Тема занятия: “Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц в банке”.
Тип занятия: обобщающее, закрепление знаний.
Вид занятия: деловая игра.
Цели занятия:
- Образовательная
Межпредметные связи: Теоретическая подготовка по профессии “Кассир”, Бухгалтерский и налоговый учета в программе “1С:Бухгалтерия 8” типовой конфигурации платформы “1С:Предприятие”, Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
Формирование общих и профессиональных компетенций:
- Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
- Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами;
- Развитие культуры межличностного общения, взаимодействие между людьми;
- Организация собственной деятельности, решение поставленных задач, оценивание эффективности выполненной работы и качества;
- Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- Оформление кассовых документов;
- Осуществление расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Материальное обеспечение занятия: Компьютерный класс с установленной учебной версией программы “1С:Бухгалтерия 8.2”, комплекты документов (Приложение 1, Приложение 2 и Приложение 3).
Группа: студенты 3 курса специальности 080114.51 “Экономика и бухгалтерский учет”.
Содержание занятия:
№ | Время (мин) | Элементы занятия и их содержание | Методы обучения |
1 | 2 | Организационный момент | Проверка посещаемости |
2 | 3 | Сообщение цели занятия | Объяснение |
3 | 10 | Вводный инструктаж. Актуализация опорных знаний. | Объяснение, фронтальный опрос |
4 | 70 | Расчетно-кассовое обслуживание клиентов | Деловая игра |
5 | 5 | Итоги и оценка занятия. |
Ход занятия.
Преподаватель приветствует студентов, преподавателей, пришедших на открытое занятие, и выясняет, кто из студентов группы отсутствует.
Преподаватель: Пройдет совсем немного времени, и вы, выпускники, получив дипломы с квалификацией “бухгалтер” отправитесь на рынок труда в поисках работы по специальности. Среди наших выпускников есть студенты, которые работают не только на предприятиях, но и в банках. Многие выпускники начинают свою профессиональную деятельность с должности кассира или рядового бухгалтера. И все они сталкиваются с расчетно-кассовыми операциями, в которых участвуют и банк, и предприятие. Поэтому сегодня на занятии мы смоделируем ситуацию обслуживания юридических лиц в коммерческом банке, и перед вами стоит задача правильно оформить кассовые документы, совершить кассовые операции в банке по снятию наличных денежных средств со счета, зачислению их на расчетный счет и провести безналичные платежи по расчетному счету.
В начале проведем небольшой опрос.
Проводится фронтальный опрос студентов:
Преподаватель: На какие 2 вида можно подразделить все операции коммерческого банка?
Студент: Операции коммерческого банка можно подразделить на пассивные и активные.
Преподаватель: Какие операции называют пассивными?
Студент: Пассивные операции коммерческого банка – это операции, с помощью которых образуются банковские ресурсы.
Преподаватель: В какой части баланса банка отражаются Расчетные счета предприятий?
Студент: В пассиве.
Преподаватель: Так как для банка расчетные счета предприятий являются пассивными, то какие операции будут проводиться по Дебету и Кредиту этого счета?
Студент: По Дебету – списание средств со счета, по Кредиту – зачисление (поступление) средств на счет.
Преподаватель: Обратите внимание и не перепутайте с бухгалтерскими проводками, которые отражаются в учете предприятий. Ведь для предприятий расчетный счет является активным, и в учете поступление денежных средств отражается по Дебету счета 51, а списание по Кредиту, т.е. наоборот. Поэтому, получив выписки банка все обороты, которые там указаны по Кредиту (поступление средств на расчетный счет) бухгалтер предприятия отражает у себя в учете по Дебету, а обороты, отраженные в выписке по Дебету, отражаются в учете предприятия по Кредиту расчетного счета.
Преподаватель: Какие операции называют активными?
Студент: Активные операции – это операции по размещению ресурсов банка.
Преподаватель: Приведите примеры активных операций?
