –
постановка проблемы.
|
Эмоциональное введение
детей в художественно-изобразительную задачу. На стене появляется лучик и медленно перемещается по стене, по полу, по столам – Что это такое? Ты откуда? – Как ему помочь? |
Дети заняты в центрах
развития Дети обращают внимание на ситуацию, рассматривают, прислушиваются, проявляют интерес, любопытство. Фантазируют, создают воображаемую ситуацию, рассуждают, высказывают суждение Рассуждают: ищут маму, друзей, братьев, сестёр Предлагают варианты помощи: Помочь найти маму – солнышко. |
Второй этап – Обсуждение проблемы, принятие задачи. | – Посмотрите, куда
приглашает вас Лучик? (Луч направлен на демонстрационный стенд, где
выставлены иллюстрации с изображением солнца с лучиками, выполненными
разными способами.) – Чем они отличаются друг от друга? – Какие лучики у этого солнышка? – Какой формы солнце? Педагог предлагает поиграть в игру “Какое солнышко?” – Лучику очень понравились слова, которые вы сказали про солнышко. – А вы сможете создать солнышко из предметов, которые я вам предложу? |
Рассматривают зрительный
ряд. Проявляют внимание, любопытство.
Сравнивают, анализируют средства выразительности: цвет, форму, линии и т.д. Анализируют, сравнивают, отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные Анализируют, сравнивают, используют словарь математических понятий: плоская, объемная форма и т.д. Делают умозаключение. Дети проявляют познавательный интерес. Внимание. Дети с удовольствием описывают, отражают в речи: круглое, горячее, яркое, золотое, ласковое, ослепительное, звёздное. Эмоциональная отзывчивость. |
Третий этап – работа над образом. | – Ребята посмотрите, что я
вам приготовила (разнообразные геометрические фигуры, цветные счётные
палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки;
шенилки). – Как эти предметы помогут Лучику? – Придумайте солнышко, выберите для его создания нужные предметы и составьте солнышко на полу. – Из каких геометрических фигур создано твоё солнышко? – Расскажи, из чего сделаны лучики? – На кого (на что) похоже твоё солнышко? Ребята, а какие ещё материалы можно использовать для создания солнышка? – Что потребуется для работы? – С чего мы начнём? – Как мы это будем делать? – Какой по цвету будет твой солнечный круг? –Какой формы могут быть лучики? – А твоё солнышко сможет увидеть нас и сказать спасибо? |
Дети исследуют. Внимательно рассматривают, эстетически оценивают, анализируют. Ориентируются в пространстве. Дети на полу моделируют своё солнышко. Переживают положительные эмоции. Описывают в речи. Включают творческое воображение. Рассуждают: Из бумаги, из пластилина, гипса, нарисовать красками, карандашами, слепить из солёного теста. Высказывают суждение: слепим солнечный круг. Перечисляют действия: оторвать, раскатать между ладошек, сплющить, подравнять, вытянуть, выложить волнистой линией. Отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные Дети выбирают, нужный материал для изображения рта, глаз, носа; Доказывают, что нужно воспользоваться водой для лучшего соединения солнечного круга и лучиков. |
Четвёртый этап – продуктивный. | Педагог предлагает детям
выбрать место для работы, чтобы не мешать друг другу. Мотивирует деятельность детей, обращает внимание на разнообразие лучиков в работах художников. Педагог поддерживает детей в их намерениях получить результат, вселяет уверенность. – Какое настроение у твоего солнышка? В процессе работы педагог обращает внимание на качество выполнения работы, мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей. |
Самостоятельно
ориентируются в пространстве, выдвигают тумбочки. Рационально распределяют предметы оборудования на столе для работы с солёным тестом. Целеустремлённо погружаются в творчество Дети работают с пластическим материалом: отрывают кусочек солёного теста от целого куска, раскатывают в шарик, слегка сплющивают в лепешку (сжимают в ладошках), располагают образ на картоне. – Отрывают кусочек другого цвета теста и делят его на 7–10 частей,
раскатывают длинные, короткие тонкие цилиндры, и превращают их в лучики. |
Пятый этап - Подведение итогов. | Предлагает рассмотреть
готовые работы. – Ребята, подумайте и скажите кем ещё может быть твоё солнышко для нашего гостя – Лучика? – А как одним словом можно сказать всё то, что вы перечислили? |
Оценивают результат,
высказывают мнение о собственном продукте труда и сверстника. Высказывают суждение: мама, бабушка, брат, сестра, друг. Обобщают: семья, родные, близкие. Дети высказывают предположения Придумывают рассказ о своём образе солнца. |