Занятие по теме "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Цель: создать праздничное осеннее настроение.

Задачи:

– продолжать знакомить детей с жанрами музыкальных произведений, сравнивать произведения одного жанра;
– учить в музыкально-ритмических движениях передавать характер мелодии;
– развивать навыки импровизации;
– воспитывать коммуникативные качества.

Ведущий:

“Здравствуйте!” – ты скажешь человеку.
“Здравствуй!” – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Ребята, у нас сегодня гости! Давайте, улыбнёмся, подарим им свою улыбку и поздороваемся весёлой песенкой.


(Рис. 1)

Попевка “Здравствуйте” .

Здравствуй, солнышко (Поднимают руки вверх.)
“Здравствуйте ручки! Хлоп, хлоп, хлоп!
Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!
Здравствуйте щёчки! Плюх, плюх, плюх! (Слегка похлопывают себя по щекам.)
Толстенькие щёчки! Плюх, плюх, плюх! (Похлопывание по надутым щекам.)
Здравствуйте зубки! Щёлк, щёлк, щёлк! (Стучат зубами.)
Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок! (Имитируют поцелуй направо и налево.)
Здравствуй, мой носик! би, би, би! (Слегка надавливают на нос пальцем.)
Здравствуйте гости! Здрав-ствуй-те!”


(Рис. 2)

Ведущий: Дети, сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Ведущий: Какой месяц?

Дети: Ноябрь.

Ведущий: Правильно! Наступил ноябрь – третий месяц осени, поздняя осень. Давайте, отправимся с вами в волшебный осенний лес, чтобы лучше разглядеть осенние приметы. Слушайте внимательно музыку, и выполняйте движения согласно характеру музыки. Вы готовы?

Дети: Да!

Ведущая: Пошли.

Музыкально-ритмические движения (марш, бег, поскоки).

Дети стоят в кругу.

Дыхательная гимнастика

Музыкальный руководитель: “Мы пришли в лес. Какой чистый воздух. Вокруг нас, вся полянка усыпана разноцветными листьями. Дети, берите по одному листочку в руки. Давайте сначала подышим воздухом осеннего леса, а потом, подуем на листочек, как ветерок. И покажем, как осенью листья с деревьях опадают, когда на них дует сильный ветер (воздушная струя слабая, затем усиливается)


(рис. 3).

Муз. Рук. От холодного ветра наши пальчики замёрзли, давайте их согреем.

Пальчиковая гимнастика.


(Рис. 4)

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки.)
Будем листья собирать,
Листья березы (Загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем .(Сжимают и разжимают кулаки.)

А сейчас приглашаю вас сесть на стульчики. Ребята, а вы знаете, кто сочиняет музыку?

Дети: Композиторы.

Муз. рук: Правильно. И сейчас я предлагаю вам послушать уже знакомые произведения, назвать композитора и рассказать какое произведение по характеру.

Слушание.

Дети: Эту музыку написал композитор П. И. Чайковский, произведение “Осенняя песнь” музыка грустная, печальная, жалобная, плачущая, неторопливая.

Муз. рук: Молодцы, верно назвали. Слушаем следующее произведение (звучит “Осень”Вивальди).

Дети: Композитор Вивальди, произведение “Осень”, музыка весёлая, звонкая, радостная, подвижная, праздничная, светлая.

Муз. рук: Молодцы. Мы слушали произведения про осень двух композиторов. У композитора Чайковского осень была грустная, а у композитора Вивальди осень весёлая.

Дети, как вы думаете, почему один композитор написал про осень грустную музыку, а другой весёлую?

Дети: Я думаю, когда Чайковский написал эту музыку ему было грустно. Шёл дождь, солнышко не светило. А у композитора Вивальди наоборот.

Муз. рук: Правильно. Дети, возьмите руки листочки, которые помогут вам изобразить осень. Постарайтесь в своём танце передать настроение музыки.

Муз. рук: Молодцы. У вас получился очень красивый танец с листочками. Занимайте свои места.

А сейчас, чтобы голосок стал звонким и красивым, нам нужно его разогреть попевкой, а для этого вы должны угадать по мелодии попевку и спеть её. Я сыграю на металлофоне, а вы угадайте мелодию. Ребята, давайте споём попевку . Надо чётко произносит слова без музыки. И покажем движение музыки рукой.

Пение.

Песню, которую мы исполним, вы должны отгадать по картинке. Показываю иллюстрацию соловей. Давайте, вспомним её и закрепим слова третьего куплета. (Словесное разучивание, хоровой повтор.) Вспомните, как называется эта песня, какая она по характеру?

Дети: Песня: “Скворушка прощается”, песня печальная, неторопливая, напевная, протяжная.

Муз. рук. Поэтому, поём её протяжно, тянем голосок, как ниточку.

Ребята, слушайте как я пою, и запоминайте мелодию.

Исполнение песни “Скворушка прощается”.

Муз. Рук. Следующая песенка “Ах, какая осень” Ребята давайте, споём песенку с запевалами. Запевалами у нас будет Амура, Настя, Саша, постараетесь припев петь напевно, красиво.


(Рис. 5)

Песня: “Ах, какая осень”.

Муз. рук. Как красиво осенью в лесу, когда падают листочки. Ребята, давайте, потанцуем с листочками.

Танец: “Листики”.

Муз. рук. Третья песня про дождь, вы будете петь под фонограмму. Берите султанчики и вспомним ритмический рисунок. Давайте с вами изобразим, как капает дождик. Будьте внимательны!


(Рис. 6)

Музыкальный руководитель:Осенью часто идут дожди. Ребята, какими музыкальными инструментами мы можем передать шум дождя?

Дети: Треугольник, металлофон, ложки.

Муз. рук. Сначала капли падают редко (дети показывают), потом часто и снова редко.


(Рис. 7)

Муз. рук. А давайте покажем, как идут дожди.

Капля раз, капля два
Капли медленно сперва (Играют медленно.)
Стали капли набегать
Капля каплю догонять
Сильный дождь пошёл (Играют с ускорением.)
Стали капли затихать
Стали капли высыхать (С замедлением.)
Деткам поклонилось. (Потянулись и поклонились.)

А теперь можно и поиграть. Ребята, встаньте в круг (дети стоят в кругу, в центре “дождик” ребёнок с султанчиком синего цвета).

Дети проговаривают слова:

Дождь, дождь, дождь с утра (хлопки чередуются со шлепками по коленям.)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте.)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп (Притопы.)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (Хлопки.)
Дождик, нас не поливай, (Грозят пальцем.)
А скорее догоняй! (Убегают от “дождика”.)


(Рис. 8)

Ведущая: Хорошо было сегодня в осеннем лесу. Мы увидели осенний лес во всей его красе: и падающие листочки, и звуки леса и даже его запахи. Вам понравилась в лесу?

Дети. Да.

Муз. рук. А теперь пора возвращаться в музыкальный зал. Сели, закрыли глаза и слушаем музыку и возвращаемся в музыкальный зал. Открыли глаза, теперь пора идти в группу. Давайте попрощаемся (дети уходят из зала под музыку).