Здравствуй, солнце золотое!

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать способность эмоционально воспринимать красоту объектов природы.

Задачи:

– продолжать освоение рельефной техники лепки;
– развивать фантазию, образное мышление, желание создавать свой оригинальный образ сказочного солнышка;
– совершенствовать умения: оттягивать, вдавливать, рассекать, делать насечки, дополнять налепами;
– инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения: скручивание и свивание удлинённых жгутиков для лучиков, наложение одного цветового слоя на другой;
– развивать пространственную ориентацию и чувства ритма;
– воспитывать сдержанность, умение работать в коллективе;
– воспитывать вежливость, желание оказать помощь товарищу.

Предварительная работа:

– на прогулке наблюдения за солнцем; 
– рассматривание иллюстраций с изображением солнца и лучиков детских художников (Васнецов В.М., Рачев Е.М., Конашевич В.М.)4
– рассматривание произведений декоративно-прикладного искусства: керамики, тканей, вышивки, художественной росписи, резьбы по дереву с изображением солнышка;
– чтение и разучивание закличек, считалок, потешек о солнце;
– чтение сказки К. Чуковского “Краденое солнце”; чтение словацкой сказки “У солнышка в гостях”;
– беседы: “Солнышко лучистое”, “Весна”, “Солнце – источник жизни на земле”;
– загадывание загадок о солнце;
– дидактические и настольно-печатные игры: “Какой? Какая? Какое?”, “Путешествие в мир эмоций”, “Подумай-дорисуй”, “Что изменилось?”, “Дополни картинку”, “Найди по описанию”, “Времена года”, “На что похоже?”;
– подвижная игра “Солнышко и тучка”;
– разучивание пальчиковой игры “А уж ясно солнышко”;
– экспериментирование: “Солнечные зайчики”; “Свет вокруг нас” (солнце, светлячок, лампа, фонарик);
– рисование “Веселые лучики”.

Материал:

– фонарик;
– иллюстративный материал с изображением солнышек разными способами;
– игрушка – солнце;
– предметы, по форме напоминающие солнце: цветы – подсолнухи, воздушные шарики, весёлая куколка с косичками, часы в виде солнца, цитрусовые фрукты, ромашки;
– материал для выкладывания образа солнышка: геометрические фигуры разные по цвету, по размеру; цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки;
– фонограмма Э. Григ “Утро”, “Песенка мамонтёнка” из мультфильма “Мама для мамонтёнка”;
– солёное тесто: жёлтое, оранжевое, красное, белое;
– опорные карточки с изображением приёмов лепки;
– основа для солнышек: картонные заготовки разного размера и разной формы;
– для декорирования: бусины, пуговицы, пайетки т.д.;
– дощечки для работы с пластилином; стаканчики; стеки; кисточки, подставки для кисточек.

Презентация.

Этапы работы Деятельность педагога Деятельность детей
Первый этап – постановка проблемы.

 

 

 

 

 

Эмоциональное введение детей в художественно-изобразительную задачу.

На стене появляется лучик и медленно перемещается по стене, по полу, по столам

– Что это такое? Ты откуда?
– Какой лучик?
– Зачем он появился? Как вы думаете?
– Может быть, он потерялся?
– Кого он ищет?

– Как ему помочь?

Дети заняты в центрах развития

Дети обращают внимание на ситуацию, рассматривают, прислушиваются, проявляют интерес, любопытство.

Фантазируют, создают воображаемую ситуацию, рассуждают, высказывают суждение

Рассуждают: ищут маму, друзей, братьев, сестёр

Предлагают варианты помощи:

Помочь найти маму – солнышко.

Второй этап – Обсуждение проблемы, принятие задачи. – Посмотрите, куда приглашает вас Лучик? (Луч направлен на демонстрационный стенд, где выставлены иллюстрации с изображением солнца с лучиками, выполненными разными способами.)
– Чем они отличаются друг от друга?

– Какие лучики у этого солнышка?

– Какой формы солнце?
– Круг – какая фигура?
– Посмотрите по сторонам и найдите в группе предметы круглой формы.
 Назовите их.
– Чем отличаются плоские фигуры от объёмных?

Педагог предлагает поиграть в игру “Какое солнышко?”
– Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч. Вы его ловите и называете какое,
оно, наше солнце.
– Что оно вам напоминает? На что похоже?

– Лучику очень понравились слова, которые вы сказали про солнышко.

– А вы сможете создать солнышко из предметов, которые я вам предложу?

Рассматривают зрительный ряд. Проявляют внимание, любопытство.

Сравнивают, анализируют средства выразительности: цвет, форму, линии и т.д.

