Конспект непосредственно образовательной деятельности "Социальный мир" региональный компонент "Краеведение" "Путешествие в гости к Старичку-лесовичку"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Образовательная задача: учить распознавать деревья по листве, закрепить признаки, характеризующие лиственные и хвойные деревья; учить объяснять происхождение названий грибов и ягод, произрастающих в родном крае.
  • Развивающая задача: развивать умение классифицировать грибы и ягоды, как съедобные и несъедобные.
  • Воспитательная задача: Воспитывать бережное отношение к природе, умение действовать сообща с товарищами.
  • Речевая задача: учить образовывать однокоренные слова от названий ягод и грибов; использовать словарный запас по теме.

Задачи интегрируемых образовательных областей:

  • Образовательная область “Коммуникация”: учить грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения.
  • Образовательная область “Познание”: развивать познавательный интерес детей к природе родного края, логическое мышление, сообразительность, любознательность, воображение.
  • Образовательная область “Чтение художественной литературы”: прививать интерес к художественной литературе; формировать умение внимательно и заинтересованно слушать загадки.
  • Образовательная область “Безопасность”: воспитывать безопасное обращение с несъедобными грибами и ягодами.
  • Образовательная область “Здоровье”: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Образовательная область “Физическая культура”: формировать потребность в двигательной активности.

Материалы к непосредственно образовательной деятельности:

  • набор картинок на каждого ребенка: грибы, ягоды;
  • на каждого ребенка игровизор “С какого дерева листок?”, маркеры на водной основе, салфетки;
  • на каждого ребенка красные и зеленые листья;
  • план – карта;
  • конверты с заданиями;
  • посылка с шишками и сухими листочками;
  • дудочка;
  • макеты деревьев, грибов (для оформления);
  • мультимедийная установка;
  • презентация к НОД.

Методы: Словесный, наглядно-демонстрационный, игровой, практический.

Приемы: Сюрпризный момент, голосовая и эмоциональная модуляция, объяснение, создание поисково-исследовательской ситуации с использованием мультимедийной презентации, решение игровых заданий.

Программное обеспечение: MS Power Point.

Ход образовательной ситуации

Вводная часть. (3 мин.)

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

На поляне лесной,
Под могучей сосной
Старый старичок,
На нем бурый колпачок
Колпачок на бочок,
Кто в лесу бывает,
Тот его и знает.

Дети: (Белый гриб.)

Воспитатель: Правильно, ребята. Как по другому называется этот гриб? (Изображение на экране. Презентация. Слайд 2.) (Боровик.)

Воспитатель: Скажите, ребята, где растут грибы? (Грибы растут в лесу.)

Воспитатель: Какие деревья растут в лесу? (В лесу растут лиственные и хвойные деревья.)

Воспитатель: Сегодня утром к нам пришло письмо, давайте прочитаем его. “Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в гости в мой чудесный лес, где вас ждут интересные приключения. Поможет вам ориентироваться в лесу моя карта. Старичок – боровичок.” Ребята, хотите отправиться в лес?(Изображение на экране, Слайд 3.) (Да.)

Воспитатель: В конверте еще что-то лежит. (Воспитатель достает дудочку и карту, ребята высказывают предположения для чего нужна дудочка, рассматривают карту.) Закрывайте глаза, я заиграю в дудочку и мы окажемся в лесу. (Дети закрывают глаза.) Открывайте глаза, где мы с вами оказались? (На экране изображение леса, Слайд 4.)

Дети: Мы оказались в лесу.

Основная часть. (25 мин.)

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим куда же нам идти дальше? (Дети рассматривают карту и определяют, где лежит первый конверт.)

Воспитатель: Идем искать отмеченное дерево на карте. (Дети находят дерево и конверт № 1.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, что для нас приготовил Старичок – боровичок. (Воспитатель вынимает игровизоры из конверта и предлагает детям взять маркеры, чтобы выполнить задание.)

Игровизор “С какого дерева листок?”

Цель: закрепить знания детей о лиственных и хвойных деревьях, учить распознавать деревья по листве, развивать внимание.

Воспитатель: Ребята, соедините линиями листочки и деревья, на которых они растут. Один ребенок выполняет задание на экране. (Слайд 5)

После выполнения задания самопроверка и оценка выполненного задания с помощью листьев красного и зеленого цвета. На экране предлагается правильный вариант выполения задания, дети сверяют со своей работой и поднимают листочки: верно выполнили – зеленые, с ошибками – красные.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите как красиво в лесу! Скажите, какое сейчас время года? (Осень.)