Студент: К активным операциям коммерческого банка относятся кассовые операции, покупка ценных бумаг, выдача кредитов.
Преподаватель: Сегодня из активных операций мы столкнемся только с кассовыми операциями. В игре будут принимать участие все студенты группы. Три человека будут работать кассирами-операционистами коммерческого банка, остальные в роли главных бухгалтеров и кассиров предприятий. Всего у нас образуется 8 предприятий. В роли директора предприятия буду выступать я. Ко мне вы будете подходить подписывать денежные чеки и платежные поручения. Я не буду указывать на ошибки, допущенные вами при заполнении документов, ведь не все директора знают правила оформления бухгалтерских документов. Эта задача стоит перед кассирами – операционистами. В случае обнаружения ошибок они должны вернуть документ клиенту. Сотрудники банка должны быть очень вежливы и тактичны с клиентами, не раздражаться на их ошибки, не укорять их в незнании, а терпеливо объяснять как правильно заполнить документ. Вежливы должны быть и клиенты, не шуметь в банке, терпеливо дожидаться своей очереди.
Каждое предприятие получает комплект документов, в который входит задание, бланки чека, объявления на взнос наличными, инструкции по их заполнению, образцы заполнения (Приложение 1 и Приложение 2).
Кассиры – операционисты банка получают свои комплекты документов и деньги (Приложение 3).
Далее студенты работают по инструкциям:
Инструкция главного бухгалтера предприятия.
- Оформить чек на получение наличных денег на имя кассира предприятия.
- Оформить платежное поручение на компьютере, распечатать 2 экземпляра.
- Отнести в банк платежное поручение.
- Получить выписку из банка, проверить обороты по дебету и кредиту счета.
- Проверить отчет кассира.
Инструкция для кассира предприятия.
- Получить наличные деньги из банка по чеку.
- Оформить объявление на взнос наличными и сдать в банк наличные денежные средства сверх лимита кассы.
- В программе 1С:Бухгалтерия оформить кассовые операции за день, сформировать кассовую книгу.
Инструкция для старшего кассира – операциониста банка.
- Выдать денежные средства кассирам – операционистам.
- Заполнить Книгу учета принятых и выданных денег старшего кассира – операциониста.
- Выдать клиентам наличные деньги по чекам.
- Принять от клиентов наличные деньги по объявлению на взнос наличными.
- Заполнить Оборотно-сальдовую ведомость кассира – операциониста.
- Заполнить Ведомость по учету движения денежных средств кассира – опрециониста.
- Принять деньги в кассу от других кассирова – операционистов.
- Проверить обороты по приходу и расходу денежных средств, вывести остаток наличных денег в кассе, сверить с фактическим остатком.
Инструкция для кассира – операциониста.
- Получить наличные деньги старшего кассира – операциониста.
- Выдать клиентам наличные деньги по чекам.
- Принять от клиентов наличные деньги по объявлению на взнос наличными.
- Проверить обороты по приходу и расходу денежных средств, вывести остаток, сверить с фактическим наличием.
- Остатки денег сдать старшему кассиру – операционисту.
- Заполнить Оборотно-сальдовую ведомость кассира – операциониста.
- Заполнить Ведомость по учету движения денежных средств кассира – опрециониста.
После выполнения всех заданий, главные бухгалтеры и кассиры предприятий демонстрируют преподавателю кассовую книгу, журнал проводок за день, и оборотно-сальдовую ведомость. Кассиры – операционисты демонстрируют Оборотно-сальдовую ведомость и ведомость по учету движения денежных средств. Старший кассир – операционист докладывает о фактическом наличии денежных средств в кассе и остатке, выведенном в книге учета выданных и принятых денег.
Преподаватель проверяет заполненные чеки и объявления на взнос наличными и при наличии ошибок проводит их разбор.
В конце занятия преподаватель благодарит студентов за активную работу и выражает надежду, что знания и практические навыки, полученные в ходе деловой игры, пригодятся им в их будущей профессиональной деятельности.