Цель занятия: Развивать музыкальные и творческие способности детей.
Задачи занятия:
- формирование устойчивого интереса к музыкальной деятельности;
- развитие логического мышления посредством музыкально-дидактических игр;
- активизация творческих проявлений дошкольников в музыкально-ритмических движениях;
- совершенствование практических навыков в пении, игре на детских музыкальных инструментах.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная установка, экран, ноутбук, магнитофон, фортепиано;
- атрибуты: шляпки, цветы, корзинка с пирожками, книжки, золотой ключик;
- детские музыкальные инструменты: металлофоны, ксилофоны, треугольники, колокольчики.
Ход занятия
Организационный момент
Звучит музыка из телепередачи “В гостях у сказки”.На экране заставка – книга сказок.Дети заходят в музыкальный зал.Педагог приветливо здоровается с детьми, обращает внимание на музыку, которая приглашает в сказку и предлагает сесть на стульчики.(Организационный момент с использованием мультимедийной установки и экрана привлекает и организует детей, сосредотачивает их внимание).
Восприятие музыки
Музыкальный руководитель предлагает детям отгадать музыкальные загадки.Нужно ответить – из какой сказки звучит песня, кто главный герой сказки.
Слайд 3. Дети слушают и называют песню из кинофильма “Приключения Буратино” режиссера Леонида Нечаева, музыка Алексея Рыбникова, слова Юрия Энтина. Отгадка появляется на мультимедийном экране – Слайд 4.
Слайд 5. Дети слушают и называют песню Красной Шапочки из кинофильма “Про Красную Шапочку” режиссера Леонида Нечаева, музыка Алексея Рыбникова, слова Юлия Кима. Отгадка появляется на мультимедийном экране – Слайд 6.
Творческие этюды
Педагог предлагает одному – трем мальчикам по желанию перевоплотиться в Буратино, выбрав для этого соответствующие атрибуты - книжку, золотой ключик ..., и исполнить танцевальную импровизацию. Импровизировать можно и с воображаемыми предметами. Количество танцующих по желанию детей может быть увеличено.
Музыкальный руководитель предлагает одной – трем девочкам по желанию перевоплотиться в Красную Шапочку, выбрав для этого соответствующие атрибуты - шляпку, цветы, корзинку с пирожками..., и исполнить танцевальную импровизацию. Импровизировать можно и с воображаемыми предметами. Количество танцующих по желанию детей может быть увеличено.
(Танцевальные импровизации, опирающиеся на достойный и привлекательный представленный только что видеоряд, способствуют пробуждению творческой фантазии детей, их внутреннему раскрепощению и свободному самовыражению).
Педагог положительно оценивает детское творчество, отмечает наиболее удачные моменты, при необходимости, дает советы.
Упражнение на дыхание
Музыкальный руководитель читает детям сочинение их знакомого героя из Солнечного города – Незнайки – и предлагает вместе с ним выполнить упражнение для дыхания:
Ветер дует на листву (легкий ровный продолжительный выдох),
На цветы и на траву (легкий ровный продолжительный выдох).
Мы с тобой ему поможем.
Мы легко подуем тоже (легкий ровный продолжительный выдох).
Для распевания музыкальный руководитель предлагает песенку, которую сочинила Красная Шапочка:
По тропинке я иду,
Звонко песенку пою.
“Ля – ля – ля, ля – ля – ля!” -
Это песенка моя!
(Педагог обращает внимание воспитанников на необходимость чисто интонировать попевку, построенную на мажорном трезвучии, петь легко, протяжно естественным звуком.) Детям предлагается исполнить мелодию этой попевкина металлофоне или ксилофоне по желанию.
Пение
Предложить детям выразительно и осмысленно исполнить песни
“Детский сад – волшебная страна”,слова и музыка О. Шапоренко,
“Не расставайтесь со сказкой”,слова и музыка Т.З.Прописновой.
Музыкально-ритмические движения
Дети встают врассыпную, проводится музыкальная игра “Не зевай”.
Музыкальный руководитель предлагает девочкам исполнить танец “Чарльстон” в разноцветных сказочных шляпках,амальчикам выразительно и непринужденно станцевать шуточный “Ритмичный танец”, используя элементы костюмов театра кукол.
Проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чем играю”.(Использование ЭОР при проведении музыкально-дидактических игр повышает интерес и мотивацию дошкольников, способствует формированию культуры логического мышления.Сама постановка вопроса – это не привычная словесная фраза, а ярко и красочно поданный символ (слайд с изображением знака вопроса и звуковой вставкой).