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: (В лесу на деревьях листья стали разного цвета, листья начали опадать, растут ягоды, грибы.)

Воспитатель: Ребята, какие грибы растут в лесах нашего края? (На экране изображение грибов, Слайд 6.)

Дети: (подосиновики, подберезовики, сыроежки, мухоморы, маслята и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим, куда дальше нам идти? (Ребята выясняют по карте, что нужно искать под грибом конверт № 2. Дети идут по схеме и находят конверт.) Давайте посмотрим, что в нем? Старичок – боровичок приготовил для вас загадки о грибах. Слушайте внимательно. Нужно назвать верный ответ и найти картинку с отгаданным грибом.

Цель: закрепить знания детей о грибах, формировать умение классифицировать грибы как съедобные и несъедобные, учить образовывать однокоренные слова от названий грибов, развитие логического мышления, внимания.

  • Что за гриб стоит на кочке в красном бархатном платочке? (Подосиновик.)
  • Шляпка белого гриба, только ножка лишь тонка. И расту в другой я роще. Но найти меня не проще. (Подберезовик.)
  • Рыжий цвет, но нет хвоста. Это вовсе не лиса. Словно волны, шапки край. Ты скорей нас собирай. (Лисички.)
  • Я, как светофор в лесу, всех людей предупрежу: “Рвать и есть меня нельзя!” Стоп! Сигналю всем не зря. (Мухомор.)
  • Я скромней, чем мухомор, шляпка бледная совсем. Но обходят стороною меня в чаще люди все. (Бледная поганка.)
  • В шляпках серебристых и слегка волнистых прячутся подружки, зовут их... (волнушки).
  • Словно маслицем покрыты наши шляпки. Под сосной растут открыто крепкие... (маслятки).

Воспитатель: Молодцы, ребята. А на какие две группы можно разделить эти грибы?

Дети: (Съедобные и несъедобные.)

Воспитатель: Старичок – боровичок предлагает вам выбрать съедобные грибы. “Разложи правильно” (Детям предлагаются картинки с грибами, нужно выбрать только съедобные грибы.)

Воспитатель предлагает назвать детям съедобные грибы. После выполнения задания самопроверка и оценка выполненного задания с помощью листьев красного и зеленого цвета. (Слайд 7)

Воспитатель: Почему не выбрали эти грибы?

Дети: (Мухомор, бледная поганка, ложноопенок – грибы несъедобные.) (Слайд 8)

Воспитатель: Можно ли мять грибы или рвать из земли? Почему?

Дети: (Грибами питаются животные, если их смять, то грибы испортятся и животные не смогут есть грибы. А, если срывать грибы, то повреждается грибница и грибы на этом месте не будут больше расти.)

Воспитатель: Ребята, под землёй от ножек грибов тянутся в разные стороны белые тоненькие переплетённые ниточки. Эти нити называются грибницей. Это подземная часть гриба, она всасывает из почвы питание и воду. (Слайд 9)

Воспитатель: Как называют человека, который собирает грибы? (Грибник.)

Воспитатель: Как нужно правильно собирать грибы?

Дети: (При сборе грибов необходимо подрезать ножку у основания, чтобы не повредить грибницу.)

Воспитатель: Полезно ли есть грибы? (Да.)

Воспитатель: Грибы – ценный пищевой продукт. Недаром, в старину, во время постов, грибы были чуть ли не основной пищей населения. Даже на царском столе грибы занимали видное место. Содержащиеся в грибах ароматические вещества повышают аппетит, способствуют лучшему перевариванию и усвоению пищи, укреплению нервной системы. В рацион детей грибные блюда надо включать осторожно, а при заболевании почек или желудочно-кишечного тракта грибы противопоказаны.

Воспитатель: Что можно из грибов приготовить?

Дети: (Можно приготовить суп, пожарить грибы, мариновать, солить.)

Воспитатель: Если суп из грибов, то он какой? (Грибной.) А икра? (Грибная.) Если пожарить, то грибы какие? (Жареные.)

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.

Физкультминутка:

Воспитатель: Ох, что-то я устала, давайте немножко отдохнем.

