Программные задачи.
- Образовательные. Формировать у детей отношение к правилам игры как обязательным для всех участников, умение взаимно контролировать действия друг друга в процессе игры в соответствии с правилами. Актуализировать знания детей:в использовании плана для нахождения определенного места; основных примет времен года;в измерении протяженности слов (деление слов на слоги).
- Развивающие. Совершенствовать знания детей: в градации величины;сказок прочитанных им в течение года. Совершенствовать целенаправленную двигательную активность.
- Воспитательные. Воспитывать у детей нормативную регуляцию поведения, желание к взаимопомощи, дружелюбие.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение худ.литературы, познание, физическая культура.
Материал. Мультимедийное оборудование, презентация, конверты с заданиями по сказкам, маленький козленок. Раздаточный: картинки петуха, ежика, лягушки, мушки и картинки колес разной величины.
Предварительная работа. Чтение сказок: русских народных “Волк и коза”, “Зимовье зверей”, В. Сутеева “Разные колеса”, Г. Остера “Зарядка для хвоста”. В течение года ознакомление с ориентировкой в пространстве с использованием плана комнаты. Ознакомление детей со временами года, протяженностью слов.
В качестве мотивации детей к деятельности используется персонаж “Фея вежливости”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята всем вам известная ФЕЯ ВЕЖЛИВОСТИ подарила, нам игру, которая называется “Сказочныеприключения” (на экране появляется заставка сказочной картинки с названием игры).Хотите поиграть в эту игру?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Хорошо давайте поиграем. Но у каждой игры, что есть?
Дети: Правила.
Воспитатель: Правильно правила.А правила в этой игре таковы: увидев на экране сказку, вы вспоминаете её название, а на столе находите конверт с этой сказкой, открыв его, мы с вами как будто попадаем в эту сказку,узнаем, что же там приключилось и помогаем героям этой сказки. Только пройдя все сказки и сумев помочь всем героям, вы станете победителями. Итак, внимание на экран.
На экране картинка из русской народной сказки“Волк и коза”.
Воспитатель: Интересно, как называется эта сказка?
Дети: “Волк и коза”, “Волк и семеро козлят”…
Воспитатель: Что же могло приключиться в этой сказке?
Дети находят нужный конверт, и воспитатель читает: “Коза спасла своих козлят, но один самый шустрый убежал”.
На экране появляется план зала, на нем отмечено место, где искать козленка.
Воспитатель: Интересно, что это такое?
Дети: Это план.
Воспитатель: План чего?
Дети: Комнаты.
Воспитатель: Какой комнаты?
Дети затрудняются ответить, тогда воспитатель помогает им наводящими вопросами.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что на плане изображается красным цветом?
Дети: Окна.
Воспитатель: А что синим цветом?
Дети: Двери.
Воспитатель: Посмотрите, внимательно, сколько дверей на плане и где они находятся?
Дети: Три.
Дети сравнивают расположение дверей и окон в комнате и на плане.
Дети: Это план нашей комнаты.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на план, и определите место в комнате, куда спрятался козленок.
Дети выполняют задание. На экране появляется картинка козленка.
Воспитатель: Молодцы! У козы беда приключилась, а мы смогли ей помочь. Давайте отправим козе телеграмму, чтобы она не волновалась: “Козленок нашелся с ним все хорошо”.
Дети прохлопывают в ладоши текст телеграммы, деля каждое слово на слоги хлопками.
Воспитатель: Смотрите, экран нам показывает следующую сказку.
На экране русская народная сказка “Зимовье зверей”.
Воспитатель: Назовите сказку.
Дети: “Зимовье зверей”.
Дети приносят нужный конверт. Задание: “Звери забыли приметы времен года, и теперь не знают когда же им готовиться к зимовью”.
На экране картинка с летней приметой.
Воспитатель: Назовите примету, какого времени года показывает нам экран?
Дети: Лета.
Воспитатель: Почему это примета лета?
Дети: Потому что летом птички (выращивают) воспитывают своих детей. После правильного ответа детей, на экране рядом с приметой появляется картинка времени года.
Воспитатель: А эта примета, какого времени года?
Дети: Осени.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Потому что деревья желтые и птицы улетают.
После правильного ответа детей, на экране рядом с приметой появляется картинка времени года.
Воспитатель: Ну, а это, примета какого времени года?
Дети: Зимы.
Воспитатель: Почему зимы?
Дети: Снег лежит и деревья голые.
После правильного ответа детей, на экране рядом с приметой появляется картинка времени года.
Только на экране появляется картинка, дети сразу отвечают.
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы узнали?
Дети: Весной на деревьях появляются почки.
После правильного ответа детей, на экране рядом с приметой появляется картинка времени года.
Воспитатель: А в какое же время года им надо готовиться к зимовью?
Дети: Летом, когда еще тепло.
Воспитатель: Молодцы! У зверей беда приключилась, а вы помогли решить эту беду. Смотрите, нам экран следующую сказку показывает, интересно, а там что приключилось?
На экране сказкаГ.Остера “Зарядка для хвоста”. Дети называют сказку, находят нужный конверт, воспитатель читает задание: “Сделайте то, что делали животные в этой сказке”.
Дети под музыку(песенку из м/ф “Зарядка для хвоста”) выполняют упражнения, которые показывает им воспитатель.
Воспитатель: Молодцы! Смотрим дальше.
На экране сказка В.Сутеева “Разные колеса”. Дети называют сказку и приносят нужный конверт. Задание: “В этой сказке у героев раскатились колеса в разные стороны, подбери каждому герою колесо по величине: самому большому – большое, среднему – среднее, самому маленькому – маленькое”.
Воспитатель: Сначала надо узнать, кто же из героев самый большой. Как можно это сделать?
Дети: Положить их рядом друг с другом, и тогда увидим кто самый большой.
Воспитатель: Правильно. А как узнать какое самое большое колесо?
Дети: Тоже разложить их рядом друг с другом. Воспитатель обращает внимание детей на расположение колес на столе.
После выполнения задания на экране появляется картинка героев сказки с нужными колесами.
Воспитатель: Посмотрите вы прошли все сказки, сумели ли вы всем помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит вы стали - победителями, молодцы! Давайте похлопаем друг другу.
Рефлексия.
Воспитатель: Понравилась вам игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в игре?
Дети: Подбирать колеса.
Воспитатель: Что было для вас самым трудным?
Дети: Найти козленка.
Воспитатель: А что было сделать легко?
Дети: Угадать времена года.
Воспитатель: Как называется наша игра?
Дети: “Сказочные приключения”.
Воспитатель: Посмотрите, наш экран показывает нам картинку с дорогой, которая ведет по сказкам с приключениями, и, конечно же, ФЕЯ ВЕЖЛИВОСТИ обязательно еще пришлет нам такую игру, но уже с новыми сказками.