Анализируют, сравнивают, отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные

Анализируют, сравнивают, используют словарь математических понятий: плоская, объемная форма и т.д.

Делают умозаключение.

Дети проявляют познавательный интерес. Внимание.

Дети с удовольствием описывают, отражают в речи: круглое, горячее, яркое, золотое, ласковое, ослепительное, звёздное.

Эмоциональная отзывчивость.

Третий этап – работа над образом. – Ребята посмотрите, что я вам приготовила (разнообразные геометрические фигуры, цветные счётные палочки; цветные бельевые прищепки; трубочки для коктейлей; ленточки; шенилки).
– Как эти предметы помогут Лучику?

– Придумайте солнышко, выберите для его создания нужные предметы и составьте солнышко на полу.

– Из каких геометрических фигур создано твоё солнышко?

– Расскажи, из чего сделаны лучики?

– На кого (на что) похоже твоё солнышко?

Ребята, а какие ещё материалы можно использовать для создания солнышка?

– Что потребуется для работы?

– С чего мы начнём?

– Как мы это будем делать?

– Какой по цвету будет твой солнечный круг?

–Какой формы могут быть лучики?

– А твоё солнышко сможет увидеть нас и сказать спасибо?
– Из чего можно сделать глазки, носик, ротик?
– Что нужно сделать, чтобы лучики не потерялись?

Дети исследуют.
Внимательно рассматривают, эстетически оценивают, анализируют.
Ориентируются в пространстве.

Дети на полу моделируют своё солнышко.

Переживают положительные эмоции.

Описывают в речи.

Включают творческое воображение.

Рассуждают: Из бумаги, из пластилина, гипса, нарисовать красками, карандашами, слепить из солёного теста.

Высказывают суждение: слепим солнечный круг.

Перечисляют действия: оторвать, раскатать между ладошек, сплющить, подравнять, вытянуть, выложить волнистой линией.

Отражают в речи: волнообразные, волнистые, прямые, зигзагообразные, фигурные

Дети выбирают, нужный материал для изображения рта, глаз, носа;

Доказывают, что нужно воспользоваться водой для лучшего соединения солнечного круга и лучиков.

Четвёртый этап – продуктивный. Педагог предлагает детям выбрать место для работы, чтобы не мешать друг другу.

Мотивирует деятельность детей, обращает внимание на разнообразие лучиков в работах художников.

Педагог поддерживает детей в их намерениях получить результат, вселяет уверенность.

– Какое настроение у твоего солнышка?
–Что можно сделать, чтобы твое солнышко улыбалось?
– Как получилось у тебя такое удивлённое выражение?
– Какой формы лучики у твоего солнышка?
– Чем можно украсить лучики?
– Как ты его назовёшь?

В процессе работы педагог обращает внимание на качество выполнения работы, мотивирует, направляет и поощряет деятельность детей.

Самостоятельно ориентируются в пространстве, выдвигают тумбочки.
Рационально распределяют предметы оборудования на столе для работы с солёным тестом.

Целеустремлённо погружаются в творчество

Дети работают с пластическим материалом: отрывают кусочек солёного теста от целого куска, раскатывают в шарик, слегка сплющивают в лепешку (сжимают в ладошках), располагают образ на картоне.

– Отрывают кусочек другого цвета теста и делят его на 7–10 частей, раскатывают длинные, короткие тонкие цилиндры, и превращают их в лучики.
– Располагают лучики на плоскости.
Во время лепки общаются между собой. Делятся своим замыслом. Предлагают поделиться цветным солёным тестом для придания образу выразительности (щёчки, ротик, разноцветные лучики).
Свободно передвигаются. Находятся в творческом и исследовательском поиске.
Выполняют действие: пользуются бусинками для украшения.
Испытывают удовлетворение, гордость от проделанной работы и результата

Пятый этап - Подведение итогов. Предлагает рассмотреть готовые работы.

– Ребята, подумайте и скажите кем ещё может быть твоё солнышко для нашего гостя – Лучика?

– А как одним словом можно сказать всё то, что вы перечислили?
– Почему у твоего солнышка волнистые, (зигзагообразные,разные, прямые,...) лучики?
– Почему цвет глаз у твоего солнышка синий?
– Какое у него настроение?
– Насови своё солнышко. Почему именно так, а не иначе?
– Что хочет нам сказать твоё солнышко? А твоё?

Оценивают результат, высказывают мнение о собственном продукте труда и сверстника.

Высказывают суждение: мама, бабушка, брат, сестра, друг.

Обобщают: семья, родные, близкие.

Дети высказывают предположения

Придумывают рассказ о своём образе солнца.