Ветер дерево качает,
Влево, вправо наклоняет,
Раз наклон, два наклон,
Разлетелись листья вон!

Воспитатель: Отдохнули, можем идти дальше. Давайте посмотрим на карту. (Дети выясняют, что конверт № 3 нужно искать под рябиной.) (Слайд 10)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Старичок – боровичок хочет, чтобы вы рассказали какие ягоды растут в лесах и болотах нашего края?

Дети: (Клюква, брусника, черника, голубика, морошка, калина, рябина.)

Воспитатель: Для чего они нужны человеку? (Ягоды нужны человеку для еды.)

Воспитатель: Старичок – боровичок мне рассказал, что люди издавна заметили, что животные, заболев, отправляются на поиски какой-нибудь травы или ягоды, съев которую, они смогут выздороветь. Так и человек стал искать помощь у разных ягод. Многим известно, что черника очень хороша для зрения. Ягоды брусники способствуют повышению остроты зрения. Голубика содержит в своем составе вещества, которые противодействуют возникновению рака. Ягоды клюквы являются отличным средством для профилактики простуды и гриппа.

Игра “Съедобное – несъедобное”.

Цель: формировать умение классифицировать ягоды как съедобные и ядовитые, развивать внимание, учить образовывать однокоренные слова от названий ягод.(Воспитатель предлагает назвать детям съедобные ягоды. После выполнения задания самопроверка и оценка выполненного задания с помощью листьев красного и зеленого цвета.) (Слайд 11)

Воспитатель: А как называются эти ягоды? Почему не выбрали их?

Дети: (Волчья ягода, вороний глаз, ягоды ландыша – они ядовитые, их есть нельзя) (Слайд 12)

Воспитатель: Как называют человека, который собирает ягоды? (Собиратель ягод.)
Воспитатель: Можно срывать ягоды вместе с веточками? Почему?

Дети: (Нет, потому что, если сломать веточку, новая веточка на прежнем месте не вырастет, ягоды будет меньше.)

Воспитатель: Как правильно собирать ягоды? (Нужно аккуратно срывать только ягодки.)

Воспитатель: Что можно сделать из ягод?

Дети: (Из ягод можно сварить морс, варенье, компот, желе, кисель, приготовить мармелад, испечь пироги.)

Воспитатель: Из брусники какое варенье? (Брусничное.)

Воспитатель: Компот из черники? (Черничный.)

Воспитатель: Из клюквы морс? (Клюквенный.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием! В конверте еще что-то лежит.

Игровое упражнение “Почему нас так назвали?”

Цель: активизировать в речи слова, обозначающие названия грибов и ягод, упражнять в словообразовании, учить объяснять происхождение названий грибов и ягод.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам и ягодам? Попробуйте объяснить. (На экране появляются грибы и ягоды, Слайд 13.)

Подосиновик – растет под осинами.
Подберезовик – растет под березами.
Лисичка – по цвету похожа на лисий мех.
Мухомор – используют для травли мух.
Черника – имеет сок фиолетового чернильного цвета.
Голубика – имеет голубой цвет кожицы.
Белый гриб – имеет белую ножку.
Моховичок – имеет мохнатую шляпку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, у вас получилось расшифровать все названия. Нам пришла пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я заиграю в волшебную дудочку. Можете открыть глаза. Мы снова в детском саду.

Заключительная часть. (2 мин.)

Воспитатель: Ребята, какое задание было самое интересное? Какое задание было самым сложным? (Высказывания детей.)

Воспитатель: Ребята, пока мы с вами были в лесу, нам кто – то посылку прислал. Как вы думаете, кто?

Дети: Посылку прислал Старичок – боровичок.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что в ней. (Воспитатель достает и читает письмо от Старичка – боровичка: “Молодцы, ребята, вы много знаете о родных лесах, как не навредить грибам и ягодам. Но, у меня есть еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. Примите мой подарок (шишки и сухие листочки для детского творчества).

Воспитатель: Ребята, здесь так много шишек и листочков, что же с ними делать?

Дети: Давайте мы сделаем поделки для Старичка – боровичка.

Воспитатель: Правильно, и оформим в группе выставку для Старичка – боровичка.

Литература

  1. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.
  2. Лабутько Л.К., Шкляр С.В. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи. Человек и природа.