Непосредственная организованная деятельность "Познание". Тема: "Наши помощники органы чувств"

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих передо мной, это сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового образа жизни начинается уже в стенах детского сада. Моей задачей является создать для детей организованную жизненную среду, формирующего привычки здорового образа жизни,т.е бережное отношение к своему организму, знание частей своего тела, строение тела.
При ознакомлении детей с органами чувств был проведен проект «Наши помощники органы чувств». Основной целью моей работы является:

  • Познакомить детей с органами чувств (рот, нос, глаза, уши)
  • Сформировать осознанное представление о необходимости заботится, об этих органах.
  • Воспитывать привычки личной гигиены.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  • Развивать эмоционально-целостное отношение к своему организму, к своему здоровью.
  • Совершенствовать и побуждать детей к самостоятельному использованию умений и навыков.
  • Стимулировать к дальнейшим открытиям.

Моя работа состояла в том, что мною были приведены:

1. Беседы с детьми на данную тему.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Наблюдение за детьми (как они умеют заботиться о своих органах чувств).
4. Просмотр компьютерной презентации по теме «Органы чувств».
5. Беседы с родителями.
6. Анкетирование родителей.

В связи с этим выявила: небрежное отношение к своему здоровью, за отсутствием знаний о своих органах чувств.

Моя работа так же включала в себя: развивающие игры, дидактические игры: «Вредная еда», «Угадай на вкус», «Что художник нарисовал не правильно?», «Назови что видишь?», «Узнай что звучит?», д/и «Найди музыкальные инструменты», «Определи на ощупь». Сюжетно ролевые игры: «Больница», «Кукла Маша на приеме у врача», «У мишки Ушко разболелось» и т.д. Так же были проведены совместные досуги с родителями «В гостях у Мойдодыра». Для родителей был оформлен уголок здорового образа жизни по теме «Расти здоровым малыш». Проводились консультации с родителями на тему: «Чистим глазки, ушки, носик».

В этой теме мне удалось сделать родителей своими союзниками, своими помощниками, они так оперативно включились в мою работу, особенно по созданию макетов «Органов чувств», приносили интересные статьи, документальные фильмы по данной теме. В ряде проведенной мною работы хочется отметить, что у детей сформировалось первоначальное представление об органах чувств.

Быть здоровым – единственное желание каждого человека. Нам взрослым надо учит детей заботиться о своем здоровье, о себе, выполнять правила личной гигиены.
Будь здоров малыш!!!!

Программное содержание:

  • Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими умными помощниками.
  • Работать над развитием зрительного, слухового, вкусового тактильно – двигательного восприятия. Учить понимать, что правильное восприятие предмета является необходимым для дальнейшей деятельности.
  • Воспитывать у детей желание тщательно ухаживать за своими органами чувств, соблюдение правил личной гигиены.
  • Развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека (веселый, грустный, улыбающийся, печальный, расстроенный, сердитый и т. д.)
  • Пополнять словарный запас детей за счет качественных прилагательных (сладкий, горький, вкусный, громкий), работать над интонационной выразительностью, связной речи, учить составлять связной рассказ по опорным картинкам.

Материал к занятию: модели органов чувств: рот, нос, глаза, уши, ладонь; необходимые иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, давайте сегодня пойдем в гости в город веселых человечков. Для того чтобы попасть в этот город, нужно открыть замок на городских воротах.

Дидактическая игра «Подбери ключ к замку»

В: Вот мы и открыли ворота. А что же случилось с нашими человечками? Какое у них настроение? Они веселые? Почему?

Д: Что за слово написано? (СОС)

– Что за сигнал и когда им люди пользуются?

Д: Просят о помощи.
В: Ребята, а здесь для нас есть письмо веселых человечком. Прочитаем его?

Письмо: «Здравствуйте дорогие ребята! У нас случилось несчастье. Мы, веселые человечки, разучились пользоваться своими органами чувств. От этого в нашем городе все перепуталось. Мы очень просим вас помочь нам снова научиться ими пользоваться».

В: Вот такое письмо. Вспомните, какие органы чувств вы знаете.

Д: Рот, нос, глаза, уши, кожа.

В: Послушайте и отгадайте загадки.