Педагог говорит, что Незнайка и его друзья решили научиться играть на детских музыкальных инструментах, и предлагает детям отгадать – кто на каком инструменте играет (см. Презентацию).
Слайд 7. Заставка - картинка из мультфильма– название игры “Угадай, на чем играю?”
Слайд 8. Картинка с изображением Незнайкизнак вопроса и две звуковые вставкиДети слушают и угадывают звучание бубна – звенит, стучит.
Слайд 9. Отгадка появляется на экране.
Слайд 10. Картинка с изображением Ромашки, знак вопроса и звуковая вставка.
Дети слушают и угадывают звучание флейты. Звучит “Мелодия” из оперы К.В. Глюка “Орфей”
Слайд 11. Отгадка появляется на экране.
Слайд 12. Картинка с изображением художника Кисточки, знак вопроса и звуковая вставка. Дети слушают и угадывают звучание трубы.Звучит “Неаполитанский танец” П. И. Чайковского из Балета “Лебединое озеро”
Слайд 13.Отгадка появляетсяна экране.
Слайд 14. Картинка с изображением поэта Цветика, знак вопроса и звуковая вставка. Дети слушают и угадывают звучание скрипки.Звучит “Каприс № 24 – ля минор” Н. Паганини.
Слайд 15. Отгадка появляется на экране.
Слайд 16. Картинка с изображением Винтика и Шпунтика, знак вопроса и звуковая вставка.Дети слушают и угадывают звучание балалайки.
Звучит “Плясовой наигрыш” Б. Феоктистова.
Слайд 17. Отгадка появляется на экране.
Игра на детскихмузыкальных инструментах
Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить “Итальянскую польку” С.Рахманинована детских музыкальных инструментах – металлофоне, ксилофоне, колокольчиках, треугольниках.
Организационный момент
В завершение занятия музыкальный руководитель предлагает детям пропеть мажорное или минорное трезвучие со словами: “весело” или “грустно”, в зависимости от того, какое настроение было у ребенка во время занятия.
Подводя итог занятия, педагог говорит, что со сказкой дети встретятся еще не раз, и предлагает посмотретьвидеоверсию Алексея Иванова “В гостях у сказки”.
Музыкальный руководитель прощается с детьми.
Список используемых источников
1. Любимые пьесы для фортепиано. Вып. 1. М., Музыка, 1992.
2. Книга Спортивные олимпийские танцы для детей, SOCHI 2014, вып. 2, Т. Суворова, Л. Казанцева, И. Шарифуллина, О. Румянцева, с. 37, С-П., 2008.
3. Книга Танцевальная ритмика для детей. Т. Суворова, с. 27, С-П., Музыкальная палитра, 2004.
4. Книга Танцевальная ритмика для детей. Вып.2, Т. Суворова, с. 9, С-П., Музыкальная палитра, 2005.
5. Журнал “Музыкальная палитра”, дайджест, выпуск 2. Скоро в школу, с.52.С-П., 2007.
6. Журнал “Колокольчик”, с. 29, 1998 г., № 4, С-П., Репрография.
7. Диск Спортивные олимпийские танцы для детей, SOCHI 2014, вып. 2. Т. Суворова, №23, С - П., 2008.
8.Диск Танцевальная ритмика для детей. Т. Суворова, № 22, С-П., 2004.
9. Диск Танцевальная ритмика для детей. Вып. 2, № 6, Т. Суворова, С-П., 2005.
10. Буратино музыкаhttp://prostopleer.com/tracks/168251693Nh
11. Буратиновидеоvideo.yandex.ru/users/leto2012-leto/view/64/
12. В гостях у сказки видео http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ
13. Красная шапочка видео http://video.yandex.ru/users/allforkids/view/354/#
14. Картинки: В гостях у сказки, Красная Шапочка, Буратино, Незнайка и его друзья, музыкальные инструменты – бубен, флейта, труба, скрипка, балалайка http://images.yandex.ru
15. Мелодия из телепередачи “В гостях у сказки”, Песня Красной Шапочки, звуки бубна, “Мелодия” из оперы “Орфей” К. В. Глюка, “Неаполитанский танец” из балета “Лебединое озеро” П.И. Чайковского,“Каприс № 24 ля-минор” Н. Паганини, “Плясовой наигрыш” Б.Феоктистова.http://muzofon.com