Актуальность
Согласно современной государственной доктрине, здоровье детей – это ценность для нашей страны в целом.
Основная задача детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос и стала востребованность педагогами образовательного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий. Жемчужников Г.Е. указывает, что современных родителей необходимо «довоспитывать», и именно этот акт будет считаться основной содержательной единицей оздоровления детей. Другими словами, необходимо повысить их квалификацию посредством повышения физической культуры.
Общеизвестно, что оздоровление – понятие междисциплинарное и комплексное. Обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Дошкольное образование направлено на поддержание и укрепление здоровья. Но реальная картина, сложившаяся в наши дни такова, что группы переполнены, квалифицированных педагогов не хватает, материально – техническая база бедна.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.
Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.
Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В связи с этим я определила тему своего проекта: «Азбука дыхания». Главной особенностью данной работы является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (речевого, спортивного и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Цель проекта: воспитание физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни.
К числу основных задач, которые решались в ходе реализации проекта относятся:
- развитие осознанного интереса у детей и их родителей к оздоровительным технологиям, стремление научиться ими пользоваться в дальнейшей жизни;
- поэтапное овладение детьми и их родителями (по принципу нарастающего интереса) основам «правильного» дыхания;
- овладение навыками согласовывать дыхание с выполнением упражнений, тем самым активизируя иммунные силы организма;
- создание благоприятных условий для формирования здоровой и физически развитой личности;
Продолжительность проекта: 6 месяцев.
Технологичность: данный проект может быть использован в любом дошкольном учреждении.
Направленность проекта: познавательно-оздоровительная.
Принципы проекта:
– принцип индивидуального и
дифференцированного подхода (учет личностных,
возрастных особенностей детей и уровня их
психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности
(дошкольники должны понимать, что развитие
правильного дыхания это показатель, как
коррекции речи, так и снижения заболеваемости);
– принцип взаимосвязи с семьей(соблюдение
единых требований ДОУ и семьи в воспитании
здорового ребенка и вовлечение в
здоровьесберегающие и оздоровительные
мероприятия и их оценка);
– принцип разностороннего развития личности
(активизация мыслительной деятельности детей,
создание условий, в которых ребенок сам ищет
рациональный способ решения);
– принцип гуманизации
(физкультурно-оздоровительная деятельность
строится на основе комфортности, с учетом
желаний и настроений детей);
– принцип цикличности и систематичности;
– принцип обеспечения равных возможностей при
реализации проекта оздоровления детей.
Образовательная область: «физическая культура».
Области интеграции: «здоровье», «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «музыка», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «труд».
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста
- педагоги,
- музыкальный руководитель
- родители воспитанников
Формы работы:
с детьми | с родителями |
– беседы – объяснение – показ – опыты – непосредственно-образовательная деятельность – самостоятельная деятельность детей – совместная со взрослым деятельность – дидактические игры – дыхательные упражнения – дни здоровья – развлечения, досуги, спортивные праздники – фотовыставки |
– анкетирование – консультирование – беседы – показ – объяснение – индивидуальные беседы – совместная деятельность с детьми – презентация дидактического материала, детской деятельности – мастер-класс (изготовление нетрадиционного оборудования) – день открытых дверей – развлечения, досуги, спортивные праздники – фотовыставки |
Ресурсное обеспечение:
кадровые ресурсы | материальные ресурсы | методические ресурсы |
– педагоги ДОУ – медицинский персонал |
– материалы, необходимые для
изготовления оборудования – денежные средства на приобретение музыкальных духовых инструментов |
– справочная литература – научно-методическая литература – художественная литература |
Этапы осуществления проекта:
Организационно-подготовительный (1 месяц) | – Мониторинг уровня заболеваемости
воспитанников. – Анкетирование родителей «О здоровье всерьез». – Обсуждение целей и задач с участниками проекта (воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители). – Составление плана работы. – Вовлечение всех участников в план совместной реализации проекта по укреплению здоровья детей. – Изучение методической литературы. – Подбор познавательных статей. – Приобретение и изготовление необходимого оборудования. – Подготовка атрибутов для самостоятельной деятельности детей. – Разработка компьютерных презентаций «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки). – Создание картотеки дыхательных упражнений. – Разработка конспектов спортивных праздников, досугов и развлечений. |
Основной (4 месяца) | – Просмотр компьютерной презентации
«Как мы дышим» (Приключение Кислородинки). – Разучивание с детьми пословиц и поговорок о здоровье. – Рассуждалки с детьми «Что такое здоровье, что такое болезнь?», «Чем отличается здоровый человек от больного?», «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?». – Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики. – Включение дыхательных упражнений в различные режимные моменты. – Фотосессия воспитанников «За здоровьем в детский сад». – Проведение консультаций для родителей «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника». – Мастер-класс для родителей по изготовлению пособий для формирования «правильного» дыхания. – Проведение семинара-практикума для педагогов и родителей по теме «Использование дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой». – Организация совместной творческой деятельности детей с родителями. Практическое занятие «Учусь дышать вместе с мамой» с использованием предметов окружающего мира. |
Заключительный (1 месяц) | – Мониторинг уровня заболеваемости
воспитанников (сравнительный анализ). – Выставка пособий. – Фотоколлаж «За здоровьем в детский сад». – Конкурс семейных комплексов дыхательной гимнастики «Будьте здоровы!». – Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению дыхательной гимнастики. – Презентация проекта для педагогов и родителей «Дышим правильно, красиво». – Спортивный праздник «Путешествие в страну Здоровейка». |
Ожидаемые результаты:
- повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми;
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме (презентация проекта на ГМО, представление в СМИ).