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам … (глаза)

Запах хлеба, запах меда,
Запах лука, запах роз
Различать поможет … (нос).

Есть у зайца на макушке,
У тебя, твоей подружки,
Бывают слушки и не слушки
Что же это? Наши … (ушки)

Чтоб попробовать компот,
Есть у человека … (рот).

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое….
Разобраться в этом сложно
Нам поможет наша … (кожа)

В: Молодцы, все правильно отгадали. А теперь, давайте начнем путешествие по городу.

Первая остановка. Ребята, скажите кто по профессии этот человек? Да, это художник. Какое у него настроение? Грустное. Художник разучился пользоваться глазами, теперь его картины никому не нравятся. Давайте заглянем в альбом художника. Что здесь не правильно?

Дидактическая игра «Что художник нарисовал не правильно?»

– Давайте ему поможем распутать картинки.

Дидактическая игра «Назови что видишь?»

А вот еще, как вы думаете, что пытался нарисовать художник?

Дидактическая игра «Найди исправный светофор»

– Мы помогли художнику. А теперь скажите, так для чего людям нужны глаза?
– Сейчас мы с вами найдем модель «Глаза».
– Посмотрите, кто здесь живет? Чем занимается девочка? (Девочка – садовод). Какое у нее настроение? (Грустное, печальное)
– Девочка выращивала в своем огороде ароматные фрукты, овощи, цветы. А теперь она разучилась распознавать их по запаху. Что нужно сделать, чтобы определить по запаху тот или иной предмет?

Д: Его нужно понюхать, для этого у нас есть нос.

Дидактическая игра «Узнай что звучит?»

Дидактическая игра «Найди музыкальные инструменты»

– Ребята, посмотрите что это? Это модель «Уши»
Продолжим путешествие. Кто по профессии человек который живет в этом доме? (Повар)
Какое у него настроение? Раньше этот повар готовил очень вкусные блюда. А теперь все жалуются, что компот у него получается соленый, а суп сладкий. Он все перепутал! Что надо сделать, чтобы узнать на вкус ту или иную еду? Какой орган чувств для этого есть у человека?
Какие четыре вкуса вы знаете? (Сладкий, соленый, горький, кислый.)

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

– Для чего человеку нужен рот? Что вы знаете о строении языка? Посмотрите ребята это модель «Рот».
– У нас четыре модели. Давайте назовем их (Рот, нос, глаза, уши)
– О каком органе чувств мы еще не вспомнили?

Д: Кожа.

В: Правильно! Для чего человеку нужна кожа?

Д: С помощью кожи человек может определять качество предмета: горячее, холодное, твердое, тупое, острое и т. д.

В: Кожа выполняет защитную функцию организма. Давайте попробуем определить с помощью кожи пальцев, что за предметы здесь находятся.

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Физкультминутка:

Повернись налево к другу.
Левую дай руку другу.
Шаг назад и два вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага вперед, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились. Потолкались.
Повернулись…. Разбежались.

В: Ребята, давайте еще раз вспомним, какие органы чувств есть у человека? (Нос, уши, глаза, рот, кожа)
– Чтобы узнать, как вы запомнили, какой орган нужен, поиграем в игру «Какой орган чувств нам об этом подскажет?» (У воспитателя мяч и подборка слов)
Я вам буду кидать мяч, а вы мне называть орган чувств.

Глаза – белый, яркий, черный, блестящий.
Нос – запах, ароматный.
Рот – вкусный, сладкий, кислый, горький, соленый.
Уши – громко, тихо, звенит, пищит, стучит.
Кожа – горячо, больно, острый, твердый, мягкий.

– Молодцы, хорошо поиграли. Теперь давайте всем расскажем об органах чувств, используя картинки. Ребенок начинает со слов: Рот нам нужен для того, чтобы …
– Ребята, посмотрите, лица человечков изменились? Какие они стали? Какое у них настроение? Человечки веселые, улыбающиеся, настроение у них хорошее.
– А что же здесь написано?

Д: Спасибо!

В: Да, человечки снова стали веселыми и благодарят вас за помощь! Вы у меня настоящие помощники!!! Давайте с ними попрощаемся: До свидания!