Программа курса "Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельности"

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Сегодня одним из главных направлений в работе школы, несомненно, становится создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Для решения этой задачи необходимо: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. Несомненно, что для качественного обеспечения этих условий необходимо психологическое сопровождение.

В средней школе развитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагог-психолог должен знать, что значительную роль играют методы обучения одаренных учащихся. Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являются проблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы. Важнейшее значение имеет вопросно-ответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса — это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ — это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.

Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.

В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психолого-педагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.

Существенное направление деятельности педагога-психолога – психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим – обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.

К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей. Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Я-концепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.

В старшей школе особую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

Данный курс разработан для поддержки и развития одаренных учеников гимназии, в том числе сопровождение проектной деятельности учащихся гимназии МИИТ.

Цель:  психологическое сопровождение выявления, поддержки и развития талантливых гимназистов, помощь в их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.

Задачи:

  • содействие формированию позитивной Я-концепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);
  • развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, презентации проектной работы);
  • Развитие творческого мышления;
  • содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;
  • содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми;
  • консультирование родителей одаренных и талантливых детей по актуальным вопросам.

Учебный план

Тема Теория Практические занятия Класс
 «Мои таланты» 0,5 часа 3 часа 8-11-е классы
 «Успех в жизни» 0,5 часа 3 часа 8-11-е классы
«Гармоничное развитие личности» 0,25 часа 2 часа 6-7-е классы
«Успех в средней школе» 0,25 часа 3 часа 5-е классы
«Учитель для одаренных детей» 0,5 часа 1 час  
Итого 2 часа 12 часов  14 часов

Тематический план занятий с учениками гимназии на 2012 – 2013 учебный год

8-11-е классы

Тема «Мои таланты»

Цель: психологическое сопровождение проектной деятельности.

  • Диагностика Познавательных способностей.
  • Диагностика ведущей модальности.
  • Тренинг – «Каковы мои скрытые возможности?»
  • Основы планирования
  • Развитие творческих способностей.
  • Навыки самопрезентации.

Тема: «Успех в жизни»

Цель: развитие мотивации к достижению успеха школьников и построению пути личностного самосовершенствования.

  • Что такое успех? Успешные люди – кто они?
  • Из чего складывается жизненный успех.
  • Факторы мешающие и помогающие на пути к успеху.
  • Построение плана саморазвития «Мой путь к успеху»
  • Профориентация.

6-7 классы

Тема: «Гармоничное развитие личности»

Цель: развитие социальной компетенции учащихся.

  • Что я знаю о себе
  • Диагностика познавательной сферы
  • Диагностика интересов
  • Диагностика мотивации к обучению
  • Что такое дружба
  • Социометрия
  • Уверенность в себе
  • Конфликты и компромиссы
  •  «Навстречу жизни»

5 класс

Тема: «Успех в средней школе»

Цель: способствовать психологической адаптации 5-классников к условиям средней школы.

  • Создание группы
  • «Здравствуй, пятый класс!»
  • Находим друзей
  • Социометрия
  • Узнай свою школу
  • Диагностика учащихся к школьным предметам
  • Диагностика тревожности
  • Диагностика познавательных процессов
  • Диагностика ведущей модальности
  • Что поможет мне на пути к успеху
  • Диагностика общей самооценки
  • Мой характер

Педагогический коллектив

Тема: «Учитель для одаренных детей»

Цель: просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.

  • Одаренные дети, выявление, обучение, развитие.
  • Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности «Работа с одаренными детьми»

Список литературы:

1. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. — М. : Рос. пед. агентство, 1998. — 210 с.
2. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт», 2003г.
3. Журнал «Одаренный ребенок» 2006 – 2009 гг.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.–320 с.
5.Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3
6. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.
7. Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", М., 1991.
8. Под ред. Лейтеса Н.С. "Психология одаренности детей и подростков" М., Academi A, 1996.
9. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, – М.: ИП РАН, 2000.–96 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.
11. Учебно-дидактический проект «Система управления обучением одаренных детей».   // Учитель в школе.– 2011.– № 2.– с. 87.
12. http://www.odardeti.ru/static.php?mode=index
13. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.35337_1.html