Урок окружающего мира по теме "Кто такие птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели: формирование понятий о птицах.

Задачи:

1. Познакомить с птицами и показать их разнообразие.
2. Учить выделять существенные признаки птиц, исследовать строение пера птицы.
3. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: перфокарты, конверт с письмом, картинки с изображением птиц, видеофрагменты о птицах с ярким оперением, ножницы; у учащихся – разные по размеру, форме и цвету перья птиц, стакан с водой, цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Беседа.

– Кто дома вместе с родителями узнал о какой-нибудь рыбе?

(Ответы детей.)

– Кто узнал, есть ли рыбы, тело которых не покрыто чешуёй?
– Отгадайте загадку.

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Сом – это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи. Это самые крупные из обитающих в Европе рыб. Длина тела сома достигает 2,5м, а масса – 150 кг.

Днём сомы прячутся в углублениях дна, а ночью становятся активными. Считается, что в природе сом может прожить 80 лет.

2. Работа с перфокартами.

(Учитель раздаёт детям перфокарты с названием рыб.)

Фамилия ________________имя_______________________

– Какие рыбы речные, а какие морские?

Закрасьте кружочки:
речные рыбы – зелёным цветом,
морские рыбы – синим.

III. Самоопределение к деятельности.

– Ребята, от Муравьишки Вопросика пришло письмо.
– Дорогие первоклассники! Я приглашаю Вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зелёном доме?
– Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу?
– Кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)
– Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что раз бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка?
– Почему? (Бабочка – насекомое.)
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О птицах.)

IV. Работа по теме урока.

1. Игра “Кто больше”.

– Вспомните, каких птиц вы знаете. (Работа в группах.)
– Молодцы! Сколько птиц назвали!
– А как можно отличить птиц от других животных?

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите верхний рисунок стр. 36
– Каких животных вы узнали?

(Летучая мышь, ночная бабочка, курица, белка – летяга.)

– Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать.)
– Какое из нарисованных животных относится к птицам? (Курица.)
– Но ведь курица летает плохо, а её учёные относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. (Это перья.)
– Каких же животных мы будем называть птицами? (Тело, которое покрыто перьями.)

Муравьишка Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птиц.

– Чем покрыто тело птицы? (Перьями.)

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Практическая работа в парах.

(На каждой парте лежат разные по размеру, форме и цвету перья.)

– Чем различаются эти перья?

Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

– А ещё у пера есть бородки. Покажите их.

А) Рассмотрите перо под лупой. Обратите внимание на то, как прикрепляются бородки.

Б) Что случится, если сейчас подует ветерок? (Перья полетят.)

В) Разрежьте перо. Что вы видите внутри? (Ничего, внутри пусто.)

Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

Г) Обмакните перо в стакан с водой.

Намокло ли перо? (Нет, вода скатилась капельками.)

– Какой вывод из этого следует? (Перья защищают птицу от воды и сырости.)
– Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)
– Для чего же нужны маленькие пёрышки? (Для тепла.)

2. Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек и люди писали гусиными перьями? (Рассказ учителя.)

– Что можно сказать об окраске перьев? Перья имеют разный окрас. Они украшают птиц.

3. Работа в рабочих тетрадях.

Стр. 25 задание №1.

Сообщите другим ребятам о результатах своей работы. Выслушайте и оцените их сообщения.

4. Беседа.

– О какой птице говорится в загадке

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принёс….(павлин)

Часто можно встретить очень красивых птиц.

У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц чаще всего имеют однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Стр. 25–26 задание № 2.

– Рассмотрите рисунок. Назовите птиц.
– Чем эти птицы похожи? (Имеют чёрное оперение.)
– Чем отличаются? (Размером.)

У вороны чёрные только голова, передняя часть шеи, крылья и хвост. Остальное оперение светло-серое.

У галки серый только затылок, всё остальное оперение чёрное.

Грач отличается от своих сородичей следующими признаками: клюв вытянут, хвост сильно закруглён, оперение синевато – чёрного цвета.

– Выполните задание.
– А все ли птицы умеют лететь?
– Отгадайте загадку:

Скажи-ка мне,

Какой чудак Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, зато у них есть лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто густым непромокаемым оперением. Чтобы выжить, этим птицам не нужно подниматься в воздух, поэтому они не летают, их крылья выполняют другие функции.

И днём и ночью
Носит фрак? (Пингвин.)

– Это животное не умеет летать, но пингвины являются птицами.
– Почему? (Их тело покрыто перьями.)

VII. Рефлексия. (Стр. 37.)

– Отгадайте, о какой птице идёт речь.

1. Ночь, как смола, черным – черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает …(сова).

2. Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор. (Дятел.)

3. Пёстрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка.)

4. Спереди – шильце.
Сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце.
Снизу – белое полотенце. (Ласточка.)

5.Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица.)

(Раздать картинки.)

– Попробуйте рассказать об одной из этих птиц по плану:
название;
размеры;
окраска;
особенности.

VIII. Подведение итогов урока.

– Каких животных называют птицами?
– Приведите примеры птиц.
– По какому плану мы описываем птиц?
– Оцените свои достижения на уроке.